Найти тему

От купцов к аристократам, от аристократов к театру, от театра к медвытрезвителю и обратно

В первой половине XVIII столетия зданием, где сейчас располагается музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера», владел, занимавший должность премьер-министра при Анне Иоанновне. В начале 1740-х гг. его обвинили в участии в заговоре против Бирона и казнили.

Особняк по наследству перешел к его дочери, супруге графа Ивана Илларионовича Воронцова, участвовавшего в дворцовом перевороте 1741 года. В следующие десятилетия, вплоть до покупки дома Сергеем Павловичем фон Дервизом в 1883 году, особняк несколько раз менял владельцев, успев побывать в собственности купеческого рода Шнейдеров, Балабиных и, наконец, князей Репиных.

-2

С.П. фон Дервиз решил перестроить особняк, сделав его похожим на сказочный дворец. Работу эту он поручил архитектору Петру Шрейберу, который в полной мере справился с задачей, уделив особое внимание внутреннему оформлению. В созданных им интерьерах модерн сменяет ампир, а барокко эпохи Елизаветы пересекается с рококо и классицизмом, внезапно переходя в мавританскую роскошь.

Особняк фон Дервизов был не только жилым домом для семьи, но и центром культурной и общественной жизни. Великолепные балы, концерты и театральные представления проходили в его залах, привлекая высшие слои общества. Здесь собирались известные художники, писатели, политики и дипломаты. Однако вскоре фон Дервиз вместе с семьей переехал в Париж, да там и остался.

-3

За несколько лет до Революции особняк покупает шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко, чья матушка была племянницей Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской и близкой подругой княгини Екатерины Юрьевской. В 1910 г. на чуть ранее надстроенных двух верхних этажах обосновался созданный Мейерхольдом «Дом интерлюдий».

С приходом советской власти особняк разграбили, и на протяжении почти всего прошлого столетия он использовался по-разному – и как райком, и как Союз металлистов, и как дом просвещения, и как туберкулезный диспансер, и как мед вытрезвитель. В таких условиях ни о каком сохранении уникальных интерьеров и речи идти не могло.

-4

Спасла особняк от полного разорения и краха передача здания Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». На ремонт средств не было, но труппа театра продолжала играть в аварийных условиях. Так продолжалось до тех пор, пока в зрительный зал с потолка не обрушилась с потолка лепнина, повезло, что зал в тот момент был пуст. Только после этого начались ремонтные работы – меняли проводку и полы, укрепляли перекрытия, вставляли новые окна и двери. Следом за ремонтом пришел черед реставрации. За несколько лет специалисты смогли восстановить Мавританскую и Кленовую гостиные, Белый зал, Зимней сад, сцену и другие помещения.

Не пропустите новые публикации!

Приходите ещё — буду рада.

Комментируйте, Лайкайте, Подписывайтесь!