Рождение македонской фаланги
В 648 году до нашей эры, около местечка Гисия, спартанское войско столкнулось со своими давними врагами из Аргоса. Силы были примерно равными, и это давало спартанцам надежду на победу. Однако оказалось, что аргивяне обладали своими секретами. Все атаки спартанцев разбивались о железные копья стен аргосских воинов.
Затем царь Аргоса Фидон решился на контратаку. Спартанское войско было разгромлено и уничтожено. Так появились гоплиты - тяжеловооруженные воины с копьями и круглыми щитами, гоплонами. Это событие положило начало греческой фаланге, которая приносила грекам многочисленные победы.
Изначально фалангу и гоплитов придумали в Аргосе, но усовершенствовали другие греческие города. Из опыта битвы при Гисиях спартанцы извлекли уроки и сами начали использовать фалангу, значительно её улучшив. Сначала гоплиты строились в одной линии, затем количество линий увеличилось до шести, а затем до восьми. Глубина спартанской фаланги обычно составляла 12 линий. Эти изменения сыграли свою роль: в середине VI века до н.э., в битве при Фирее, спартанцы одержали победу над аргивянами, отомстив за своё поражение при Гисиях.
Дальнейшее развитие фаланги произошло в Фивах при Эпаминонде, который в знаменитой битве при Левктрах (371 год до н.э.) одержал победу над спартанцами и положил конец гегемонии Лакедемона в Греции. Затем македонский царь Филипп II внёс революционные изменения, создав свою версию фаланги. Воины получили длинные пики - сариссы, а классический гоплон заменили на меньший щит, крепящийся к левому предплечью. Глубина македонской фаланги составляла 16 линий.
Эта военная реформа дала свои плоды. В 338 году до н.э. Филипп разгромил объединённые силы греков при Херонее, а его сын Александр с его фалангой покорил значительную часть мира. В эллинистическую эпоху македонская фаланга стала основной боевой силой, не только в Македонии.
Противостояние титанов - Македония и Спарта
Когда в конце III века до н.э. спартанский царь Клеомен III пытался возродить величие Спарты, он организовал часть своей армии по македонскому образцу. Однако его попытки завоевания при Селассии в 222 году до н.э. закончились поражением от македонян.
Сначала спартанцы имели успехи: они выиграли несколько значимых сражений против ахейцев. Клеомен III смог захватить ключевые города, включая Аргос и Коринф. Местные жители полисов, составляющих Ахейский союз, поддерживали спартанского царя, надеясь на распространение его социальных реформ и в своих городах.
Однако Клеомен не торопился с этими изменениями, и его поддержка начала уменьшаться. В 224 году до н.э. стратег Ахейского союза, Арат, обратился за помощью к македонскому царю Антигону III Досону, понимая, что одному с Клеоменом ему не справиться. Антигон был заинтересован в восстановлении контроля над Грецией, возвращении македонского гарнизона в Акрокоринф, который считался ключом к Пелопоннесу. 20-тысячное македонское войско двинулось на юг из Фессалии.
Сражаться с ахейцами было одно, но противостоять македонской армии - совсем другое. Клеомен понимал это и принял соответствующие меры. Он организовал часть своей армии по македонскому образцу.
Клеомен создал четырехтысячный отряд тяжелой пехоты, который вооружил сариссами и заменил щит ремнем, крепящимся от края до края, как делали македонцы. Позиции спартанцев в Коринфе были крепкими, и армии Антигона не смогли их сразу пробить. Однако помогло восстание в Аргосе, где местные жители, не видя никаких изменений от Клеомена, начали выступать против него. Клеомен вынужден был отступить, и македоняне захватили Коринф, двигаясь дальше к Аргосу. Не имея достаточной силы противостоять, Клеомен отступил в Лаконику, потеряв свои приобретения на Пелопоннесе.
Однако несмотря на потери, Клеомен готов был сопротивляться. Воспользовавшись роспуском македонской армии по различным городам из-за зимы, он совершил рейд в Арголиду. Он уверенно рассчитывал, что если Антигон решит сразиться, его сила в городе будет ограничена, и он проиграет. А если он решит остаться за стенами города, это вызовет недовольство аргивян - почему царь не может защитить наше имущество.
Антигон выбрал последний вариант. Хотя аргивяне были недовольны, Антигон остался непоколебим. Он собрал свою армию и двинулся в Лаконику, где столкнулся с армией Клеомена возле Селассии, на границе Лаконики и Аркадии.
Хотя у спартанцев было меньше войск - около 20 тысяч, - их позиция на горе казалась прочной. Клеомен занял вершину Олимпа с отборными войсками, в то время как его брат и соправитель Эвклид расположился на Эве с менее опытными войсками. Македонцы смогли преодолеть Эву и уничтожить значительную часть войск Эвклида. Параллельно развернулась битва конницы, где спартанцы также потерпели поражение.
На слонах Олимпа решится судьба Греции...
Решающее столкновение произошло на склонах Олимпа, где сразились основные силы противоборствующих армий.
Изначально успех был на стороне Клеомена и его войска: спартанцы вынудили македонян отступить и даже преследовали их. Битва была крайне ожесточённой, и обе стороны проявляли выдающийся героизм. Решающее значение имела тактика Антигона, который применил так называемую "двойную фалангу" - две стройные колонны с сариссами (длинными копьями), двигавшиеся одна за другой и оказавшие превосходящее давление на противника.
В конечном итоге войска Антигона, сжав копья, силой двойной фаланги разгромили противника, выбив спартанцев из их позиций. Остатки армии бежали в разбег, и лишь Клеомен с несколькими верховыми воинами сумел вернуться невредимым в Спарту.
Это столкновение стало заключительной главой в эпопее Клеомена. В битве погибли практически все спартанцы, примерно шесть тысяч человек, по данным Плутарха. У Клеомена больше не осталось войска, и он прибегнул к помощи царя Птолемея III Эвергета из Египта, который финансово поддерживал его в этой войне. В изгнании Клеомен завершил свою жизнь в 221 году до н.э. Антигон занял Спарту и восстановил давние порядки в Лакедемоне.