Найти в Дзене
Центурион

Вот такие доклады приходилось писать шпикам до революции, под хруст французских булок

Итак. В 14-й день июня месяца 1903 года примерно в половине девятого вечера из заводского дома вышел молодой человек. Знакомьтесь, это Петр Марцинковский, служащий завода Краматорского Металлургического Общества. Он вместе со своим знакомым Василием Борщевым вышел пройтись по вечернему поселку в душный летний вечер. Молодые люди, перейдя железнодорожные пути, направились на главную улицу Краматорского посёлка - улицу Большую. Там они встретили двух девушек и молодого парня. Остановились, поприветствовали друг друга. Завязался разговор. Спустя 15 минут Марцинковский и Борщев пошли дальше в сторону дома Совасенко, который находился там же, на главной улице. Там они встретились с двумя знакомыми, а затем направились на окраину поселка в дом Ханужина, бывшего волостного писаря.

На следующий день Марцинковский встречался с артистом заводского театра Соловьевым. Вместе они пошли на жд станцию, где сели за стол в зале 1-го класса и пили водку. "Затем разошлись по квартирам, т.е. в заводское здание".

18 июня день был, видимо, настолько теплым, что наш знакомый Марцинковский, выйдя из дому, направился прямиком к реке. Там он искупался. Вечером того же дня Марцинковский отправился на жд станцию, где встретил Якова Ивановича Наседкина. Яков Иванович - молодой человек с покладистой бородой - работал заштатным псаломщиком Архедиаконо-Стефановской церкви села Белянского. По воскресеньям в помещении церковно-приходской школы он занимался пением с детьми. К Наседкину и Марцинковскому присоединились еще несколько человек - весовщик жд станции Клочковский и двое заводских рабочих. "Все вместе они отправились на жд полотно. Пройдя немного, спустились с путей и сели на насыпи. Затем сходили купили газету и вернулись обратно на то же место". Там, оживленно о чем-то беседуя, молодые люди просидели 1,5 часа. А после разговора они встали и пошли в буфет 1-го класса на вокзале, где, просидев до 12 часов, продолжали что-то обсуждать.

27 июня Марцинковский в 10.30 утра пришел на станцию, где встретил из Харькова почтовый поезд. Из поезда вышел мужчина лет 45. С ним он разговаривал около 20 минут, затем простился. Когда поезд тронулся, Марцинковский "на ходу вскочил в вагон 2 класса и доехал до станции Дружковка, встал и отправился затем на чугунно-литейный и вагонный завод Торецкой".

Примерно в тот же день на Базарную площадь, которая находилась рядом с вокзалом, приехали лошади с тремя пассажирами. Один из них - Василий Коршун, бывший студент и дворянин. Другой пассажир носил черную шляпу и красную рубаху навыпуск. Они проехали Краматорскую насквозь и скрылись в неизвестном направлении.

30 июня Яков Иванович Наседкин отправился к поезду, встретил своего знакомого студента, отправился с ним на Базарную площадь, где студента ожидали лошади. Затем студент уехал, а Яков Иванович вернулся в квартиру.

4 июля Яков Иванович в 7 часов утра отправился в церковно-приходскую школу, где учил детей пению. Затем отправился на станцию. "Отправился по линии Бахмутской жд, пройдя версту, вернулся обратно". Тут же по пути встретил знакомого. "Взял его под ручку и вернулись обратно по линии, пройдя версту, спустились с насыпи и тут же легли. Лежали полчаса, затем встали и стали ходить по линии, через 20 минут простились".

"14 июля в 6,5 часов вечера на станцию пришел [Яков Наседкин], а в 7 часов 23 минуты на станции появился неизвестный господин лет 35, выше среднего роста, шатен, небольшая рябенькая бородка, лицо рябовато. Они вместе с [Яковом Ивановичем] отправились на Базарную площадь, где господина ожидали, как видно, свои лошади, около лощадей они разговаривали. [Яков Наседкин] что-то ему говорил, а господин записывал в записную книжку. Затем простились. Господин поехал на деревню, а [Яков Иванович] в свою квартиру".

"18 июля в 5,5 часов вечера из своей квартиры вышел Яков Наседкин и отправился на Ульяновку в заводские квартиры, где живет рабочий Рыжий, скоро вышел с ношей, отправился на станцию. На углу около ретирадного места остановился, в это время как раз шли с работы рабочие. Наседкин заметил рабочего под кличкой Блондин, он дождался его и дал ему возможность заметить себя, и тогда пошел в ретирадное место, за ним последовал и Блондин, но скоро оба вышли. Блондин отправился на поселок в дом Резинкина, где он квартирует, а Наседкин вернулся на станцию, где встретил два поезда из Ростова".

21 июля из квартиры Яков Наседкин вышел бритым.

"9 августа [Яков Наседкин] в 6.30 вечера вышел из квартиры и отправился к дому Щелкунова, где подошел к окнам, посмотрел в окна. Как видно, не было того дома, и [Яков Иванович] вернулся назад. На пути на линии жд [Наседкин] повстречал [станционного работника]. [Яков Иванович] из кармана брюк вынул какую-то бумагу, в виде брошурной книженки и передал её станционному, который посмотрел её и обратно передал [Яков Ивановичу, он положил её в карман, о чем-то минут 5 переговорили и разошлись. [Наседкин] отправился на станцию Краматорскую, где повстречал из Ростова и Харькова поезда, но никого не встретил".

"В 7.30 вечера на станцию Краматорскую были приехавшие на лошадях из имения Коршунова, в 6 верстах от станции, жена с двумя детьми доктора Кашевалова, бывшая Коршунова, с ней также была приехавшая сестра Кашевалова. Их на станции Краматорской с большим восторгом встретил Яков Наседкин и в зале 1-го класса он беседовал с ними 3 часа 30 минут. В 11 часов ночи был пришедши на станцию Краматорскую поезд из Ростова. Псаломщик взял их вещи и вместе с женой доктора Кашевалова] и ея детьми отправил в вагон 2-го класса, где посадил их, и затем вернулся в вокзал за [её сестрой], взял ея вещи и вместе ней зашел в вагон 3-го класса, где посадил её и простился с ней. И отправился в вагон 2 класса, где распростился с женой доктора Кашевалова] и отправился в свою квартиру. [Сёстры] отправились в Харьков. [Жена доктора Кашевалова] проживала на даче при Минеральных водах, в доме при женской больнице доктора Кассовского, и где на заборе была прибита вывеска «Массажистка В.В. Кашевалова», сейчас вывеска снята. И поэтому раньше Яков Наседкин хаживал к ней".

10 августа "со станции Краматорской в 2 часа 20 минут пополудни на станцию Славянск были приехавшие несколько заводских рабочих, они все пересели на поезд на Городскую ветку, и все отправились на Минеральные воды, где зашли в театр. По окончании театра в 2 часа ночи они на поезде возвратились на станцию Славянск, откуда товарным поездом возвратились на станцию Краматорскую".