Вот уже давно отгремели последние бои Великой Отечественной Войны: всё дальше в прошлое уходят события тех страшных годов, а людей, способных поведать о тех событиях, с каждым годом становится всё меньше. Но тем не менее, память о том времени все ещё живёт в сердцах людей, и во многом это заслуга кинематографа.
В период советской власти было выпущено огромное количество фильмов про Великую Отечественную Войну, даже сейчас, спустя 78 лет после её завершения, выходят фильмы связанные с ней: война глубоким шрамом осталась в сознании народа, она затронула каждую семью – «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» - как поётся в песне. Из недавних картин можно выделить «Первый Оскар» (2022 г.) «Битву за Севастополь» (2015 г.), «Брестскую крепость» (2010 г.), и другие, но всё же большинство людей помнят войну именно по советским фильмам. Так постараемся же разобраться и проанализировать, чем так запомнилось массовому зрителю советское кино про ВОВ.
Прочитав эту статью Вы не только узнаете о лучших советских фильмах, но ещё и погрузитесь в отдельные аспекты, наиболее полно раскрывающие кинокартины. Вполне вероятно, что после прочтения данной статьи Вам самим захочется их посмотреть.
Всего будет представлено 5 кинокартин, как самых популярных по отзывам, а именно:
1. «Судьба человека» (1959 г.);
2. «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967 г.);
3. «Горячий снег» (1972 г.);
4. «В бой идут одни «старики»» (1973 г.);
5. «Они сражались за Родину» (1975 г.).
«Судьба человека»
«— Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии.»
«Судьба человека» – советский фильм 1959 года по роману Михаила Шолохова. В нем рассказывается о жизни и судьбе главного героя Андрея Соколова на протяжении десятилетий от Гражданской до Великой Отечественной войны. По своей сути фильм - драма о разрушительной силе войны на судьбы людей.
Фильм позволяет зрителю проникнуть в психологию главного героя и понять его внутренние переживания, страхи, надежды и потери. Это придает фильму большую эмоциональную глубину и позволяет зрителям сопереживать главному герою.
В фильме показана не только личная драма главного героя, но и влияние исторических событий на его судьбу. Это и гражданская война, и коллективизация, и Великая Отечественная война. В фильме показаны не только военные аспекты, но и повседневная жизнь, семейные отношения и эмоции, что дает зрителю глубокое и универсальное понимание. Особенно ярко в памяти остаётся момент, когда Андрей осознаёт гибель своей семьи.
Атмосфера каждого периода уникально передана режиссерскими решениями: историчные костюмы, достоверно выполненные локации и общий антураж позволяют зрителю с головой окунуться в трагедию главного героя.
В целом «Судьба человека» – это мощная драма о различных аспектах человеческой судьбы, влиянии войны на личность и глубине человеческой способности выживать в трудные времена.
«Хроника пикирующего бомбардировщика»
«Нет, братцы, вы — не лётчики, вы — кооператив извозчиков!»
«Хроника пикирующего бомбардировщика» – фильм 1968 года по одноимённой повести Владимира Кунина. В нём повествуется о буднях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны.
В центре повествования оказываются три героя: Сергей Архипцев (командир экипажа), Евгений Соболевский (стрелок-радист) и Вениамин Гуревич (штурман) – экипаж одного самолёта, посланного на опасное задание. Имеют место периодические вставки с прошлым героев, что позволяет лучше понять их мотивы и чувства. Особое место занимает любовь, показывая, что даже на войне найдётся место высоким чувствам.
Самолёт, на котором летали главные герои, является исторически достоверным и действительно прошёл всю войну – Пе-2, или в народе «Пешка», позволяет лучше проникнуть в атмосферу тех лет, особенно хорошо передан быт лётчиков – от боевых вылетов до ликёра «из шасси». Особый упор делается на внутренний мир лётчиков, кульминацией которого является самопожертвование с целью победы.
Сцены переданы на высшем уровне – в кадре часто присутствует техника, а все полёты показаны из кабины, где акцент идёт на главных героев. Не подвела и одежда – лётные костюмы и шлемы так же выполнены с исторической достоверностью.
По итогу, «Хроника пикирующего бомбардировщика» – это драма, показывающая переживания и быт обычных мальчишек, которые вынуждены были стать военными лётчиками.
«Горячий снег»
«— Моя эмоциональность понятна — там люди гибнут, а ты бессилен им помочь!
— Солдаты.
— А вы не помните, что они ещё и люди?
— Нет, не помню, не имею права, иначе начну думать, что у них есть отцы, матери, дети, что их ждут дома... тогда трудно будет на смерть их посылать, Виталий Исаевич... а приходится...»
«Горячий снег» – советский фильм 1972 года режиссера Гаврила Егиазарова, снятый по одноименному роману Юрия Бондарева. Фильм повествует о событиях Великой Отечественной войны и операции “Зимняя гроза” 1942 года и показывает тяжелые моменты того времени глазами главных героев, особенно стрелков и командиров Красной Армии.
Фильм погружает зрителя в атмосферу Великой Отечественной войны и немецких зимних наступательных операций, отображая реальность того времени, сложности и трудный выбор, стоявший перед главными героями. В «Горячем снегу» представлены драматические повороты, внутренние конфликты и эмоциональные переживания, которые испытывают персонажи. Это придает фильму дополнительную глубину и реалистичность. Особенно напряженной является сцена, когда на главных героев движутся танки и они вынужден выбирать, кто пойдет за них.
В фильме отличный сценарий и зрелые диалоги, которые передают всю сложность эмоций персонажей и позволяют зрителю глубоко погрузиться в сюжет.
Режиссерские решения уникально передают атмосферу времени и места, создавая мощные сцены боя и напряженные ситуации. Большое количество техники, массовка, дым, взрывы и гарь заставляют зрителя почувствовать себя на месте главного героя.
В целом «Горячий снег» – это трагическая драма, показывающая один из самых напряженных моментов той войны, а также личные перипетии и страдания главных героев. Фильм поражает зрителя своей атмосферой и глубиной и оставляет множество неизгладимых впечатлений.
«В бой идут одни «старики»»
«— Десять пробоин, бак вырвало, а у меня — ни царапинки. Как говоришь, Маэстро: «Будем жить!»?»
«В бой идут одни старики» (1974) - советский военный фильм режиссёра Леонида Быкова. Фильм основан на реальных событиях Великой Отечественной войны и рассказывает о героических сражениях советских летчиков.
Основное внимание уделено внутреннему мироустройству героев, их морально-психологическим качествам и нравственной силе. Фильм затрагивает тему войны и показывает, как советские лётчики, несмотря на возраст и личные трудности, остаются верны своему долгу перед Родиной. Также поднимаются вопросы дружбы, мужества, чести и самопожертвования.
Фильм отличается яркими и характерными образами, у каждого из героев есть своя история и мотив или причина участия в войне. Актеры эмоционально передают всю сложность морального выбора и непростых ситуаций на передовой.
Леонид Быков создал атмосферу исторической достоверности и тщательно проработал образ жизни и внутренний мир персонажей. Особое внимание уделено диалогам, которые раскрывают внутренний мир героев. При этом на высшем уровне сохраняется и сценография.
«В бой идут одни «старики»» – классика советского кино, показывающая внутреннюю картину Великой Отечественной войны глазами советского летчика, погружающая зрителя в атмосферу Великой Отечественной войны.
«Они сражались за Родину»
«Смерть-то — она не родная тётка. Она всем одинаково страшна: и партийному, и беспартийному, и всякому иному, прочему человеку.»
«Они сражались за Родину» – советский военно-патриотический фильм о Великой Отечественной войне, вышедший на экраны в 1975 году. Фильм снят режиссером Сергеем Бондарчуком по одноименному роману Михаила Шолохова и является одним из самых известных и популярных военных фильмов в советском кино.
В фильме прослеживаются судьбы отдельных персонажей, что позволяет зрителю увидеть личные страдания и конфликты каждого воина, что придает сюжету глубину и сложность. Фильм также содержит элементы идеологической пропаганды, изображая советскую армию как символ патриотизма, преданности Родине и лидеру. Многие сцены показывают психическую и физическую выносливость воинов в жестоких условиях войны.
В фильме «Они сражались за Родину» также показаны разрушения, страдания мирного населения и ужасы войны. Фильм не стесняется показывать болезненные моменты сражений и человеческие трагедии.
Режиссерские решения Бондарчука создают потрясающие сцены масштабных сражений и позволяют зрителю прочувствовать атмосферу войны.
«Они сражались за Родину» – это, пожалуй, одна из самых сильных драм о Великой Отечественной войне, в которой показаны не только великие подвиги советских солдат, но и их человеческая сторона, их страдания во время войны.
Что по итогу?
Великая Отечественная Война – самое страшное время в истории нашей страны. Оно многому нас научило, на за эти знания мы заплатили слишком большую цену. Мы должны знать историю. Знать и не повторять ошибок ушедших лет.