Если бы в прекрасный весенний день конца апреля 753 года до н.э. случайный наблюдатель оказался на вершине холма рядом с берегом Тибра, то стал бы свидетелем того, как Ромул проложил на земле борозду, символизирующую первые границы Рима, а также дальнейшей ссоры между братьями-близнецами Ромулом и Ремом. Никто из присутствующих не смог бы вообразить, что именно этот день войдёт в историю как дата основания самого могущественного государства античности.
Рим начался с небольшого поселения — убежища для отверженных и разбойников, которое росло, вбирая в себя чужеземцев и побеждённых, даруя свободу рабам и беглецам. Таким был город на заре своего существования.
Впоследствии благоприятным было расположение Рима на судоходной реке, что способствовало активному развитию торговли, и в то же время на некотором удалении от морского порта, благодаря чему город оставался защищенным со стороны моря и это принесло Риму многочисленные выгоды. Он остался недосягаем для внезапных морских набегов пиратов и в то же время имел возможность интенсивно налаживать связи с другими государствами, заимствуя многое от более развитых форм цивилизации и избегая стагнации, в которую впадали более изолированные морские державы, как, к примеру, Спарта. Вместе с тем, некоторая удаленность центра от морского побережья уберегла его простой народ и от развращающих чужеродных влияний, ставших проклятием многих крупных морских портов.
По классической версии древнеримской истории, Ромул был легендарным основателем Рима и первым из семи римских царей, положив начало самому большому государству древнего мира. Историки приписывают создание многих старейших правовых, политических, религиозных и социальных институтов Рима именно Ромулу и его современникам. Хотя многие из этих легенд и сказаний включают в себя элементы фольклора и неясно, в какой степени реальная историческая фигура лежит в основе мифического Ромула, приписываемые ему события и институты были центральными в мифах, окружающих происхождение Рима и его первые культурные традиции.
Когда латины впервые появились в истории, они занимали лишь небольшую территорию в северной части обширного района, который позже стал центром политической общности под названием Лициум (Лаций). Это был самобытный район фермеров и пастухов, проживающих в небольших поселениях, каждое из которых имело крепость, защищавшую при любой внешней опасности, а в центре место для проведения народных собраний.
Постепенно эти небольшие поселения стали объединяться в города, более мелкие поглощались более крупными, и в результате основная часть из них образовала древнейшее из латинских поселений Альба-Лонга — центр исторического союза. Даже после того, как политический центр был перенесен в Рим, латины в течение многих столетий ежегодно проводили празднества на горе Альбан.
Согласно римской мифологии, близнецы Ромул и Рем были сыновьями весталки Реи Сильвии и бога Марса, а их дедом по материнской линии являлся Нумитор, правитель Альба-Лонги, через которого близнецы произошли как от знаменитого Троянского героя Энея, так и от Латина — правителя Лация.
Когда пала Троя, к берегам Лация направился Эней, легенда о котором была создана греками, но впоследствии получила популярность в Риме.
По легенде, до рождения близнецов трон их деда Нумитора был узурпирован его братом Амулием, который убил детей Нумитора и обрек Рею Сильвию на вечную девственность, назначив ее весталкой. Когда неожиданно для всех Рея Сильвия забеременела, она утверждала, что это результат визита к ней бога Марса, который, сражённый ее красотой, спустился из небесных сфер на грешную землю. Амулий заключил ее в тюрьму и после рождения близнецов приказал бросить их в реку Тибр, воды которого во время шторма вынесли на берег корзину с младенцами, зацепившуюся за ветви смоковницы у подножия Палатинского холма.
В традиционном повествовании, волчица случайно наткнулась на близнецов и вскормила их, пока они не были найдены пастухом Фастулом и его женой Аккой Ларентией, забравшими их в свой дом и воспитавшими вместе со своими двенадцатью сыновьями. Братья выросли на Палатинском холме среди пастухов и крестьян, но всегда отличались завидной силой и стремлением руководить другими, с равным успехом как защищая свое поселение от разбойников, так и выступая в отдельных случаях в качестве самих разбойников. Со временем, когда дети выросли, пастух Фаустул рассказал им об их происхождении. С помощью своих единомышленников, среди которых немалую часть составляли преступники и беглые рабы, Ромул и Рем заманили Амулия в засаду и убили его, вернув на престол своего деда, и восстановив таким образом справедливость и нарушенный порядок вещей, а также решили основать свой собственный город.
Близнецы вернулись на берег Тибра - место, где они были оставлены в младенчестве, но не смогли договориться о том, на каком холме должен разместиться новый город: Ромул выступал за Палатин, Рем за Авентин, а также о том, кто из них станет первым царём и правителем Рима. Близнецы решили использовать популярное в то время гадание на птицах - ауспиции, которое должно показать верный путь для решения любого важного вопроса. Перед началом гадания на птицах Ромул провёл обряд очищения, зажёг костёр и каждый из присутствующих должен был совершить прыжок через пламя, так как считалось, что огонь очищает нравственно, а в великом священнодействии люди обязаны участвовать чистыми. После проведения обряда очищения появилось шесть коршунов над Палатинским холмом, и Ромул стал настаивать, что этот знак свидетельствует в его пользу, но чуть позже двенадцать коршунов возникли над Авентинским холмом, что Рем истолковал как предзнаменование в свою пользу. Братья так и не смогли прийти к решению, какой показатель считать более важным — временной или количественный, в результате чего ссора перешла в открытый конфликт, и Ромул убил Рема.
В другом варианте легенды, авгуры благоволили Ромулу, который приступил к вспашке разграничительной борозды вокруг Палатинского холма, чтобы определить границы будущего города и возвести стены. Когда Рем насмешливо перепрыгнул через «стены», чтобы показать, насколько они ненадежны против захватчиков, Ромул убил его в гневе.
Рем был погребен на выбранном им Авентинском холме, а Ромул со своим окружением с энтузиазмом принялся за создание нового поселения на Палатинском холме, никаким образом не предполагая, что закладывает основы величайшего государства с тысячелетней историей, ставшего самым крупным и влиятельным в античном мире.
Определившись с местом расположения будущего города, Ромул вырыл на Палатинском холме яму, в которую каждый присутствующий бросил горсть земли, привезенной из своих родных мест, из которых прибыл. Так как древние традиции учили не оставлять родной дом и могилы предков, в виде щепотки земли, каждый приносил с собой священную почву, в которой были погребены его предки, тем самым определив это место своей новой родиной.
Днем основания Рима считается 21 апреля 753 года до н.э. Этот день отмечается в Италии и в настоящее время как день рождения города, и ступени Испанской лестницы традиционно украшают в апреле азалиями.
В течение многих веков в день основания Рима отмечали древний религиозный праздник, посвященный богине Палес - Парилия (Parilia), во время которого проводили обряды очищения стад и пастухов.
Городской обряд, начинался с пира на Платинском холме, затем на алтаре Весты совершалась люстрация с участием старшей весталки, которая зажигала благовония, а затем смешивала с ними золу сожжённого теленка (приносимого в жертву в предыдущий праздник Фордицидии), конскую кровь (правый конь победной колесницы с праздника октябрьских ид прошлого года) и стебли бобов. В деревенском варианте пастух опрыскивал стадо водой, подметал загон и украшал его листвой. Затем он жег с помощью факелов оливковые листья, сабинские травы и лавровые листья, после чего, обратившись лицом на восток, читал воззвание к лесным богам о прощении за нарушение запретов, если стада стали невольно потревожили священные места в лесах и полях, повредили могильные травы, укрывались в храмах от ненастья, загрязняли воду в озерах и родниках своими копытами, а также просилось прощение за то, что пастухи и их стада возможно случайно видели божественных существ — фавнов, нимф и других обитателей диких мест, даже неизвестных (Овидий, Фасты, IV).
Это был отрывок из книги "Римские цари. История Древнего Рима" (автор Анна Сальватори).
Продолжение можно найти здесь: Амазон, Озон, литрес.
Было интересно? Подписка и лайк приветствуются! 👍