Найти тему

История самого обычного бывшего доходного дома, расположенного далеко не в центре Санкт-Петербурга

Современная улица Чайковского изначально, в начале XVIII в., называлась «2-я артиллерийская». В начале 1760-х она была переименована в честь Собора святого Георгия (построен в 1731 году на углу Чайковского и Литейной слободы) и до 1923 года, когда получила имя знаменитого композитора.

Бывший доходный дом С.С. Гончарова (Особняк Н.А. Огарёва) на улице Чайковского достаточно часто переходил из рук в руки, хозяева у него менялись достаточно регулярно. До начала XIX века в расположенном на участке №47 доме жил знаменитый итальянский живописец Антонио Перезинотти, который принимал участие в оформлении резиденций российской императорской семьи, а также в росписи плафона главного зала дворца Строганова. В 1809 году этот и соседний участок уже числятся единым владениям и принадлежат гоф-фурьеру (должность, аналогичная дворецкому в Западной Европе) П. Крылову.

-2

Каменное здание здесь появилось уже в 1820-х годах, после того, как дом перешел в собственность соседке – баронессе Миллер-Закомельской. Уже в 1824 г. владельцем становится полковник Прожиг Ф. Г. а еще через 4 года – коллежской советник Мосолов. В конце 30-х в жильцах числится коллежский асессор М.В. Ободовский. Впрочем, его владение особняком продлилось совсем недолго и меньше чем через год это владение перешло в руки С.С. Кушникова, служившего в свое время адъютантом у Суворова. Следующим владельцем особняка Николай Платонович Огарев, по указу которого у дома появились третий этаж и мезонин. Доходным же дом стал в 1869 г, когда вдова Огарева надстроила еще один этаж и стала сдавать комнаты в наем.

Частая смена владельцев продолжалась до самой Октябрьской революции. Сергей Сергеевич Гончаров, племянник жены Пушкина Натальи Николаевны стал последним из них. После 1918 года квартиры в доме вполне ожидаемо стали коммунальными, где во время блокады жила актриса театра им. А.С.Пушкина Грипунина, а в 1960-х годах – композитор Юрий Зарицкий.

-3

Несмотря на облагороженной внешний вид, состояние внутренних помещений оставляет желать лучшего. Здесь совсем немногое сохранилось от былого величия – плохо просматривающийся руст стен вестибюля парадной, растительные орнаменты на потолочных карнизах, заглушенный световой фонарь, фигурные консоли на лестничных маршах, чугунные лестничные ограждения да небольшой балкончик с парными консолями и оригинальной деревянной рамой, чудом дошедшей до наших дней.