"Ну что с того, что я там был.
В том Грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть".
Уже который век живет Россия. Сколько войн ей пришлось пережить, сколько пролить крови, сколько вытерпеть и настрадаться. Но, кажется, нет ничего более бесполезно жестокого и одновременно позорного, чем Первая Чеченская Война. Именно Первая, ведь все следующее за ней было уже повторением пройденного, пусть и не менее трагичным.
Предательство, смешанное с неоправданной ненавистью, с людским отчаянием, с бездонным горем, с фанатизмом. Мы не будем выносить очередной вердикт тем событиям, а лишь помянем героев, павших тогда, и напомним об истинном зле, что до сих пор окружает Русь.
Вечный раскол.
Чечня никогда не была единым целым. В XIX веке ее расколола Кавказская война 1817-1864 годов. Часть местных родов - тейпов и сторонников духовного саморазвития в исламе - мюридов - поддержала царскую власть и сохранила свое влияние. Другая продолжала оставаться непримиримой вплоть до своего конца и полного разгрома в начале XX столетия.
В XX веке чеченский мир был расколот дважды. В первом случае причиной стала война большевиков с отторгавшими советскую власть горцами, во втором - Великая Отечественная Война, выявившая тысячи предателей среди чеченского народа. И там и там, оппозицией вставали члены отдельных тейпов, не желавших союзничать с новым режимом, а также примыкавшие к ним бандиты и националисты.
На долгие годы Чечня оказалась усмирена. Все потому, что между партией и чеченскими родовыми элитами существовал негласный договор - "вы удерживаете власть в горах, мы зарабатываем с региона". И вправду, в ЧИАССР семимильными шагами развивались нефте- и газодобыча, разведка глин и кирпичного сырья, транспорт, проходила электрификация, появлялись крупные города. В городах главенствовала партия, и там в смычке с пригородними совхозами жили рабочие нечеченского происхождения.
В то же время в сельской местности, составлявшей более 93% территории Чечни, абсолютную власть имели тейпы. Там же большинство населения было представлено чеченцами. Тейпы контролировали овцеводство, ремесла, садоводство, завоз необходимой сельхозпродукции и не вмешивались в жизнь городской Чечни. Советы местных старейшин и авторитетов контролировали все самоуправление и руководили делами на местах. Однако большинство чеченцев жило за пределами самой Чечни, притом до трети из них обитало в Казахстане, еще треть - в РСФСР, остальные по большей части селились в Крыму.
Советская система была не самой лучшей, но это была система.
На ее смену пришла неразбериха. Новый глава страны М. С. Горбачев был нацелен изменить все и сразу, но не понимал и простых мелочей.
Сломав советскую власть в городах и промышленных районах ЧИАССР, генсек привел республику к ожидаемому исходу - потерявшая конкурента в лице партии, родовая элита Чечни и еже с ней, имея беспрекословную поддержку на селе, заняла место КПСС. Сразу возродился национализм, а с ним - исламизм, взращённый за те годы, пока "дикая" Чечня варилась в своем соку и жила своим миром. Многие чиновники русского и даже татарского происхождения начали покидать регион еще в 1989 году. Тогда же появились первые крупные уголовные дела, связанные с незаконным ввозом рыбы из Дагестана, рэкетом на рынках, торговлей холодным оружием, табаком и марихуаной. Через год в Чечне появилась новая сила - Объединённый Конгресс Чеченского Народа (ОКЧН), поддерживаемый радикальной молодежью и частью тейпов, который избрал себе лидера с громким именем - Джохара Дудаева. Офицер, герой-афганец, борец с Панджшерским Львом - Ахмад шах-Масудом, он имел исключительный ораторский талант и был достаточно грамотен, чтобы понять сложившуюся политическую обстановку. Дудаев обещал главе советской России Б. Ельцину поддержку всей Чечней на президентских выборах, за что ему досталось право подчинить в своем краю все и вся и установить новые законы. Дудаевцы быстро наглели и начали устраивать погромы советских администраций и атаки на милицейские участки. Глава Чечено-Ингушской АССР Доку Завгаев несколько раз звонил Ельцину с просьбой прислать ему ростовский ОМОН и дать шанс разобраться над националистами силами МВД и военных раз и навсегда. Однако было уже слишком поздно. Руководство республики попросту выбросили из большой игры. 5 сентября 1991-го дудаевцы взяли под арест грозненский отдел КГБ, а на следующее утро известили Чечню о том, что Верховного Совета ЧИАССР больше не существует.
Восход зла.
Надо ковать железо, пока горячо. Новоявленный диктатор начал повальную декоммунизацию региона, за один только сентябрь свергнув более 100 бюстов и скульптур Ленина, силой отделил от Чечни Ингушетию, собрал свое войско - "национальную гвардию", состоявшую из боевиков со всего Ближнего Востока и ополченцев из чеченской глубинки. Новая власть объявила, что все чеченцы, находящиеся на территории СССР, должны в срочном порядке вернуться на родину, чтобы пройти срочную военную службу. В то же время Дудаев потворствовал грабежу сырой нефти и газа, которые двигались по трубопроводам через территорию Чечни от Каспия к Черноморью.
Все шло к тому, что в конечном итоге Дудаев будет избран своими согражданами лидером и объявит о полной независимости. Так оно и стало. 9 ноября 1991 года после формальных выборов свершилась инаугурация первого президента Чечни. С началом нового, 1992 года Дудаев объявил, что раз руководства СССР, как и самой страны, больше нет на свете, то более никто не имеет полномочий контролировать Чечню. Тогда же новая страна приняла свое название - Чеченская Республика Ичкерия, следом герб (Черный волк) и флаг, затем свою Конституцию, а потом и вовсе порвала все культурные и правовые отношения с Россией.
Следом дудаевская клика наладила поставки в ЧРИ вооружения и бронетехники в обмен на нефть и газ. Через Грузию в Чечню тоннами завозилось НАТО-вское оружие и техника, по большей части гаубицы M109 Paladin и снаряды к ним, БТР-ы М113, новейшая электроника, системы ПВО, радиоаппаратура, винтовки М16, винтовочные патроны к ним, системы ночного видения, бельгийские бронежилеты и спальные мешки. Все остальное можно было без проблем добыть и на постсоветских просторах, нужны лишь валюта да желание.
Главным способом получить вооружение от РФ было разорение воинских частей и вывоз с их территории всего, чем можно убивать и калечить. Самый известный полевой командир Дудаева - Шамиль Басаев - с мая 1992-го вместе с бойцами роты "Чеборз" вел ежедневный грабеж военного городка номер 1, украв за одни только сутки 8 автомобилей и 1 БТР-80. По их примеру боевики из "Афганского батальона", "Аргунского легиона", "Боснийских волков" и пантюркистской организации "Бозкурт" начали устраивать нападения на части окружных учебных центров, погранзаставы, казармы срочников и многое другое.
Чуть ранее, в феврале 1992 года МО РФ был назначен Павел Грачев, сменивший на посту министра обороны СНГ Е. Шапошникова. Генерал, как и его окружение, не был готов идти на спонтанное вооруженное столкновение с боевиками и под конец весны отдал приказ частям, дислоцирующихся в Чечне, прекратить стычки с местными формированиями и покинуть территорию республики, предварительно сдав все вооружение и запасы топлива, все казарменное оборудование и технику местным властям. Танковые части российских войск, а также части пограничников, ж/д войск и ВВС РФ были выведены из региона менее чем за месяц. Остальные добирались домой до конца июля, часто - без какой-либо поддержки с воздуха или как-то иначе, через заброшенные дороги и горные тропы. На российские подразделения бойцами "Афганского батальона" и других частей Национальной гвардии без конца совершались вооружённые налеты, порой удачные. Во время одного из таких дудаевцами были отбиты у федералов 1 танк Т-72, несколько грузовиков, 2 БТР-70 и ЗРК "Шилка". С грехом пополам половину вооружения и боеприпасов все же увезли во внутренние пределы РФ. Однако дело было сделано - Чечне досталось 130 единиц бронетехники, 210 артиллерийских систем, включая 18 РСЗО "Град", 30 "зениток", комплекты ПТУР, некоторое количество самолетов, 4 боевых вертолета Ми-8, один из которых украли с территории части ВВС прямо тогда, когла она выходила в Россию.
52 тысячи АК-74 и СВГ, эшелон с ГСМ, целые вагоны ручных гранат, ППМ, ПТМ, артиллерийских снарядов, патронов, зарядов, 39 тонн вещевого имущества, несколько сотен тонн продовольствия, тонны пороха, медикаментов, тысячи мешков с песком, топографические карты Чечни, портативные радиостанции и компасы...
Дудаев приобрёл при помощи коррупции в новорождённом российском генералитете 10 танков Т-64 и Т-72Б Кантемировской танковой дивизии, свозил в Чечню гаубицы Д-30, стрелковое оружие, минометы и крупнокалиберные пулеметы через контакты в 131-й отдельной мотострелковой бригаде.
Поняв, что ситуация заходит слишком далеко, в Кремле решили противопоставить Дудаеву местные оппозиционные силы, расположившиеся в Урус-Мартане, Аргуне и Надтеречном районе Ичкерии, включая 360 бойцов из нескольких тейпов и добровольно собравшиеся отряды потомков терского казачества. Все они финансировались из кармана ФСК, а вооружались засчет ВС РФ. Но вот беда - случились "Черный октябрь" 1993-го и "прославившийся" на весь мир расстрел Белого дома, а посему хозяину Кремля стало не до чеченских событий (удержаться бы самому!) За это время дудаевская клика кроваво расправилась с противниками режима, уничтожила несогласных депутатов чеченского парламента и развернула широкомасштабную мошенническую деятельность на территории России, где чеченцы и нанятые Грозным лица грабили налоговую службу, банки и Пенсионный Фонд. Любому дураку стало ясно, что миром такого размаха бесовщину не утихомирить. Нужны радикальные меры.
К июню 1994 года, когда остатки чеченской оппозиции сдулись окончательно, президент РФ, наконец, решил прислушаться к заявлениям директора ФСК Сергея Степашина и командующего вооружёнными силами МВД Анатолия Куликова и всерьез взяться за чеченский вопрос. Неподалеку от подмосковного Одинцово состоялась закрытая встреча, на которой присутствовали Грачев, Ерин, Степашин, председатель правительства РФ В. Черномырдин, военный прокурор В. Паничев, Куликов и многие другие высшие лица, а также президент. Ниже представлю вам некоторых членов Совета.
Что там происходило на самом деле, знает один лишь Бог. Известно точно лишь одно: по указу Ельцина была сформирована Объединенная Группировка войск, в размытые задачи которой входили "стабилизация обстановки" и "наведение конституционного порядка" в Чеченской Республике. Так Россия оказалась в шаге от новой, кровавой и непонятной войны, которую она не забудет уже никогда. Стоял ноябрь 1994 года.
Война начинается.
План, составленный в Генштабе по поручению президента России, состоял из четырех этапов:
1) создание за шесть суток группировки войск в составе подразделений ВВ МВД и ВС РФ, также групп ОМОНа, СОБРа и ряда отрядов спецназа вкупе с блокадой воздушного пространства над Чечней прибывшей на аэродромы применения тактической авиацией ;
2) подавление вражеских подразделений арт. огнем, авиаударами, системами РЭБ, прорыв границы между непризнанной ЧРИ и РФ с последующей полной блокадой Грозного;
3) стремительный штурм "президентского дворца" и прочих важных объектов чеченской столицы;
4) зачистка Грозного и далее всей территории Чечни.
Перед ФСК была поставлена задача уничтожить главные "действующие лица" дудаевского кабинета и развернуть диверсионно-разведывательную деятельность в неограниченных масштабах.
Перед ВВ МВД стояла задача никого не выпускать из Чечни и никого не впускать на ее территорию, а также, совместно с ОМОНом и спецназом ФСК, осуществлять охрану войсковых маршрутов, коммуникаций, пунктов хранения боеприпасов и продовольствия, авиабаз, зачищать Чечню от бандформирований там, где федеральных войск будет недостаточно, изымать у местного населения оружие и контролировать оборот "веществ" и алкоголя.
На операцию отводилось 20-25 суток.
Группировка федеральных войск в Чечне насчитывала 24 тысячи человек и была разделена на три части - Владикавказскую (с запада), Моздокскую (с севера) и Кизлярскую (с востока). В ее подчинении находилось 80 танков, несколько сотен БТР-ов, БМД и БМП, 190 орудий и минометов.
Штурм Грозного с Моздокского направления должен был возглавлять Лев Рохлин - отличный командир, генерал-лейтенант, ветеран Афганской войны. Он нам вскоре встретиться опять.
По большей части это были сводные отряды мотострелковых войск, десантные подразделения и группы ВВ МВД. Между ними организовать грамотное взаимодействие и обеспечивать во время боевых действий чрезвычайно трудно из-за их узкой специализации. В стране Советов к этому стилю взаимодействия прибегали очень редко, даже в Афгане такое практически не происходило.
Взаимодействие же сводных отрядов друг с другом не отрабатывалось в СССР вовсе, так как к их формированию не прибегали ни разу со времен ВОВ.
На этом фоне очень странной выглядит фраза МО Павла Грачева, сказанная им о боях в Грозном между дудаевцами и оппозицией: "если бы воевала армия, то одним парашютно-десантным полком можно было бы в течение двух часов решить все".
Дудаев сумел сколотить дисциплинированное, хорошо оснащенное, морально крепкое профессиональное войско, которое (увы!) было подготовлено куда лучше, чем федеральная армия, входившая в Чечню. Афганистан, Приднестровье, Нагорный Карабах - дудаевские бойцы везде успели побывать. Национальная гвардия ЧРИ подразделялась на несколько десятков батальонов от 300 до 600 человек, каждый из которых был самостоятелен, при этом имея благодаря американскому и германскому оборудованию постоянную связь с центром. В гвардии состояло порядка 34 тысяч мужчин возрастом от 16 лет, но это - без учета местнических формирований горных чеченцев. На службе у Дудаева были также арабские моджахеды, пантюркисты из "Бозкурта", наемники из Африки, Хорватии, Боснии, Польши, нацики из УНА-УНСО, "белые колготки" (латышские снайперши), легион крымских татар-исламистов. Итого - не менее 40 тысяч.
Территория Чечни разделялась на "зоны ответственности" - джамааты. Каждый джамаат контролировал самый авторитетный член самого влиятельного тейпа. Он ведал всеми денежными вопросами, возглавлял отдел контрразведки, порядок в религиозной сфере и офис индендантской службы.
В Грозном было налажено производство автомата "Бориз". По всей Чечне население и дудаевцы заблаговременно организовали десятки тысяч малых и больших схронов и складов с вооружением.
Основные силы боевиков были сконцентрированы в крупнейших городах - Гудермесе, Шали, Ачхой-Мартане, Урус-Мартане, Аргуне, Петропавловском. Отдельные группы, включая бойцов "Абхазского батальона" Басаева, занимались диверсионной работой, разведкой и в будущем масштабными набегами на федеральные войска. Под их контролем находились позиции на НПЗ, в аулах, в горах, в городке Долинский.
План, отправленный МО П. Грачеву, одобрили 6 декабря в 2 часа по полудню.
8 декабря 1994 года провели смотр готовности частей.
10 декабря приказом Грачева официально сформирована Объединённая группировка ВС РФ (ОГВР) для борьбы с чеченскими вооруженными формированиями.
Это было равнозначно объявлению войны.
Наступление федералов началось 11 декабря 1994 года, в 08:00. И тут же начались проблемы. Оказалось, что товарищ Грачев невесть зачем перенес начало операции на аж три часа, а Куликова и его штаб не оповестил. Поэтому ВС входили в Чечню в полном одиночестве, без поддержки спецназа ФСК и ВВ МВД. Благо Анатолий Сергеевич оказался не из робких: матом добиваясь по телефону нужных ему чинов, он дозвонился до самого министра, от которого получил разъяснение: не надо никуда спешить, наступать "МВД-шникам" следует на полчаса позже федеральных войск.
Выявилась еще одна проблема. Население Ингушетии, равно как дагестанцы или чеченцы, встречало российскую армию недружелюбно, нападая на солдат, стреляя в офицеров, воруя технику и вооружение прямо на марше. Колонна 19-й мотострелковой дивизии в городе Назрань потеряла убитыми 4 рядовых и 1 сержанта. В селе Ярдынка местные коктейлями Молотова и самодельными гранатами сожгли 15 единиц бронетехники, включая танк Т-64. Колонна бойцов 76-й воздушно-десантной дивизии вынуждена была попросту остановиться, так как селяне из Верхних Ачалук легли на дорогу. К тому же, в 8 утра в Назрани открывался городской рынок, и сотни людей вперемешку с отарами овец, ослами, грузовиками и мотоциклами надолго перегородили дорогу федералам. Ни выстрелы в воздух, ни вопли в мегафон не принесли никакого серьезного результата.
В то же время тактическая авиация ВС РФ (вертолёты Ка-50 и самолеты Су-25) в течение двух часов блестяще уничтожила всю военную авиацию Чечни, а также почти все гражданские самолеты. От аэродрома в Грозном не осталось и следа. Однако как-либо серьезно подавить средства ПВО им так и не удалось. Кончились боеприпасы.
Грозный - второй Сталинград.
Оставим пока федеральные войска, входящие в Чечню. Перенесемся ближе к Новому Году.
Перед генералами, их штабами и бойцами встала очень трудоемкая задача - штурм Грозного.
В городе находилось до 10 000 бойцов ЧРИ и наемников, 20 артилл. и минометных батарей, около 60 танков, сотня БТРов и БМП, 150 зенитных средств и более тысячи ручных гранатометов.
Внутри города проходили две укреплённые линии обороны радиусом в 1 км и 5 км,. Внешний, третий, опоясывал Грозный и вытягивался в сторону Долинского.
Для штурма города была создана особая группировка войск, состоявшая из 4 частей: "Север", "Северо-Восток", "Запад" и "Восток".
"Север" возглавлял Лев Рохлин.
31 декабря 1994 года, под самый Новый Год, российская армия начала легендарный штурм Грозного. Большая часть войск была укомплектована юными срочниками с нулевым опытом боевых действий, неготовых к городским боям, жестокости чеченцев и гнетущей атмосфере. Из-за недобора войск пришлось в прямом смысле снимать с кораблей морпехов Тихоокеанского и Северного Флотов.
Отсутствовали необходимые для боев в городе карты, постоянно пеленговалась врагом радиосвязь, отчего "чехи" знали о приказах в федеральных войсках едва ли не раньше тех, кто эти приказы получал.
К 13:00 1-й батальон 81-го мотострелковый полк, смело наступая с севера, взял железнодорожный вокзал, а в 15:00 2-й батальон этого же полка блокировал президентский дворец. Вскоре за ними в город "всосались" и другие подразделения, включая ВВ МВД и спецназ ФСК.
Однако, когда к вокзалу подтянулись расслабленные военные 131-й "Майкопской" омсбр, не проведшие необходимую разведку и оставившие бронетехнику, чтобы погреться в здании вокзала, со всех сторон на них обрушился шквальный огонь из всего. Сотни автоматов, пулемёты, снайпера превратили десятки мотострелков за мгновение ока в изрешеченные трупы. Офицеры были растеряны, некоторые потеряли дар речи от такого, от чего быстро словили пулю.
Те, кто соображал быстрее, рванули к БМП, отстреливаясь изо всех сил, однако, так как авиация и танки были далеко, это оказалось бессмысленно. 24 бронемашины были прожжены насквозь противотанковыми боеприпасами. На помощь "майкопцам" поспешили батальоны 81-го мсп, ушедшие на восток и обратно на север, но и они увязли в боях, а потом и вовсе попали в окружение. Со стороны чеченских боевиков почти все в идеале знали город, поэтому воевать с ними было неимоверно сложно.
Лишь поздней ночью с 1-го на 2-е "майкопцы" и бойцы 81-го при поддержке десанта прорвали кольцо, в которое угодили, после чего, унося раненых, двинулись обратно, на север города.
Так Россия встретила новый, 1995-й год. Правительство ничего не сказало народу о случившемся. Ельцин лишь решил найти виноватых в трагедии. Он удалил от себя нескольких генералов и назначил Рохлина командующим штурмом Грозного с севера, объединив части "Северо-Восток" и "Север" в одну группировку. Тем временем на Родину милую "черные тюльпаны" понесли более 300 цинковых гробов. Начиналась новая война...