91,4K подписчиков

Художник Владимир Лукич Боровиковский: любимая игра по каталогу

475 прочитали
Боровиковский Владимир Лукич, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797, холст, масло. 73,5 × 59 см,
Третьяковская галерея, Москва
Боровиковский Владимир Лукич, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797, холст, масло. 73,5 × 59 см, Третьяковская галерея, Москва

Говорят, этому художнику беззастенчиво везло. Вот только крыльями его синей птицы были вдохновение и трудолюбие. Так что удача его была вполне заслуженна, а успехи — закономерными.

Его первые работы с головой выдавали творца-самоучку, но очарование живой достоверности образов отвлекало публику от технических недочётов. Ему не суждено было поступить в столичную академию; однако, петербургские художники разглядели в скромном провинциале недюжинный талант. И оказали всемерную поддержку. У нашего героя не было собственной мастерской, но и тут ему повезло: покинувший Россию наставник, австриец Лампи, оставил ему свою.

По всем неписанным законам бытия, ему следовало бы остаться навсегда безвестным. Но однажды художнику, в числе многих прочих, посчастливилось получить заказ на роспись стен путевого дворца Екатерины II. И среди многих прочих именно его работа приглянулась императрице. Что предопределило всю дальнейшую жизнь...

Боровиковский Владимир Лукич, «Христос со сферой», медь, масло, 45 x 36 см,
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Боровиковский Владимир Лукич, «Христос со сферой», медь, масло, 45 x 36 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Порою судьба прощала ему и откровенные дерзости. К примеру, однажды он рискнул изобразить великую императрицу без обычной художественной лести и прикрас. Написал парадный портрет, более похожий на психологический. И вновь, вопреки всеобщим ожиданиям, удостоился похвалы государыни, которая случалось карала и за меньшее.

Позже, переосмысливая и упорядочивая собственное творчество, этот мастер стал отдаляться от идей сентиментализма. И тут же, как по заказу, грянула повальная мода на французский классицизм. И наш герой опять оказался «на коне»! Даже угасание интереса публики к его проникновенным и лиричным полотнам совпало с собственным желанием мастера удалиться от мирских сует и вернуться к духовной живописи. С которой он, собственного говоря, и начинал свой творческий путь, чем заслужил доверие и многочисленные заказы духовенства. Снова — чистейшая удача!

Боровиковский Владимир Лукич, «Рождество Христово», холст, масло, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра
Боровиковский Владимир Лукич, «Рождество Христово», холст, масло, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра

За что капризная Фортуна так сильно любила этого мастера? Возможно, за его поразительную скромность. Возможно, за абсолютную бескорыстность и всегдашнюю готовность помочь ближнему своему, отдав последнее. А может быть, всё объяснялось тем, что этот живописец как никакой иной улавливал дух эпохи. Был плотью от её плоти, искренне проникаясь и глубоко проникая в суть личности героев своих великолепных портретов...

Боровиковский Владимир Лукич, «Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой», 1790, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Боровиковский Владимир Лукич, «Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой», 1790, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Сегодня мы с радостью презентуем Вам, дорогой читатель, работы из каталога картин Владимира Лукича Боровиковского. Вернее — предлагаем участие в нашей любимой «игре по каталогу». Правила её неизменны и просты: в разделе комментариев Вы пишете число (от 1 до 192), а мы размещаем для Вас картину мастера, значащуюся под этим номером. Надеемся, Вам достанется по-настоящему красивая и яркая фигура, оставившая след в истории России XVIII века. Приятного просмотра, дорогой читатель!

Автор: Лёля Городная

Комментарии, лайки и репосты приветствуются на канале. Большое спасибо!