Найти тему
Perfect Gentleman

Mantis & Shadow. Lucifer (2024). Рецензия

Автор: Константин Волкичевский

Жанр: neoclassical dark ambient

Страна: Австралия

Лейбл: Dead Noise Radio

Дата выхода: 1 апреля 2024

Музыкальная карьера австралийца Дункана Ричи длится уже более тридцати лет. Работая преимущественно в таких жанрах, как индастриал, нойз и дарк-эмбиент, он давал концерты в Австралии и Японии в составе дуэт-проекта The Rosenshoul, издавался на Cryo Chamber под псевдонимом Flowers For Bodysnatchers, исследовал поджанр космического эмбиента в своём сольном проекте ANIHILA и писал саундтреки для фильмов-лауреатов кинофестиваля имени Г. Ф. Лавкрафта. Немудрено, что настолько опытный музыкант решил выйти из-под крыла устоявшихся китов индустрии и в 2023 году основал собственный лейбл звукозаписи Dead Noise Radio.

Основной проект Ричи — Flowers For Bodysnatchers, и его музыку он описывает как «неоклассический дарк-эмбиент». Основная фишка этого поджанра — использование симфонических и мелодичных партий инструментов (в основном клавишных и смычковых), с которыми разительно диссонируют сэмплы жутких, неприятных звуков и абразивные индустриальные шумы. Именно на этом поджанре Ричи сфокусировал свой лейбл.

Поначалу Dead Noise Radio служил просто площадкой для всех проектов Дункана, но зимой 2024 года Ричи объявил, что к лейблу присоединяется первый новичок. Им стал проект Mantis & Shadow, за которым стоит Шон Эльстоб (Shaun Elstob). Тогда же был анонсирован «Lucifer» — третий альбом Шона в целом и первый под эгидой DNR.

В течение двух месяцев до релиза Ричи подкармливал интерес публики, выкладывая синглы из альбома на YouTube-канале лейбла. Уже тогда стало ясно, что к Dead Noise Radio примкнул талантливый и оригинальный музыкант.

-2

Релиз «Lucifer» состоялся 1 апреля 2024 года. Альбом вышел в цифре, а также ограниченным тиражом на CD в стильной упаковке-«диджипак». Оформителем физического издания традиционно выступил сам Дункан Ричи — помимо мрачной музыки, он также занимается фотографией и графическим дизайном. Обложка альбома и панели диджипака выполнены в стиле живописи Ренессанса и изображают Люцифера не в привычном образе олицетворения зла, но в его забытой ипостаси светоносного бога древнеримского пантеона.

Название альбома может навести на мысли о Сатане, преисподней и тёмных силах, но на деле же его концепция отличается с точностью до наоборот. В этом релизе Эльстоб исследует интересный и сложный теологический вопрос — незапятнанный образ Люцифера как античного бога, сына богини рассвета Авроры, коим он был до того, как христианство отождествило его с падшим ангелом и родоначальником тьмы.

Свою задумку Шон поясняет в аннотации на Bandcamp:

«До того, как Люцифер стал Сатаной, он был римским богом, ассоциируемым с планетой Венерой, чье появление предвещает восход солнца. Он был “Светоносным”, его по сей день почитают как светоч во тьме, бога, олицетворяющего и дарующего мудрость, просвещение и изящество ума.

Этот альбом — попытка восстановить хотя бы малую толику истинной истории Люцифера. Да получит он славу, уважение и почести, которых заслуживает. Это — моя скромная дань уважения и преданности владыке Люциферу».

Там же приводятся тезисы из мифологии и богословия:

«Люцифера отождествили с мифом о падшем ангеле лишь после 382 года нашей эры. К тому моменту Иероним Стридонский завершил перевод священных писаний с иврита на латынь. Этот перевод стал Латинской Вульгатой — Библией, которой Католическая церковь пользовалась в течение следующей тысячи лет. Оригинальный текст на иврите главы 14 в книге Исаии, описывающий падение “денницы, сына зари” отсылает к царю Вавилонскому, а не к падшему ангелу (ошибка перевода Иеронима)».

Lucifer, by Mantis & Shadow

Эльстобу не впервой затрагивать в музыке эзотерику, философию, оккультизм и символизм. Его первый альбом «The Rites of Eleusis» (2021) посвящен мистическому труду «Элевсинские мистерии» Алистера Кроули. Второй релиз «Epicedes» (2023) исследует примирение человека с вездесущностью смерти. Шон написал этот глубоко личный альбом в качестве сублимации переживаний после утраты жены. Взявшись за перо в третий раз, донести до слушателя свою новую идею он решил с помощью смычковых, клавишных и ударных, а также дроунов и различных сэмплов. В альбоме есть как безмятежные и естественные полевые записи, так и вкрапления тревожного индастриала.

Общая атмосфера альбома — возвышенная и меланхоличная, с ярко выраженной мелодической составляющей большинства номеров. При этом эволюцию некогда лучезарного и сугубо положительного образа Люцифера нельзя рассматривать в отрыве от произошедших с ним очернения и демонизации, а потому величие инструментальных партий подтачивается мрачными и контрастирующими аналоговыми шумами. Эльстобу удается бесшовно сочетать эти элементы. Благодаря этому «Lucifer» полностью соответствует заданным Ричи канонам и духу «неоклассического дарк-эмбиента», но при этом сохраняет самобытность и не подражает творчеству Flowers For Bodysnatchers.

Альбом состоит из двенадцати треков общим хронометражом немногим менее пятидесяти минут. Длительность отдельных номеров варьирует от двух с половиной до пяти минут — небольшой по меркам дарк-эмбиента формат.

Общий настрой «Люцифера» хорошо передает открывающий трек «The Vilified God». Он встречает слушателей размеренными и грандиозными смычковыми, сквозь которые красной нитью проходит ненавязчивый, ритмичный машинный стрекот. Композиция могла бы быть произведением чистой неоклассики, но пронизывающий её чуждый шум не позволяет говорить о том, во что смена культур и религий превратила величие бога сквозь века.

Следующие номера постепенно погружают слушателя в ещё больший мрак. «Lord Lucifer» состоит из высоких нот смычковых и монотонных низких сирен, а «Truth Teller» и «The Forerunner» и вовсе можно назвать композициями на стыке дроуна и нойза без неоклассической составляющей. В них практически нет мелодической составляющей, они плетут полотно тревожной, гнетущей атмосферы.

-3

Эльстоб возвращается к мелодике и мощным инструментальным партиям в номерах «Phosphorus», «The Light in the Dark», «Upon Roseate Wings». Здесь он оттеняет чистоту смычковых живыми и энергичными партиями ударов, а также такими сэмплами, как щебетание птиц, — Денница предстает во всей красе, ясной и в то же время печальной. Однако Шон не дает забывать и о темной подоплёке его образа, сдержанно приправляя треки вкраплениями индустриального рокота или синтетических пульсаций. Эскалация смычковых продолжается в «The Fabled Son of Aurora» и «Rose, Lily & Laurel», а в «Divine Wisdom» и «An Ancient Light» на передний план выходит трогательная и меланхоличная фортепианная партия.

И насколько величественно и меланхолично основное тело альбома, настолько же разителен и неожидан переход к глухой рокочущей мгле в финальном номере «Renich Tasa Uberaca Bias Icar Lucifer», названного в честь строчки из гоэтианского заклинания. Этот трек ставит точку в преображении Люцифера и напоминает, что образ светоносного сына Авроры уже не отделить от тьмы, пропитавшей его за тысячелетия человеческой культуры.

Дебют Эльстоба на Dead Noise Radio получился впечатляющим, он стоит особняком среди современного дарк-эмбиента. Австралийцу удалось реализовать концепцию настолько тонко и искусно, что иной слушатель не решится причислить вынутые из контекста треки альбома к тёмному жанру музыки. Тьма в «Lucifer» не лежит на поверхности, она существует «вопреки» доминирующему светлому настрою релиза и вместе с тем является неотъемлемой его частью. Эквилибриум величественной и мрачной музыки альбома — нераздельный дуализм прекраснейшего из ангелов и его поневоле тёмной, оклеветанной стороны.

Дункан Ричи не ошибся, пригласив Mantis & Shadow на свой лейбл. После такого дебюта не остается сомнений, что Dead Noise Radio ещё удивит слушателей качественными и оригинальными отхождениями от привычной канвы дарк-эмбиента.