Первым российским космонавтом армянского происхождения может стать Арутюн Кивирян из Майкопа. Ему 30 лет и последние три года он проходит подготовку в Звездном городке, в отряде космонавтов-испытателей Роскосмоса.
Амшенские корни
В Армению Арутюн приехал во второй раз и, по традиции, возложил цветы к вечному огню в Цицернакаберде. Он свободно говорит на амшенском диалекте армянского языка, поскольку родители и родственники сохранили эту семейную традицию общения со времен переселения с противоположного побережья Черного моря в годы Геноцида армян в Османской империи.
В зрелом возрасте он с большим интересом начал исследовать свои родовые корни и теперь с гордостью утверждает, что его предки были из армянских деревень Трабзона и Самсуна.
"Я помню, как в детстве ездил к дедушке, и он мне рассказывал про Западную Армению", - говорит Кивирян.
У деда было много домашних животных, он держал пчел и его в селе очень уважали за трудолюбие.
Армия и пчелы
Пчеловодством с большой любовью по сей день занимается и отец Арутюна. Их мед — особенный, с горчинкой. Пчелы собирают нектар каштанов, которые амшенцы называют Машмург.
Будущий космонавт в школьные годы проводил на домашней пасеке много времени и заслушивался рассказами о службе отца в армии. В конце 80-х он проходил срочную службу в советских войсках, расквартированных в Германии. Армейские истории при уходе за ульями звучали настолько увлекательно, что Арутюн решил продолжить учебу в Суворовском училище.
"Папа не стал возражать и предложил мне самостоятельно решить вопорс. В военкомате были поражены, когда к ним зашел 12-летний пацан и стал задавать вопросы о поступлении", - вспоминает Кивирян.
В Суворовском училище в Санкт-Петербурге Арутюн впервые стал серьезно заниматься спортом. До этого в его жизни были только музыка и точные науки: шесть лет обучения игре на скрипке и точные науки, посещение физико-математических курсов.
За годы учебы в Суворовском он даже стал чемпионом училища по дзюдо. Когда же прозвучал последний звонок, Кивирян выбрал для продолжения учебы кафедру ракетостроения знаменитого питерского Военмеха.
Попытка пыткой
Историей космонавтики Арутюн интересовался с детства, поэтому в студенческие годы не пропускал традиционных встреч с выпускниками вуза, которые бывали на орбите.
Военмех закончили космонавты Георгий Гречко, Андрей Борисенко, Сергей Крикалев. Решающей стала встреча с Иваном Вагнером, после которой Арутюн твердо решил идти по его стопам и попал на практику в подмосковный Королев, в Ракетно-Космическую Корпорацию "Энергия". Он защитил диплом и его отобрали в летно-испытательный отдел корпорации, где работали космонавты и исследователи космических кораблей.
В 2018 году Кивирян решился пойти в космонавты и прошел все этапы тестирования. Не покорился лишь финальный - испытания центрифугой, но Кивиряну сказали, чтоб он не отчаивался и попробовал еще раз. Два года он готовился ко второй попытке, поднимаясь вместе с инструктором высоко в небо за штурвалом самолета.
"Первый раз полетел на Як-52. Для того, чтобы перенести центрифугу надо прочувствовать перегрузки. Пилоты помогали мне, делали то, что я просил и сами совершали фигуры высшего пилотажа. Такой опыт мне помог и я был зачислен в отряд космонавтов", - говорит Кивирян.
До завершения полного цикла подготовки ему осталось пять лет.
Лунная походка
Арутюн Кивирян готовится с двойной ответственностью, потому что понимает, как будут гордиться соотечественники, если судьба ему предоставит шанс побывать на орбите. Он станет вторым в мире армянским космонавтом. Первый - американец Джеймс Багян, корни которого также из Западной Армении.
"Моя заветная мечта - побывать на Луне. Об этом в глубине души мечтает каждый космонавт. На земле творилась история человечества, а Луна может стать новой страницей этой летописи. Для меня это как для многих в Армении покорить Арарат.", - говорит Кивирян.
Если мечта космонавта-испытателя с корнями из Западной Армении станет реальностью, то его походка по лунной поверхности еще больше аргументирует пророческий ответ главы главы советского МИД Георгия Чичерина на претензию турецких дипломатов о присутствии горы Арарат на гербе Армении.
Он тогда сказал, почему же на флаге Турции полумесяц, ведь Луна не турецкая?