КОНДИЦИОНАЛИЗМ РЕФОРМАТОРОВ
Наше бессмертие условно. Оно зависит от веры в Иисуса Христа. И поддерживается плодами с дерева жизни (см. комментарий на Быт.3:22). Называется это учение «христианским кондиционализмом». Оно и изложено в Библии, как мы убеждаемся. Бессмертие, вечная жизнь – дар Божий, а не сущность человека. Неспасённые же будут окончательно уничтожены и прекратят своё существование, вместо бесконечного и бессмысленного страдания в аду. Это учение называется мортализм (смертность) и аннигилизм (распад). Мартин Лютер был убеждённым сторонником именно кондиционализма – условного бессмертия человека! Его упрекал Кальвин за принятие доктрины «спящей души». Напрасно: когда Лютер переводил Библию, ему пришлось вдумываться в значение слов, и он, как ревностный исследователь и создатель hoch Deutsch (современного высокого немецкого языка), принял истину и отверг учение о бессмертии души и вечных адских муках, в которое с детства верил. Папскую буллу 1513 года, направленную против верующих в условное бессмертие Лютер причислил к тем «чудовищным мнениям, которые можно отыскать в навозной куче предписаний Рима» (Защита 41-го из 95 тезисов, опубликованная в 1520 году). Право, они выражались весьма колоритно. Он писал: «Нам следует учиться смотреть на смерть в правильном свете, чтобы нам не нужно было бояться её, как это делают неверующие. Потому что во Христе воистину нет смерти, но есть чистый, прекрасный и короткий сон, который приносит освобождение от долины слёз, от скорби и от страха перед настоящей смертью. И также от всех превратностей жизни. И мы будем без опасности и без забот покоиться мирно и нежно на короткое мгновение, как на диване, до времени, когда Он разбудит всех нас вместе с дорогими детьми в Его вечную славу и радость. И, поскольку мы зовём это сном, мы знаем, что мы не останемся в нём, но будем опять разбужены к жизни. И то время, пока мы будем спать, покажется нам не больше, чем как если бы мы только что уснули. Следовательно, мы будем осуждать сами себя за то, что мы удивлялись и беспокоились перед таким сном в час смерти. И внезапно выходим из могилы и из разложения, полностью здоровы и свежи, с чистой, ясной и прославленной жизнью, встречая нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа на облаках» (A Compend of Luther’s Theology, edited by Hugh Thomson Ker, Jt., p.242). Комментируя слова Соломона из Книги Екклесиаста о том, что “мертвые ничего не знают после своей смерти”, реформатор пишет: “Это еще одно место, доказывающее, что мертвые ничего не чувствуют. Там нет чувства долга, науки, знания и мудрости. Поэтому Соломон говорит, что они спят и не ощущают ничего. Для них не существует дней и лет, и когда они пробудятся, им покажется, что они уснули только на одно мгновение”. Архиепископ Френсис Блэкборн: «Лютер принял доктрину о спящей душе, основанную на Библии, которую он использовал для своего отвержения учения о чистилище, служении святых. Он продолжал верить в это до самой своей смерти» (Francis Blackbourne, Short Historical View of the Controversy Concerning Intermediate State, 1765, p.14). Как далеко лютеране последовали за своим основателем? Похоже, нет сегодня лютеран в лютеранстве.
Ему вторит и даже идёт дальше ещё один переводчик Писания, но теперь на английский язык. Это реформатор Уильям Тиндаль, создатель современного английского языка (а вовсе не Шекспир). Подойдя к переводу с молитвой и тщательностью Лютера, Тиндаль также отверг папское учение о бессмертии души и принял библейское учение об условном бессмертии. 1530 год: «И ты (папа), помещая их (отшедшие души) в небеса, ад и чистилище, уничтожаешь утверждение, с помощью которого Христос и Павел доказывали воскрешение. И, опять-таки, если души находятся на небесах, скажи мне, почему они не такие, как ангелы? И ещё: в чём смысл воскрешения? Если я уже на небесах и совершенно счастлив, зачем мне воскрешение?» Трентский собор решил: «В чистилище души могут очистить себя от своих долгов только через страдания». Тиндаль пошёл ещё дальше Лютера, показывая, как папское учение вступает в конфликт со святым Павлом: «Ну, нет, Павел, ты не образован! Обратись к господину Мору и научись новому. Мы не настолько жалки, хоть мы и не воскреснем опять, потому что наши души идут на небеса сразу, как только мы умрём. И находятся там в радости такой же великой, как и Христос, Который, всё же, воскрес. Я удивлён, что Павел не утешал фессалоникийцев этой доктриной, если он разумел её и знал о том, что души их умерших не будут воскрешены опять. Если души находятся на небесах в такой же славе, как у ангелов, согласно вашей доктрине, покажите мне, какая причина должна быть для воскрешения?» (католик Томас Мор противостоял Лютеру и Тиндалю, опровергавшим учение о бессмертии души и аде; утверждал ошибочность переводов Лютера и Тиндаля).
«Саддукеи, отвергая воскрешение мёртвых, были поправлены Иисусом, Который учил, что в конце веков, в конце царства греха, будет воскрешение. Иисус учил этому. Он также учил, что на небе спасенные всех веков не будут жить в брачных отношениях с жёнами, точно так же, как и ангелы. Затем Иисус показывает, что после воскрешения, когда даже Авраам, Исаак и Иаков будут снова живы, всемогущий Бог, Который воскресил их, будет Богом для всех на небесах. Там им будет присвоен новый титул: дети воскрешения. В настоящее время все святые Бога мирно спят в своих могилах, ожидая дня воскрешения» (William Tyndale, An Answer to Sir Thomas More’s dialogue, Parker’s 1850 reprint, Bk. 4, ch.4, pp. 180,181).
Мученик Тиндаль сказал относительно состояния мертвых: «Я говорю открыто, что я не убежден, что они уже находятся в полной славе, в которой пребывает Христос и избранные ангелы. Я не верю в это. Потому что, если бы это было так, зачем же тогда проповедовать о воскресении плоти?» (William Tyndale, Preface to New Testament 1534ed, Reprinted in British Reformers—Tindal, Frith, Barnes, p. 349)
Джон Милтон, (1608-1674), знаменитейший христианский поэт той эпохи, писал: «Так как весь человек состоит из тела и души, то, где бы отличительная граница этого разделения ни проходила после его смерти, во-первых, весь человек, и, во-вторых, каждая его часть страдают от жизненных лишений. Могила есть общий хранитель всех вплоть до судного дня» (John Milton, Treatise of Christian Doctrine, Vol.1, ch.13, John 5,28,29, 10:16). Кстати, в те дни преступников хоронили иначе, чем христиан (праведников – обращёнными к востоку, нечестивых – поперёк).
ПРОТЕСТАНТЫ НАШИХ ДНЕЙ
Увы, Лютер и Тиндаль, протестанты вас не услышали. Они не протестуют против папских учений.
Труды Самуила Хопкинса, с. 457,458: «Дым от их мучений будет возноситься всегда перед взором благословенных, перед их глазами. Эта демонстрация божественного характера и Его славы будет для блага спасённых (так учил и Кальвин – прим.). Итак, страдания в тех местах являются наибольшим развлечением для сияющих наверху, когда они видят страдания там внизу. И доставят удовольствие для тех, кто любит Бога. Если бы вечные мучения и огонь были погашены, это в огромной степени положило бы конец счастью и славе благословенных».
Один просвещённый доктор богословия так говорит: «Зрелище мучающихся в аду будет усиливать вечное счастье праведников. Когда они увидят там себе подобных, имеющих ту же природу и рожденных при таких же обстоятельствах, в таком жалком положении, а себя такими почтенными, это поможет им понять, насколько они счастливы». Другой богослов сказал следующее: «По мере того как осуждающий приговор будет вечно исполняться над сосудами гнева, дым мучения их будет вовеки восходить перед очами сосудов милосердия, которые, вместо того чтобы встать на сторону этих жалких существ, будут говорить: “Аминь, Аллилуйя, слава Тебе, Господи!”»
Если кратко, то это садизм, фашизм, инквизиция, что угодно, но не христианство. Это бесконечно далеко от характера Христа, от Слова Его. Оно приписывает Богу качества характера сатаны. Дьявол в восторге от таких проповедей.
Катехизис католической церкви: «Учение церкви (а не Библии – прим.) утверждает существование ада и его вечности. Немедленно после смерти души тех, кто умер в состоянии морального греха, спускаются в ад, где они страдают от наказания ада вечного огня. Главное наказание ада – это вечное разделение с Богом, в Ком одном человек может наследовать жизнь и счастье, для которых он был создан и которых он ожидает» (The Catechism of the Catholic Church, p.1035).
«Проповедники, учителя, преподаватели закона слишком часто не имеют больше мужества проповедовать об угрозе ада» (Иоанн Павел II, Crossing the Threshold of Hope, 1994, p.183). Он же – относительно реальности ада: «Факт в том, что древние соборы отвергли теорию, согласно которой весь мир будет восстановлен после разрушения, и каждое творение будет спасено – теорию, которая отменяет ад» (там же, с. 185-186).
Иезуитские упражнения Лойолы: «При медитировании об аде вы должны увидеть всю глубину, длину и широту ада. Второе – услышать вопли, рыдания, плач, вопли, богохульства против нашего Господа нашего Иисуса Христа и против всех Его святых. Третье – захотеть почувствовать запах дыма, серы, нечистот и разлагающихся вещей». Вот фундамент современной духовности и движения духовного формирования, столь модных в евангельских церквях сегодня.
Протестанты, вы для чего с этими людьми так сильно дружите?! Вам для чего их доктрины?
Цитата (в скобках – примечание): «Доктрина ада настолько пугающая, что многочисленные еретические секты стали отрицать реальность вечного ада. Унитариане и универсалисты (учат, что все спасены), адвентисты седьмого дня (В основании веры – Библия), свидетели Иеговы (Иисус – не Бог), христодельфиане (братья Христовы), христианские учёные (сайентологи) и религиозные учёные (атеисты в отношении учения о смертном сне), Новый Век и мормоны (обожествляют человека)».
Удивляет без меры: как протестанты могут верить в то же самое, во что верят и католики, которые преследовали их самих столетиями?