Мы читаем, насколько он был уважаемым: князья молчали перед ним, все стояли, пока он не сядет в собрании. Бог Сам даёт ему высшую оценку. Выслушаем Иова и мы.
Иов.3:3-19 Иов проклинает свой день рождения и описывает смерть: «Теперь бы лежал я и почивал, спал бы, и мне было бы покойно». Далее описывает различные сословия, показывая, что смерть уравнивает слуг и господ, выкидыш и царей. Если следовать учению о бессмертии души, то в раю невинные младенцы спят. Но что это за рай такой? Или всё же они спят в могилах, и никакого рая после смерти не будет? Да и что делают в раю беззаконные, наводившие при жизни страх (стих 17)? Или речь всё ж о могилах?
Иов.7:9 «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, 10 не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его». Иов явно ничего не знает о привычных людям рае и аде: 15 «… и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели [сбережения] костей моих». То есть, смерть – это прекращение дыхания. И тут же: 21 «И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе (а как же рай?); завтра поищешь меня, и меня нет».
Иов.14:13 – вы не поверите! «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!». Быть не может: Иов желает попасть в ад?! Ведь именно так называют преисподнюю. Или всё же преисподняя – не ад в привычном смысле слова?
Иов.14:10 «А человек умирает и распадается; отошел, и где он? 11 Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: 12 так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего». Откуда Иов знает, что небо должно закончиться? Об этом же говорит Иисус: «Силы небесные поколеблются», Пётр: «Небеса с шумом прейдут». Что ж, Иов и праведники тех лет знали учение Христа! Как и Спаситель, Иов учит, что смерть – сон! И что в конце будет воскресение праведников! Если бы Иов, подобно своим современникам, верил в бессмертие души, которая после смерти сразу оказывается в раю, тогда для чего он говорит, что он: «до скончания неба не пробудится»?
Иов.14:19 «… вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь. 20 Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его. 21 В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; 22 но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает». «Душа его в нём» - Ну, если уж плоть болит, не о смерти речь, но о смертельной болезни. «Душа его в нём страдает» – его чувства сокрушены, он в отчаянии. Может ли состояние субстанции, способной жить отдельно от тела, так сильно зависеть от состояния самого тела?
Иов.17:1 – «Дыхание моё ослабело; дни мои угасают; гробы передо мной» - а почему не райские врата?
Для скептиков, считающих, что Иов ничего не знает о новозаветной надежде христиан: у него есть наилучшая надежда, и нам мало что есть добавить к его словам. Иов.19:25 «А я знаю: Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его». Откуда Иов знает об Искупителе? Быт.3:15 – о Нём и Адам уже знал, и передавал это знание (Быт.5 глава: евангельское послание о Христе в именах: знаком ли с ним читатель?). Откуда Иов знает о последнем дне истории, в который вернётся Искупитель? Наверное, от Еноха: Иуд.14. Тогда почему Иов беспокоится о теле, если его бессмертная душа воспарит после смерти к Богу, и он должен СРАЗУ увидеть Бога? Нет, Иов верит в воскресение праведников в последний день, как и Марфа, как и апостолы, как и Христос учил их (Ин.5:28,29). Поэтому у нас нет оснований полагать, что несчастный Иов просто ничего не знал о рае, воскресении, втором пришествии и т.п., мол, потому и мрачны его размышления о смерти. Можете полностью прочесть его речь: никакого упоминания о бессмертной душе, попадающей в рай после смерти. Всё как раз полностью согласуется с учением о том, что ад – могила, и это место ожидает всех живущих. И ничего там не горит.
Иов.17:13-16 «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе».
Иов.24:12 «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того». Души вопят? Да, мы помним, что это кровь вопиёт об отмщении, как в случае с Авелем, так и в случае с Иисусом: Его кровь ещё не отмщена.
Иов.33:4 «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь».
33:18 «…чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом». Разве душе угрожает некая пропасть? Она же летает себе да летает?
Иов.33:20 «и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи». Снова о том, что душа не хочет кушать? Нет, видно, что душа – это жизнь Иова или он сам.
Иов.33:22 «И душа его приближается к могиле и жизнь его – к смерти». Души же должны в рай после смерти попадать? Иов не знал? Или мы утратили правильное знание Иова?
Иов.33:23-28 «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, - Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет». Непонятно, как весь христианский мир читает эти строки. Душа в могиле? Да. Тело? Да. Записано достаточно просто.
И тому подобное.