Глава 2
«14 у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. 15 И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это – суета; 16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым». Но неужто нет разницы? Если Соломон говорит о смерти, тогда нет, потому что все окажутся в могилах. Если ж речь о душах, тогда мы в тупике: как и те и другие в раю будут? Или в аду?
Глава 3
«18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; 19 потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета! 20 Всё идет в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. 21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» О чём говорит наимудрейший Соломон? О том же, что и Бытие, как мы видели прежде. И животные и человек – души живые. Но неужели у микроба и человека есть некая бессмертная сущность – душа? И всё возвратится в рай, раз участь их одна и та же? Нет, в прах, как и обещано Адаму в Быт.3:19. О духе Соломон ещё прояснит ниже. Тут же, 22 «Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?» Если души в раю, какие проблемы? Они точно увидят всё сверху. Соломон явно не разделяет воззрений, изложенных в притче о богаче и нищем Лазаре, что Авраам и богач могут общаться.
Глава 6
«3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и ещё умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, 4 потому что он напрасно пришёл и отошёл во тьму, и его имя покрыто мраком. 5 Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. 6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдёт в одно место?»
Богач и выкидыш идут в одно место? Какое: рай или ад? Если бессмертная душа выкидыша не сделала ни одного греха, куда ей? Вроде бы в рай. А богачу куда? Если добра он не видел, тоже в рай? А если нашего богача из притчи о богаче и Лазаре взять? Странно как минимум. Если же принимать библейское учение о том, что все люди идут в могилу (ад), тогда нет проблем. А при втором пришествии Христа все уже определятся, кому когда воскреснуть: в воскресение жизни или в воскресение осуждения. Может, наделённый премудростью Божьей Соломон не в курсе, что душа бессмертна, и что существует вечно пылающий ад? Вряд ли нас можно подозревать в том, что мы премудрее его.
Глава 7
2 «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу». Вопрос: чего плакать, если человек в раю, от тела и забот свободный, у престола Божьего? Соломон не разделяет подобного оптимизма, и говорит, что у всех людей одинаковая кончина. Рай и ад сложно назвать одинаковой кончиной, правда?
Глава 8
8 «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого». Дух и душа – это одно и то же? Нет, и Екклесиаст ещё пояснит это вскоре. Иов уже пояснил: дух – это дыхание жизни от Бога (Иов.27:3, Пс.103:29). В самом деле, мы не властны над ним.
Глава 9
«2 Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. 3 Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они [отходят] к умершим. 4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. 5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем». «10 Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».
Несчастный Соломон не знал о рае и аде, а потому всех уравнял в участи? Нет, он пишет о смерти примерно то же, что и мы сегодня говорим: «ВСЕ ТАМ БУДЕМ». Где? В могиле! Кроме Еноха и Илии, все там были. Знал Соломон и о Сауле с Ионафаном, что оба они в могиле – одна участь. Но Моисей был поднят оттуда. Иисус и Его «первый сноп потрясения» (первые спасённые) также. Итак, что же после смерти происходит? НИЧЕГО. 1) После смерти человек МЁРТВ, а не жив. 2) Он не знает ничего ни о чём. Если бы с Богом был после смерти, знал бы всё обо всём. 3) Он не любит, ни ненавидит, ни ревнует – никаких чувств. В раю нет любви?! Вот те раз! Тут ещё будут новости, ожидаем. 4) Вопреки голливудской кинопродукции и спиритам, умершие никакого участия в нашей жизни не могут принять. 5) Душа после смерти не только от тела освобождается, но и от разума, от мыслей, от знания, от мудрости. Вон как. Просто нет никакого бытия после смерти человека. До дня воскресения.
Глава 12
«… 5 Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; - 6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. 7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». Что дал Бог человеку? Дух, руах, он же – дыхание жизни: Иов.27:3. Это не душа, потому что душа появляется при соединении духа с телом: Быт.2:7. Текст 6 – изящные выражения поэта для иллюстрации, как обрывается жизнь. А «вечный дом» - могила. «Вечный» только по отношению к Богу означает бесконечность: Его век никогда не окончится. Вечный применительно к человеку – мол, «НА НАШ ВЕК ХВАТИТ»: у нас век – сто лет. А из могилы человека поднимут: в этой же главе Соломон пишет о суде Божьем. Если нет в смерти ни размышления, ни эмоций, значит, поднят будет из могилы на суд всякий живший. И снова плакальщицы. Хотя, если душа направляется в рай после смерти, утешительницами или радостницами должны были они называться, а не плакальщицами. Значит, не в рай.
10 «Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно». Поэтому спорить с Духом Божьим не станем.