Очень часто можно услышать о том, что сербы и русские - братья по вере. Но действительно ли православные традиции в этих двух странах идентичны?
Сразу скажу, что я - не историк и не теолог, и смотрю на данный вопрос исключительно с точки зрения обывателя, поэтому очень прошу относиться к данной статье как к описанию моего личного опыта, а не как к истине в последней инстанции.
Конечно же, некоторые формальные отличия между церквями в России и в Сербии сразу бросаются в глаза:
1. Где и как ставят свечи
В России их принято ставить у алтаря и возле икон, а в Сербии, как правило, свечи ставят в небольшой ящик с водой или песком у входа в церковь.
2. Платки для прекрасной половины человечества необязательны
В сербском православии вроде как тоже на голове у женщины или девушки должен быть платок, но на практике это не соблюдается. Мужчины также не слишком заморачиваются на правилах дресс-кода и могут зайти в церковь даже в шортах.
Исключение составляют сербские монастыри, куда в ненадлежащем виде могут не пустить. Но в обычных церквях на одежду смотрят просто. Наверное, это потому, что многие сербы и сербки часто заходят в церковь по пути на работу или с работы просто по велению души. И, конечно же, какой-то специальной одежды для посещения храма у них с собой нет. Поэтому в чём по улице ходят, в том же заходят и в церковь.
В России же не принято входить в церковь без платка. Кстати, именно по этому принципу сербы понимали, что мы - русские.
3. В сербской церкви мужчины стоят отдельно от женщин
В сербской церкви мужчины традиционно стоят справа, а женщины - слева. Наверное, такая традиция придумана для того, чтобы люди меньше отвлекались на посторонние мысли во время церковной службы.
***
Всё, что я перечислила выше, это всё же скорее формальные отличия. Но есть ли принципиальная разница?
Да, она есть. И в течение трёх лет жизни в Сербии я не раз убеждалась в том, что эта разница - огромна. В подтверждение этого приведу всего лишь один типичный пример.
...В феврале 2011 года ко мне в Белград приехала моя подруга Юлька. Она приехала насовсем, скопив предварительно некую сумму денег, которой ей должно было хватить на первые полгода, чтобы спокойно ходить на курсы сербского языка и привыкать к новой культурной среде.
На тот момент я жила в Сербии уже год и успела обзавестись собакой. Белле было тогда 6 месяцев, то есть она была ещё, по сути, подросшим щенком.
Юля приехала в Белград в четверг вечером, поэтому на следующий день после её приезда мне надо было ехать на работу. Поскольку я отдала Юльке второй ключ от моей квартиры, то вставать так рано, как мне, ей было не нужно.
Разобрав чемодан с вещами, Юля поехала записываться на курсы сербского языка в центр города, а потом отправилась гулять по музеям и достопримечательностям.
Мы договорились с ней встретиться вечером в центре Белграда, чтобы поужинать, а потом уже вместе поехать домой.
В квартире нас ждал неприятный сюрприз: моя собака сгрызла икону Николая Чудотворца, которую моя подруга привезла из России. Особо не заморачиваясь, Юлька поставила эту икону на спинку дивана. Естественно, Белла с лёгкостью дотянулась до нового для неё предмета, встав передними лапами на диван. От иконы остались только щепки.
Юлька была очень расстроена. Ей было не просто жалко новую только что купленную икону. Будучи глубоко верующим человеком, она сочла, что совершила ужасный грех. Ведь вполне очевидно было, что ставить икону в зону досягаемости щенка нельзя. Даже в тех домах, где нет собак, кошек и маленьких детей, никто не ставит иконы на спинки диванов...
Меня она в случившемся не обвиняла, поскольку я ушла из дома гораздо раньше, чем Юлька начала разбирать свои вещи. Таким образом, я никак не могла повлиять в данном случае на действия моей подруги.
Юлька утёрла слёзы и решительно сказала:
- Я сейчас позвоню маме и спрошу у неё, что мне теперь делать.
Я кивнула, взяла собаку и ушла в спальню, чтобы не мешать ей разговаривать по Скайпу с мамой. Я чувствовала свою вину, поскольку собака была моя.
Конечно же, юлькина мама тоже не знала, что делать в такой ситуации, поэтому она сказала, что в субботу с самого утра сходит в церковь и спросит у батюшки, как надо поступить.
На следующее утро мы ещё не успели даже позавтракать, как Юльке на телефон пришла смс-ка: мама просила её выйти в Скайп.
На этот раз Юля ушла с ноутбуком в спальню и плотно закрыла за собой дверь, а я решила воспользоваться моментом и помыть голову.
Разговор с мамой привёл Юлю в состояние, близкое к депрессии. Батюшка сказал, что неосторожный поступок Юльки - это страшный грех и что в такой ситуации ей нужно соблюдать строжайший пост чуть ли не целый год, ходить исповедоваться как минимум раз в 2 недели, причащаться и молиться каждый день, прося у Бога прощение за свою неосторожность.
При этом московский священник также заметил, что неплохо было бы сходить в сербскую церковь и там спросить у батюшки, чтобы он тоже сказал Юльке всё, что думает о её действиях.
- Ну, раз сказал, что надо в сербскую церковь идти, значит, надо идти, - обреченно сказала Юлька, - Соня, ты ведь не бросишь меня? Ты пойдёшь со мной к священнику?
- Конечно же, пойду! - сказала я, доставая ключи от машины с полки, - Неужели ты думаешь, что я оставлю тебя в таком состоянии. Поехали!
Мы решили не идти в церковь в нашем районе (всё-таки в Мирьево на тот момент было не так много русских и не хотелось, чтобы нас там запомнили со всей этой историей), поэтому я предложила поехать в соседний район.
Я припарковала машину возле аккуратненькой небольшой церквушки, и мы с Юлькой зашли внутрь. Служба должна была начаться только через два часа, поэтому народу вокруг было мало. Местным батюшкой был симпатичный парень лет 30, который как раз в это время о чём-то степенно беседовал с пожилой прихожанкой.
- Соня, - прошептала мне Юлька, - Я не могу у него ничего спрашивать. Я боюсь!
- Пойдём, я сама спрошу.
И я буквально потащила подругу к священнику. Тот как раз распрощался с бабулей и уже повернулся, чтобы уйти.
- Отче, добрый день! - поздоровалась я.
- И вам добрый день, девушки! - улыбнулся молодой священник, - У вас какой-то вопрос ко мне?
Я рассказала историю про икону. Все это время Юлька стояла рядом, опустив глаза.
- И что нам теперь делать, отче? - спросила я.
Священник был очень удивлён. Он хотел было улыбнуться, но увидев скорбное лицо Юльки, тоже принял серьёзный вид.
- Что делать? - переспросил он, - Ну, так купите новую икону! В нашем церковном магазинчике как раз есть иконы Николая Чудотворца, насколько я знаю. Пойдёмте, я провожу вас.
- И это всё??? - спросила Юлька, не веря своим ушам.
- Ну, да, а чего же ещё? - сказал молодой батюшка, уже весело улыбаясь, - И берегите новую икону от щенка, девочки, а то никаких денег не хватит вот так каждый день заново иконы покупать!
- Спасибо, отче!!!
И мы бегом бросились в церковный магазин за иконой...
Вот вам и разница между сербским и российским православием!
Понимаю, что это всего лишь частный случай, но подобных примеров за время жизни в Сербии у меня накопилось немало.
*********
Если Вам понравился рассказ, и Вы хотите узнать больше про сербские культурные традиции, то Вы можете прочитать ещё одну статью, которая называется Сербские мужчины: любовь с первого взгляда или разбитое сердце?