Найти тему

Роль случайных встреч в поисках информации

На протяжении моих поисков я не единожды сталкивался с буквально чудесным стечением обстоятельств. Случай, описанный в предыдущей статье яркий тому пример: я в один день и в одно время оказался на одном кладбище с дальними родственниками, и кроме нас там больше никого не было.

Второй знаковый случай произошёл когда я искал сведения о предках по прямой мужской линии. Для меня этот поиск стал вопросом принципиальным. Как известно ещё со школьного курса биологии, наши клетки состоят из набора хромосом X и Y, причём последние передаются исключительно от отца к сыну. А значит мужская линия в генеалогическом древе особенная для любого мужчины и я не исключение.

В моей семье, к огромному сожалению, преемственность отеческого воспитания была прервана с рождением деда: его мама забеременела и родила вне брака. О причинах мне неизвестно, спросить было некого. Когда дед был жив, на вопросы о его предках отвечал скупо. Его воспитывали мама и сестра бабушки, возможно поэтому темы семьи, как рода, у них не обсуждались. По слухам, у прабабушки был непростой характер, поэтому дедушка мог попросту не задавать лишний раз таких интимных вопросов. Ещё при его жизни я озаботился темой нашей общей родословной, поэтому в один из дней закупился продуктами и отправился к нему в гости в соседнюю деревню. В прежние годы я редко его навещал: после развода с моей бабушкой дед обзавелся новой семьей и к воспитанию моего отца особого интереса не проявлял, поэтому отношения между нашими семьями были скорее прохладными. Тем не менее, независимо от наших взаимоотношений, характеров, поступков или воспитания, в нас текла одна кровь.

Николай Павлович жил в избе, построенной по его словам матерью и её тёткой. Сеней, свойственных деревенским избам не было, а вход был устроен через гаражную пристройку, где у деда стоял мотоцикл.

Хотя мы и родные, я никогда не входил в его дом без стука, терпеливо ожидая приглашения в обитель со стороны старшего, а он никогда и не отказывал в гостеприимстве.

Не смотря на возраст, мой предок довольно бодро передвигался, поэтому перед дверью мне пришлось стоять меньше минуты. Мы пожали друг другу руки и вошли в помещение. В избе была одна комната с двумя кроватями, не считая веранды. Дед поблагодарил за продукты и предложил присесть. Я заметил, что не смотря на внешнюю бодрость он тяжело и часто дышит - сказывался длительный стаж курения. Я прежде пытался его отговорить от пагубного занятия, но безуспешно.

Обменявшись будничными вопросами о житье-бытье я перевёл диалог на интересующую тему:

- Как звали твоего отца?

- Павел Васильевич.

- Ты видел его когда-нибудь?

- Один раз. Когда пешком под стол ходил.

- А откуда родом был Павел Лобачёв, не знаешь?

- Какой Павел Лобачёв?

- Ну твой отец. Ты же сам сказал, Павел Васильевич.

- А он не Лобачёв. Он Парфёнов, а жил в Савинках, за речкой. А сюда раньше ездил на телеге, когда лавы были.

- То есть фамилия у тебя осталась по матери?

- Угу.

- Знаешь о нём что-нибудь ещё?

- Неа.

На этом я прекратил расспросы о его отце. Может дед и знал больше, но тема могла задеть его чувства, поэтому дальнейшие вопросы были о его матери и её семье. Замуж она так и не вышла, зато я узнал немного о её тётке. Ни своей бабушки, ни деда Николай Павлович не помнил. Я поблагодарил его за беседу и отправился домой, искать информацию на тематических форумах.

Прежде всего, следовало тогда обратиться в ЗАГС со свидетельством о рождении деда на руках, но предок заверил меня, что у него его давно нет, да и было ли? Конечно можно было  восстановить его всё через тот же ЗАГС, вот только Николай Павлович наотрез отказывался ехать куда либо. Поэтому я решил подойти к делу с другой стороны: по словам деда, его отец жил в Савинках, значит стоило искать там. Раз старший родился в  1942 был шанс, что его отец родился до революции, поэтому я отправился в московский архив, искать метрические книги по Савинкам. Предстояло найти запись о рождении Павла в семье некоего Василия Парфёнова. Я предположил, что Павлу на 1942 год должно было быть от 20 до 30 лет, соответственно период метрических книг выбрал с 1910 по 1917 и пошёл с конца. В процессе изучения документов выяснилось, что на момент 1913го года в Савинках проживало целых три Василия Парфёнова: два Александровича и один Андреевич. Однако, одного Василия Александровича можно было смело вычёркивать из предполагаемых прапрадедов, поскольку именно 1913й был годом его рождения, а значит он чисто физически не успел бы стать отцом моего деда.

Изучение предпоследнего в подборке документа 1910го года принесло свои плоды: 21 декабря 1911го года по старому или 3 января по новому стилю родился Павел Васильевич Парфёнов. Это был успех. Конечно, это мог быть другой человек, полный тёзка отца моего деда, но заходя чуть вперёд, я нашёл подтверждение того, что в указанной записи речь именно о моём прадедушке.

В один из дней я решил самостоятельно доехать до Савинок чтобы найти кого-то из потомков Парфёновых, а может и вовсе внуков моего предка. Человек я не из робкого десятка, подошёл к первой же встреченой на улице хозяйке ближайшего по улице дома. Объяснив ей цель своего визита поинтересовался, знает ли она где проживают Парфёновы. Она уверенно указала на два дома, стоящих на одной стороне улицы, к ним я и отправился. Первый дом стоял почти в самом конце улицы, его отличительной чертой был мощеный брусчаткой съезд с дороги и коричневые железные ворота, приблизившись к которым я постучал. Увидев сквозь щель приближающийся силуэт, я повторил стук. Калитку мне открыла бабушка, пообщавшись с которой я узнал, что в девичестве она носила фамилию Серова, а Парфёновой стала после замужества. Родилась она в Пятково и при упоминании моей фамилии улыбнулась, поскольку знает моего деда, а потому передала ему привет. По существу моего визита она лишь рассказала мне полное имя своего покойного мужа и познакомила меня со своей дочерью. Также выяснилось, что я проехал мимо дома ещё одной семьи Парфёновых, с которыми я в тот же день так же познакомился и записал всё что они смогли вспомнить. Однако Павла Васильевича никто из них не знал.

Отчаявшись, я отправился в сторону дома, и у последнего дома снова повстречал женщину, которая навела меня на дом Парфёновых. На вопрос, нашёл ли я своих, объяснил что нашёл, но более дальнюю ветвь. Тогда она предложила отвести меня к старожилке деревни, дескать может она чего вспомнит. Конечно я ухватился за эту возможность.

По итогу, старожилка отправила меня к ещё одному старому жителю деревни, и уже он вспомнил, что в его босоногом детстве по соседству с ним жил некий дядя Вася. Но дело в том, что давным давно владельцы продали дом и уехали. Однако, может новые владельцы что-то помнят о предыдущих жителях. Женщина, вышедшая к нам сказала, что дом купили давным давно и ничего о продавце она не знает. Тогда я оставил ей свой номер на случай если вдруг найдётся купчая и попросил позвонить мне, если документе будет фигурировать фамилия Парфёновых. Потом мы попрощались и я поехал домой.

Продолжение следует...

#генеалогия

#семейноедрево

#саввинское

#семёновскоесаввинскоетож

#парфёновы

#семья