Найти тему
Подвал Эвана

Музыка в фильмах Тарантино как неотъемлемый элемент его картин

Квентин Тарантино – это режиссёр, чей авторский почерк настолько уникален и узнаваем, что в обиходе киноманов встречаются такие выражения, как «тарантиновский диалог» и «тарантиновское насилие». Но речь сейчас пойдёт о «тарантиновском саундтреке».

Именно с музыки начинается работа Тарантино над фильмом. Он подбирает несколько понравившихся треков и с их помощью нащупывает интонацию будущей картины. Вы наверняка вспомните культовое начало «Криминального чтива» или не менее легендарную открывающую сцену из «Бешеных псов», саундтрек к которым является не просто дополнением к сцене, а является её неотъемлемой частью.

По его мнению, ключевое значение, играет трек, выбранный для открывающих титров. Только найдя подходящую песню, Тарантино принимается за сборку фильма. Квентин чаще всего знает заранее, какая музыка будет играть в каждой сцене. Доказательство этому тот факт, что он прописывает название конкретных треков уже в сценарии. А если песня еще не подобрана, он описывает, какой она должна быть – к примеру композиция «Ironside» [5] из «Убить Билла» в сценарии значилась как «стремительная, напряжённая музыка».

Персонажи Тарантино постоянно слушают музыку. Его герои бесконечно подпевают радио, включают плееры, запускают проигрыватели и танцуют под любимые песни. Такой тип саундтрека называется диегетическим, то есть музыку слышим не только мы, но и персонажи. Это позволяет нам мгновенно оказаться в том же времени и пространстве, что и герои, а также сигнализирует о рукотворности тарантиновских миров. Например, джукбокс в фильме «Доказательство смерти» принадлежит лично режиссеру. В изображении виниловых проигрывателей, музыкальных инструментов и радио, Тарантино показывает себя абсолютным фетишистом. Безусловно, в хорошем смысле этого слова.

Джукбокс Тарантино (слева)
Джукбокс Тарантино (слева)

Для Тарантино - аудиофила и большого поклонника американской поп-культуры, отношение человека к конкретным жанрам и исполнителям характеризует его мировоззрение в целом. Его герои много говорят о музыке, почти так же часто, как и о кино. Не мудрено, ведь первой ролью режиссера был двойник Элвиса Пресли. Об этом сейчас подробнее.

В своем самом первом фильме, нет не в «Бешеных псах», а в незаконченной комедии «День рождения моего лучшего друга», он играет безумного фаната Элвиса Пресли и крайне благоприятно отзывается о его музыке.

А после очень по-свойски признается в том, что всегда хотел быть похожим на короля рок-н-ролла. Неспроста Тарантино впервые предстал перед зрителями в актерском амплуа именно как один из подражателей Элвиса в сериале «Золотые девочки». Квентин готов часами говорить о различных артистах через персонажей своих фильмов. Те же «псы» начинаются с обсуждения песни Мадонны «Like a Virgin», где он сам в роли мистера Брауна, весьма пошло интерпретирует смысл хита «королевы поп-музыки».

А с помощью простого танца он умудряется показать характеры героев.

«Мне не нужно было учить Джона Траволту танцевать, мне надо было показать ему как именно танцевать. Я хотел, чтобы у Винсента и Мии были разные характеры, когда они танцуют твист. Когда Винс «твистил», я хотел, чтобы он был более [богатым на размашистые движения]. А когда Миа танцует, образ, который был у меня в голове, – кошка из «Котов аристократов» - упоминал Тарантино на шоу Грэхема Нортона.

Тарантино объясняет, как должен танцевать Винсент
Тарантино объясняет, как должен танцевать Винсент
Тарантино объясняет, как должна танцевать Миа
Тарантино объясняет, как должна танцевать Миа
Итоговая сцена
Итоговая сцена

И вроде бы не обязательно сцена раскрывает персонажей и их отношения. Едва ли не половина всех тарантиновских саундтреков состоит из рок и поп-песен 50-70-х годов. Квентин просто обожает подобную музыку, потому что она регулярно звучала в его детстве, а уже в более осознанном возрасте находила отражение в творчестве.

В ранних лентах беспечная музыка звучит анахронизмом и парадоксально совмещена с жесткими криминальными сюжетами. Разумеется, Тарантино использует музыку и вполне обычно, чтобы передать эмоциональное состояние героя в конкретный момент: решимость, влюблённость, наркотический кайф. Или саундтрек озвучивает травматичные воспоминания из прошлого. Но главная особенность стиля Тарантино в другом. В его фильмах жестокость и насилие становятся объектом для шутки.

Как в своих сюжетах он легко переключается с вроде бы безобидной беседы о бургерах, на кровавые бандитские разборки, так и в музыке он играет против ожиданий зрителя, включая под массовое убийство и отсечение конечностей веселый рокабилли.

Тарантино выбивает почву из-под ног и заставляет нас испытывать сложную гамму эмоций. Классический пример — фрагмент из «Бешеных псов», где герой Майкла Мэдсена отрезает опасной бритвой ухо заложника, который в консервативной периодике проходит как «Скандально известная сцена пыток».

-5

«Смысл песни «Stuck in the Middle with You», которая такая лёгкая, бодрая, классная песня, не в том, что она делает сцену легче. Из-за неё становится ещё тяжелее смотреть! Потому что вы смотрите, внезапно начинается приятная мелодия, и вы такие «О, как здорово!», начинаете притопывать, ведь такая привязчивая песня. Майкл Мэдсен танцует свой танец, и внезапно - БУМ! Понимаете, что начинается жесть. И вы сидите и смотрите, но уже слишком поздно, ведь вы уже соучастники! Вам понравилась песня, вам понравился его танец, а теперь получайте жесть. И именно это возмущает и тревожит», — говорил Тарантино в одном из интервью.

Или вот другой пример из того же фильма. Изначально в открывающих титрах планировалось использовать песню «Money» группы «Pink Floyd». Согласитесь, выглядит неплохо, но оригинальная «Little Green Bag» группы «George Baker Selection» подходит для крутой походки бандитов в слоу-мо гораздо больше.

И дело тут даже не в том, что за вечный хит «Pink Floyd» продюсерам пришлось бы отдать едва ли не весь бюджет, а мы бы потом просто слушали звуковую дорожку без изображения, но и в том, что сам Квентин нашел в песне гораздо менее известного коллектива нечто уникальное. Это и есть то, что можно назвать его авторским почерком. Когда другие картины имеют либо индивидуальный саундтрек, либо под завязку напичканы приевшимися хитами, в тарантиновских проектах зритель всегда находит для себя что-то необычное.

А всё потому, что он ценит совершенно разное искусство и активно продвигает нишевые вещи. От полузабытых вестернов, самурайских боевиков и фильмов категории «Б» до некогда хороших актёров на спаде их карьеры и недооценённых музыкантов. Ведь нередки случаи, когда тот или иной исполнитель вносит значительный вклад в определённый жанр, но долго остаётся незамеченным.

-6

И иногда кажется, что больше всего удовольствие от фильмов Тарантино получает сам Тарантино. Смотря кино, ненароком можно представить себе, как он смеется, написав особенно дерзкую сцену или поставив особенно дерзкий эпизод. И, будем честными, его смех довольно заразителен.

И в этой совершенной свободе и состоит главный приём Тарантино в работе с музыкой. Он создаёт удивительные, ни на что не похожие кинематографические миры, потому что бесконечно влюблён в фильмы и в музыку. И заражает этой любовью всех нас.