Разные художники в разные времена создавали картины, о которых до сих пор спорят. Такова картина Франциско Гойя«Соломенная кукла».
Справка:
«Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес (годы жизни 1746-1828), наиболее известный под именем Франсиско Гойя, был самым известным художником эпохи романтизма в Испании. В 1786 году он стал придворным живописцем испанской королевской семьи и на первом этапе своей карьеры написал великое множество картин для испанской короны.
Когда в 1790-ых годах из-за загадочной болезни он полностью оглох, в его жизни произошёл крутой поворот. Примерно в это же время многие из его романтических картин становились всё более и более мрачными» https://kulturologia.ru/blogs/100922/54194/
Но период, когда создавалась «Соломенная кукла» был для Гойи вполне успешным. В 1775 году Гойя устроился на работу в Королевскую мануфактуру гобеленов «Санта-Барбара». Гобелены были чрезвычайно популярны в Испании. Ими украшали частные дома горожан, аристократические особняки и даже королевские покои. Самыми любимыми сюжетами были жизнерадостные сценки с изящными и привлекательными героями праздники, игры, народные гулянья. Эскизы для гобеленов были выполнены на картоне, это нововведение Франсиско Гойи. Когда шпалеры (настенные ковры, вытканные ручным способом), созданные по картонам были готовы, сами оригинальные рисунки становились ненужными.
Гойя сотрудничал с мануфактурой 18 лет. За это время он создал несколько десятков картонов на самые разные темы и для самых разных домов — в том числе для дворца испанского короля. Сотрудничество с «Санта-Барбарой» принесло художнику много покровителей и заказчиков, правда, также немало завистников и недоброжелателей. И хотя картоны помогли получить признание художнику, сам Гойя не любил их, справедливо считая эти картины своеобразными заготовками.
Большинство этих картонов случайно обнаружили в подвале в 1860-х годах. После реставрации они были подарены музею Прадо (национальный музей, один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде).
«Соломенная кукла» - один из последних известных картонов Гойи, созданных им для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара
На картине изображены четыре молодые женщины, играющие в распространённую в те времена игру. Женщины туго натягивают ткань по ее четырем углам и с её помощью подбрасывают в воздух куклу, одетую в мужской костюм и загримированную под молодого мужчину. Выражения лиц молодых красавиц забавны. Они по-разному демонстрируют уверенность красавиц в том, что они могут делать с мужчинами все, что захотят.
В двух предыдущих вариантах картонов художник придавал кукле приподнятую голову и более вертикальное положение, как если бы она наслаждалась игрой и полетом в воздухе. Опущенная голова в окончательной версии и кривая поза придают фигуре выражение безысходности и закрепляют мотив игры женщин с мужчинами.
Некоторые исследователи считают, что полная жизни картина “Соломенная кукла” при внимательном и вдумчивом рассмотрении превращается в метафорическое произведение. Образы молодых женщин, поражающие своей свежестью и живостью, символизируют недолговечность молодости. Придёт время, и эти полные сил красавицы состарятся и превратятся сами в точно таких же марионеток, которой они играют.
Есть что-то волнующее и настораживающее и в лицах молодых женщин и в самой соломенной кукле. Тут мы имеем дело с типичным “гойевским искажением”, поэтому картину можно считать своеобразным предостережением: « Как вы будете поступать с другими»… Или проще: «Отольются кошке мышкины слё
Работа Гойи шептала зрителю о чем-то большем, чем игра в пелеле. Картина очень метафорична. Кукла (человек) — игрушка в руках судьбы. Почему соломенная – из соломы, когда-то бывшей спелым колосом; то есть, солома – символ жертвы неумолимого бега времени.
Изображена просто забавная игра? Или «пелеле» - символ жизни самого Гойи, который играл с судьбой как с куклой, пока сам не оказался марионеткой в ее руках. На фоне гениальной декорации своего существования без четких линий, с пятнами ярких красок, цветов, света и теней, которую сам же и расписал… Что остаётся ему теперь… Жаловаться? Проклинать? Или предостеречь?
Понятно, что у каждого будет свой ответ.