Найти в Дзене

Свой путь (6)✨ На озере

"...- Главное - это не внешность, а внутреннее содержание. Мне кажется, что мы с тобой подружимся, да и с другими ребятами тоже.

- Хотелось бы, - ответил Саша, не поднимая головы. Маша присела рядом и начала собирать вместе с ним ягоды..."

Начало здесь.

Предыдущая глава здесь.

Читайте: Расплата за предательство.

Расплата за предательство, часть 1. Не так, как у всех
МАРУСЯ из белорусской глубинки18 июля 2022

Маша и Клавдия Андреевна не спешили домой.

- Давай, дочка, пройдёмся в другой конец деревни, а то дома покоя нам обеим не будет, - предложила свекровь, Маша согласилась. Они ещё немного "погуляли", дошли до железнодорожной станции, которая находилась в двух километрах от деревни, а затем вернулись назад. Нужно было "справляться". Так сказала свекровь, и они направились к дому. Маша не собиралась сидеть сложа руки, посмотрела на Клавдию Андреевну, на которой и лица не было.

- Я помогу Вам, только Вы скажите, что именно делать надо.

- Можешь траву посечь поросёнку, сейчас принесу секач.

Маша видела, как это делала свекровь, поэтому быстро справилась. В это время Клавдия Андреевна делала "мешанку". При этом они обе старались не молчать, чтобы не погружаться в тревожные мысли, постоянно о чём-то говорили. Свекровь сетовала на то, что погода не перестаёт в этом году удивлять. То прохладно было, то установилась такая жара, что и терпеть нельзя.

- Нам в колхозе тяжело в такую пору. Так что придётся вставать ни свет ни заря, чтобы с утренним холодком работать. Зато в самую спёку я дома буду. Хотя сейчас это и к лучшему. Ты ещё спать будешь, как я пойду. Пока проснёшься и пока то да сё, я уже дома буду.

Улеглись они спать рано, раз Клавдии Андреевне нужно было вставать с первыми петухами, так она сказала, только сон не шёл. Тревожные мысли не давали уснуть ни Маше, ни свекрови, они обе переживали за Пашу. Маша ворочалась с боку на бок, пока Клавдия Андреевна не позвала её:

- Не спится тебе, доченька?

- Угу.

- Ходи ко мне, поговорим, а то от мыслей разных и сойти с ума недолго. Только одеяло своё захвати.

Маша быстро встала, и уже через пару минут оказалась на диване, на котором спала свекровь. Легла головой в другую сторону, так называемым "валетом".

- Удобно Вам так? - спросила она у свекрови.

- Мне по-всякому удобно. Главное, чтобы ты выспаться могла.

- Я вряд ли засну.

- То же самое и я думаю. Только ты, Маша, плохие мысли гони от себя, чтобы они нашему Паше не мешали. Раз уж выбрала ты себе такую долю, запасись терпением, ведь тебе постоянно его ждать придётся. Хотя я и сама переживаю. Да и за тебя, небось, мамка волнуется, думает, где ты и что с тобой.

- У меня нет никого, только сестра двоюродная в Ленинграде осталась. Мама у меня хорошая была, любила меня сильно, и я её. Работала она ткачихой на фабрике, мечтала, чтобы я учительницей стала...- произнесла Маша и замолчала.

- И что произошло? - тихо спросила свекровь. - Если не хочешь, то не говори.

- Надорвалась мама. Она ведь такая же худенькая и маленькая была, как и я. Вот и заболела.

- А папка что?

- Не было его никогда. Мама не хотела о нём даже рассказывать.

Клавдии Андреевне так стало жаль невестку, что она заплакала и подумала: нельзя невестке много физически работать. Вслух она произнесла:

- И ты не рвись ни здесь, ни в школе. Вижу, какая душа у тебя добрая. Начнут просить то одно сделать, то другое, а ты себя побереги. Завтра как я на работу пойду, на озеро сходи, искупайся. Оно все печали снимет и силы даст.

Проговорили невестка и свекровь до самого утра. Как Клавдия Андреевна собиралась на работу, Маша уже не слышала, потому что уснула. Свекровь же боялась сделать лишнее движение, чтобы не разбудить невестку.

***

Проснувшись, Маша принялась наводить порядки, а потом поставила на газ варить суп, потому что Клавдия Андреевна по нескольку раз на день повторяла, что без первого обойтись нельзя. Потом сходила напоить Белочку, а затем пошла к озеру. Тянуло Машу туда, где они гуляли вместе с Пашей. Заглянула она по дорогу на ту самую земляничную полянку. Земляники там по-прежнему было видимо-невидимо, но Маше без любимого мужа не хотелось собирать ароматные ягоды. Она уже хотела уйти, как увидела Сашу, сына Ганны. Мальчик пришёл с пластмассовой коробкой за земляникой. Правда, увидев Машу, остановился в растерянности. Смотрел то на ягоды, то на неё.

- Давай я помогу тебе, - предложила она.

- Я сам, - ответил он, присел на корточки и начал собирать землянику.

- Ты боишься меня? - догадалась она.

- Ага, - признался он, а потом спросил: - Правда, что Вы наша новая учительница?

- Да, - улыбнулась она.

- Тогда Вам не повезло. Две от нас уже сбежали, уехали в город. И Вы не выдержите.

- Почему ты так решил?

- Ну, Вы такая...- Саша искал подходящие слова...- на ученицу больше похожая, чем на учительницу.

- Главное - это не внешность, а внутреннее содержание. Мне кажется, что мы с тобой подружимся, да и с другими ребятами тоже.

- Хотелось бы, - ответил Саша, не поднимая головы. Маша присела рядом и начала собирать вместе с ним ягоды. Когда высыпала в его коробку одну пригоршню, Саша несмело поблагодарил: - Спасибо, конечно, но вы бы себе земляники набрали.

- Успею, у меня времени много.

- А хотите со мной на озеро пойти? Там все наши купаются, познакомитесь.

- С радостью, - ответила она. Когда коробочка была наполнена, Маша и её будущий ученик шли по направлению к озеру. Мальчик уже осмелел и говорил более уверенно: - Купаться можно только в одном месте, я Вам его покажу. Дальше заплывать нельзя, там вир, где Водяной живёт. Он с собой на дно утянуть может. А рядом Гнилое болото, куда вообще лучше не ходить, хоть многих оно притягивает.

- Не пойму, что туда может тянуть. Одно название отталкивает.

- Это же немцы заставили людей яму рыть. Мне мама рассказывала и ещё говорила, что где-то здесь золото спрятано. Вот его все и ищут, но никто найти пока не смог.

Маша подумала, что нужно будет обо всём расспросить свекровь, а пока шла рядом с Сашей и слушала его рассказы про Водяного, который якобы может утащить с собой на дно любого, кто отплывает далеко от берега.

На озере купались ребятишки. Были они не одни, а под присмотром той самой Пармонихи, о которой говорила свекровь. Сидела бабушка на берегу и командовала:

- Петька, выходи из воды, уже губы у тебя посинели! И вы, Любаша и Лизка, давай на берег.

Дети кричали, что сейчас выйдут, но сами продолжали плескаться возле берега. Далеко заплывать не пытались, Сашка объяснил:

- Нам мамки разрешают только в лягушатнике баловаться. Если ослушаемся, то больше купаться не отпустят.

Как только Маша и Саша подошли близко к воде, дети начали выходить из воды. Первой поздоровалась светловолосая девочка.

- Я Любаша, - произнесла она и улыбнулась, показав белые зубы, - а вот она Лизка. Вас мы знаем, вы наша новая учительница.

Следом за Любой из воды вышла полненькая девочка. Только драчун Петька вылазить из воды не собирался. Маша же была удивлена, что дети уже её знают, хотя она всего два раза прошлась по деревне.

- Вот и хорошо, что ты сюда пришла, - сказала Пармониха. - Будешь детвору смотреть, а то мне и без того делов хватает. Сейчас я тебе покажу, до какого места им плавать можно. Вообще, лучше пусть возле берега плещутся. Если хотят дальше отплыть, то это с мамками. Пусть они за своих детей и отвечают. Я разрешаю плавать только возле берега. Да, забыла сказать, что к Гнилому болоту, что в той стороне, - Пармониха махнула вправо, - не отпускай даже по нужде. Мало ли что случиться может, потому как место это неладное.

- Спасибо, что обо всём рассказали, - ответила Маша, подумав, что скоро должна вернуться свекровь, - а сейчас мне идти надо, извините.

- Ступай, встречай Клавку, а я ребятнёй ещё покомандую. Мы же по очереди с нашими бабами их на озеро водим. Жалко детишек, потому как лето короткое, пусть они вволю накупаются, пока погода хорошая стоит.

Маша помахала рукой детям, которые, поздоровавшись с ней, снова побежали к воде, а потом пошла по узенькой лесной тропинке в лес, за которым была деревня. Когда Маша скрылась за деревьями, остановилась и повернула направо. Ей самой было интересно посмотреть на Гнилое болото, о котором все столько говорили. Место это было неприятное и даже страшное. Рядом росли старые ели, создающие ощущение чего-то таинственного и загадочного. Само болото было небольшое, но всё заросшее и покрытое тиной. Маше не хотелось смотреть на эту не слишком приятную картину, и она поспешила выбраться из зарослей.

Как только вышла на дорогу, ускорила шаг.

- Девушка, подождите, пожалуйста, - услышала она голос за свой спиной, когда дошла до развилки. С другой стороны к ней навстречу шёл молодой человек. Он не был похож на местных жителей. Маша сразу подумала, что он, вероятнее всего, здесь новенький, как и она.

Маша остановилась, произнесла только:

- Здравствуйте!

Ждала, когда он подойдёт ближе. Молодой человек улыбался, стараясь вызвать её расположение. Когда поравнялся с ней, спросил:

- Не подскажете, как пройти в Мосеевку? Мне сказали, что по этой дороге. Я новый агроном, знакомлюсь с окрестностями. Вы ведь из Степов, правильно?

- Нет, то есть, мы с мужем к его маме сюда приехали всего неделю назад. Поэтому я никого и ничего здесь не знаю. Вроде Мосеевка в той стороне, - ответила Маша. Она заметила, что агронома разочаровал её ответ, потому что он перестал улыбаться, но захотел пойти вместе с ней. - Мосеевка подождёт, познакомлюсь со Степами, пройдусь по улочкам, посмотрю, как люди живут.

- Улица здесь всего одна. Это там, в другой стороне, откуда Вы пришли, и людей больше, и улицы сразу три, а здесь старая часть деревни.

- В ней я ещё не был. Извините, а зовут Вас как?

- Марией.

- Очень приятно, а я Василий, меня по распределению в эту деревню отправили. Будем знакомы!

Они пришли в деревню вместе. Ничего не подозревающая Маша не думала, что их появление наделает много шума и даст повод для сплетен.

Продолжение.