После 2022 года производство белорусской техники столкнулось с теми же трудностями, которые настигли Россию. Так, Швейцария перестала поставлять критически важный компонент для самосвалов БелАЗ, но на выручку пришла РФ, предложив достойную альтернативу. СКБ «Турбина» заместила элемент, без которого эти гигантские машины не смогут ехать.
Ключевой компонент
БелАЗ — чуть ли не единственное советское предприятие, которое сохранилось до наших дней за пределами России и получило мировое признание, и в этом плане гордость берет за братскую Беларусь. Впрочем, и ее настигла глобализация: за десятки лет развития продуктовой линейки БелАЗа в агрегатную базу проникли многие решения, которые создают и производят в странах западного блока. Эти же детали, собственно говоря, благополучно запретили к поставке в 2022 году.
И одним из таких запрещенных товаров стали турбины для двигателей знаменитых самосвалов. Ранее их заказывали у шведско-швейцарского холдинга ABB, пока «нейтральная» Швейцария по указке Вашингтона не прекратила экспорт. И тут перед белорусским производителем возник сложный вопрос, ведь на территории Белоруссии и РФ такая продукция не создавалась. Где взять утраченный компонент?
Благо, думать белорусам пришлось недолго, так как российское предприятие с говорящим названием СКБ «Турбина» освоило производство турбокомпрессоров для дизельных двигателей и со свистом заменило зарубежную «уникальную гайку».
«… и плюс этого турбокомпрессора в том, что он полностью локализован здесь у нас, на предприятии в Челябинске», — рассказал телеканалу «Звезда» Олег Машков, начальник отдела агрегатов наддува, кандидат технических наук.
Этими турбинами можно оснастить несколько востребованных моделей самосвалов.
Российские аналоги
В 2023 году СКБ «Турбина» (входит в холдинг «Высокоточные комплексы» Ростеха) представило модельный ряд турбокомпрессоров, которые по характеристикам не уступали иностранным аналогам, а по отдельным пунктам превосходили их.
«На этой выставке [МВМС] мы представляем цельный модельный ряд турбокомпрессоров для дизельных российских двигателей мощностью от 1 000 до 4 000 л.с. Они полностью заместят турбокомпрессоры компании шведско-швейцарского холдинга ABB. <...> В августе мы проведем испытания турбокомпрессора следующей, более мощной модели, к концу года рассчитываем запустить серийное производство», — сообщил ТАСС гендиректор предприятия Эдуард Баженов в ходе Международного военно-морского салона (МВМС).
Сейчас предприятие имеет заказ на ТКР-201 на 2 года вперед. Кроме него, на выставке демонстрировались ТКР-Д1 и ТК-200.
Если ориентироваться на указанный диапазон мощности, то турбины подойдут, как минимум, 290-тонному БелАЗ-75320, популярному БелАЗ-7513, который выпускается аж в 7 модификациях, и даже сверхтяжелому БелАЗ-7560 грузоподъемностью 360 тонн.
Самосвалы теперь поедут
СКБ «Турбина» проделало важную работу, да и вообще это очень интересные ребята, и мы о них еще поговорим в отдельном материале. Даже по названию видно, что любая турбина им по плечу, и разработки для БелАЗа не стали исключением.
Трудно сказать, какое будущее ждало бы белорусский завод, если бы не российская разработка. Без турбины ни один самосвал попросту не поедет или, как минимум, ему нужна будет ремоторизация — установка другого силового агрегата помощнее, но без турбины либо поиск иных вариантов. Турбина по факту разгоняет агрегат до нужной мощности, а двигатель в БелАЗах крутит генератор. При худшем сценарии силовой агрегат просто не сдвинет самосвал с места, ибо турбина позволяет получить выигрыш в мощности около 30%, а в некоторых случаях и больше.
Так что российское предприятие действительно спасло БелАЗ от рисков остаться на неопределенный период без двигателей сразу на несколько моделей карьерных самосвалов. А Швейцарии производство турбин незачем — пусть сыром своим занимаются.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.