Когда я готовила эту статью, я думала актуально ли это вообще или нет? Сейчас настоящий бум маркетплейсов: вайлдберис, озон, сбер-маркет, яндекс и т.д. Открываются все новые и новые интернет площадки. Но могу вас точно заверить, что интернет-магазины не потеряют свою популярность, в конце поста я обязательно резюмирую свои мысли и расскажу почему.
Лично мой провал.
Сколько себя помню, я все время искала свою нишу. Чем заняться? Во что вложиться? Те деньги, что я зарабатывала, работая на «дядю» я откладывала и постоянно искала возможность, что-то проинвестировать, что-то открыть свое, найти свое дело.
Итак, 10 лет назад я открыла свой интернет-магазин детской одежды. Почему именно это ниша? Да, все просто: во-первых, я была молодая и не опытная, не знала ничего про бизнес, про статистику продаж, про анализ рынка и т.д., а во-вторых, я думала так: «дети рождаются каждый день, поэтому по любому я не останусь в минусе и найду свою целевую аудиторию».
Итак, я за ночь, почти на коленке, с помощью бесплатных конструкторов по созданию сайтов, создала Его! Магазин. Чтобы вы понимали, у меня не было четкого бизнес-плана, у меня не было на тот момент даже представления какой товар я буду закупать и где, какая категория товара будет (люкс или обычная трикотажная одежда), я не знала Кто мои будущие покупатели. Я знала только то, сколько у меня есть некая сумма на закупку товара, я примерно понимала, где искать поставщиков и плюс-минус имела представления, где размещать рекламу.
За следующий вечер я в интернете нашла несколько российских фабрик, прайсы которых меня устроили.
На сайтах этих фабрик я скачала фотографии будущего товара, разместила это все по возрастным категориям (например, у меня были позиции: от 0 до 6 мес., от 6 мес. до 12 мес. и т.д.) На первый взгляд получился даже стильный, современный магазин, с большим выбором детской одежды на все возрастные группы. Но чего-то не хватало. Ах, да. Не хватало самого товара. И тут, я совершаю первую серьезную ошибку:
- я заказываю товар у производителя из Краснодара по 100% предоплате!
То есть, я посмотрела их прайс, ознакомилась с товаром по фото, мне очень все понравилось и я на пробу заказала у них почти все! Ползунки, кофточки, рубашечки, платья, колготки, нижнее белье и т.д.
(Сейчас пишу это и искренне улыбаюсь)))). Помню, что всего было более 100 единиц разного детского товара.
Чтож, я оплачиваю выставленный счет и мой товар в течении нескольких дней привозят из Краснодара поездом на Киевский вокзал. Я мчусь туда на метро и в мыслях уже подсчитываю прибыль от продажи тАкого товара!) считаю себя гением, не меньше.
На вокзале я увидела огромные две сумки, которые весом были около 50 кг. Я понимаю, что сама это не довезу и заказываю такси. Надо сказать, что это были мои последние деньги.
На тот момент я жила в съёмной квартире на окраине Москвы и, конечно же, весь товар я решила хранить у себя дома. И вот, представьте картину: у меня посреди небольшой комнаты стоят огромные сумки с различными детскими вещами и, о ужас! Я не знаю, что с ним делать! Я знаю только одно, что мне надо как-то его продать.
В моем интернет-магазине были фото всего товара, который я привезла. Очень красочные и привлекательные картинки, с разбивкой по цвету, возрасту, полу (для девочек и для мальчиков), в общем было все, но не было Рекламы и продвижения. Я поняла, что о моем интернет-магазине знаю только я. Его больше никто не видит. В тот день я сделала отдельную страницу Вконтакте и за ночь пыталась добавить себе в друзья хоть каких-то людей, подписаться и разместиться в группах для малышей и родителей. Затем на авито сделала несколько публикаций и попробовала даже сделать страницу в Одноклассниках. Но, в ответ тишина, заказов 0.
Тогда я понимаю, что одна не справлюсь, что нужен маркетолог или человек, который поможет мне с продвжинием моего магазина в Интернете. И тут я совершаю вторую глобальную ошибку:
- я беру кредит в банке и оплачиваю услугу специалиста по Сео продвижению своего интернет-магазина.
Я действительно нашла человека, по рекомендации, который активно взялся за продвижение моего магазина. При чем очень опытный человек в этой сфере, он мне сразу сказал, что надо минимум 3-6 месяцев для того, чтобы моим товаром хоть кто-то заинтересовался. Необходимо набраться терпения и при этом нужны ВЛОЖЕНИЯ, ВЛОЖЕНИЯ, ВЛОЖЕНИЯ. Отдельно финансируется Яндекс директ, отдельно Вконтаке и отдельно реклама в Одноклассниках (тогда эта соц сеть была мега популярна).
Напомню, на тот момент я работала на «дядю», но все мои деньги уходили на оплату съёмной квартиры и на продвижение магазина в интернете. Я упорно вкладывала деньги во все соц сети, интернет площадки и ждала заказов от покупателей. А заказов не было. Тогда я совершаю еще одну ошибку (собственно это меня потопило окончательно)
- я снова беру кредит и закупаю детские игрушки.
Да, снова по 100% пред оплате я закупаю около 50 единиц различных игрушек. Как сейчас помню это были мягкие, против аллергенные, ягодные пупсы, которые подходили для детей до 5 лет.
Магазин тем временем существовал уже пол года. За пол года было всего 5-6 заказов на какие-то детские рубашки для мальчиков. Товар я возила сама, пару раз пришлось отпрашиваться с работы, так как денег на курьера у меня не было. Что я только не делала: 1) придумывала различные акции 2) делала сногшибательные скидки (до 70% распродажа например) 3) расклеивала небольшие наклейки с логотипом моего магазина на детских площадках 4) ходила по соседям, демонстрировала товар и многое другое.
Я прогорела. Оказалась в кредитах, долгах и с целой комнатой, забитой никому не нужными детскими вещами. Магазин я закрыла спустя почти год. Одежду и игрушки раздала соседям почти бесплатно (по 100-200 рублей), ушла в минус.
Больше к этому бизнесу я не возвращалась. Но зато сейчас (с моим опытом!!!) я могу четко выделить все ошибки и дать совет каждому, кто хочет создать свой интернет-магазин:
1) Определите четко свою целевую аудиторию. То есть, заранее нарисуйте портрет вашего потенциального покупателя. Ответьте себе на вопрос кто это будет? Мужчины, женщины, подростки, дети, люди пожилого возраста, люди с ограниченными возможностями, иностранные граждане и т.д.;
2) СРАЗУ ЖЕ! Составьте маркетинговый план: проконсультируйтесь заранее со специалистами на счет продвижения вашего магазина: где вы будете размещать свою рекламу? Какой бюджет нужен для этого? Какой срок сео оптимизации? Какие площадки или соц сети хороши именно для вашего товара?
3) При выборе поставщиков обратите внимание на тех кто: либо дают товар под реализацию либо могут вам передать товар с рассрочкой или отсрочкой платежа без %.
4) НЕ БЕРИТЕ КРЕДИТЫ на первый бизнес.
5) Продумайте и посчитайте отдельно логистику/доставку вашего товара до конечного покупателя. Кто это будет? Если у вас есть возможность развозить товар самостоятельно, то это отлично, а если это будут курьеры, то стоимость доставки надо обязательно закладывать в стоимость товара.
Эх, знала бы я это раньше(((
Итак, отвечу сейчас на вопрос, который я задала в начале:
Актуальны ли сейчас интернет-магазины?
Да! Интернет-магазины будут актуальны всегда:
1) Даже если вы большую часть своего товара будете реализовывать через маркетплейсы, многие покупатели при выборе товара например на Озоне, смотрят карточку продавца и, наличие своего сайта или интернет-магазина – это огромный плюс.
2) Условия маркетплейсов очень часто меняются и вам может стать не выгодно продавать свои товары через эти площадки. На это случай, у вас всегда будет свой магазин, с помощью которого вы сможете продолжить работу.
3) Поднять охват вашей целевой аудитории гораздо проще, оплатив продвижение своего магазина напрямую через то же Яндекс Директ или Гугл, чем ждать того момента, когда вас начнут рекомендовать на маркетплейсах.
4) В интернет-магазине вы можете более подробно сделать описание своего товара, обозначить вашу уникальность и преимущества.
5) И наконец, при продажах через свой собственный интернет-магазин – вы напрямую общаетесь с покупателем! У вас всегда есть возможность собрать обратную связь, узнать их честное мнение, оперативно исправить какие-то недочеты, запустить карты лояльности, придумать собственные акции и заручиться хорошими рекомендациями от ваших прямых покупателей.
Спасибо, что дочитали до конца. Не совершайте моих ошибок. Хотя, бизнес без ошибок, провалов и взлетов бывает только на словах и курсах у «Инфоцыган». В реальной жизни любой бизнес это качели и наша с вами задача на них удержаться.