В 1915 году знаменитая русская балерина Анна Павлова впервые посетила Кубу. Впервые кубинская публика познакомилась с искусством балета в XIX веке, это было время когда различные театральные труппы гастролировали по Северной и Латинской Америке, Франции, Италии, Испании, Австрии, Англии: опера, балет. Быстрое освоение морских перевозок способствовало и развитию культурной жизни острова, для организации многочисленных гастролей требовался морской и железнодорожный транспорт.
За несколько лет до прибытия Анны Павловой, в театре "Такон" гаванские зрители могли познакомиться с творчество австрийской танцовщицы Фанни Эльслер, которая со своей труппой в Гаване на сцене театра "Такон". В течение нескольких последующих лет (1915, 1917 и зимой 1918-1919) блистала на кубинской сцене русская балерина. Она была первой звездой балета из России, которая танцевала для кубинцев в двадцатом веке. Ее выступления нашли горячий отклик в творческих кругах Гаваны, ее присутствие вдохновляло кубинских поэтов, посвящающих ей свои эмоциональные, восхищённые стихи. Под ее влиянием здесь в 1918 году было создано Общество музыкального искусства, которое спустя десятилетия, в 1931 году, стало колыбелью танцевального образования на острове. Руководить этой школой был приглашен русский танцор Николай, находившийся в Гаване. Многие из его первых учеников стали ключевыми персоналиями кубинского балета - основой зарождающегося кубинского национального балета и основателями Кубинской балетной школы. Среди них выделялись Алисия Эрнестина Мартинес (Алонсо), Фернан. Вплоть до Алонсо и Альберто Алонсо.
Куба была первой страной в Латинской Америке, где выступила Анна Павлова.
13 марта 1915 года состоялось её первое выступление - это произошло на сцене частного театра "Пайре", где был показан одноактный балет "Амарилла" на музыку П. И. Чайковского и Р. Дриго, "Вальпургиева ночь", опера С. Гуно" Фауст", а из хореографии: "Умирающий лебедь"," Бабочка"," Танец Анитры", "Идиллия", "Осенняя вакханка " и некоторые другие.
Успех был огромным. Писатель Рене Мендеса Капоте отметил, что о ней стоит говорить как о"существе из другого мира".
Номер Анны Павловой "Умирающий лебедь" - это шедевр мирового масштаба. Публика снова и снова зовет балерину, не желая расставаться с ней. На следующий день несколько кубинских газет опубликовали самые восхищённые комментарии. Газета " Эральдо де Куба" назвала талант Анны Павловой "даром богов, которые хотят ослепить нас своим божественным светом". Во время этой поездки Анна Павлова провела на Кубе две недели. Помимо Гаваны она выступала и в г. Сьенфуэгос.
В театре Луизы Мартинес Касадо в Сьенфуэгос давали "Фею кукол", "Вальпургиеву ночь", "Осеннюю вакханалию" и" Умирающего лебедя".
27 и 28 марта 1915 года Павлова уже прощалась с гаванской публикой. Концерты, а утром 29 марта он покинул Кубу на борту американского судна.
В 1917 году Анна снова прибыла на Кубу. На этот раз труппа выступила на сцене Большого театр Гаваны, оснащенного по последнему слову техники начала XX века.
Гастроли начались 8 февраля 1917 года, а 4 и 5 марта 1917 года по приглашению кубинского бизнесмена Паулино Солеса Анна Павлова посетила город Матансас и выступила с постановкой "Коппелия" на сцене театра Сауто. Поэт Мариано Брюль, будущий основатель поэтического авангарда на Кубе, посвятил Анне Павловой стихотворение, текст которого явно был вдохновлен хореографией Осенней вакханалии.
Луис Баральт, владелец «Эральдо де Куба», прокоментировал на страницах своей газеты:
« Какое прекрасное проявление искусства, такого чистого, такого утонченного и такого высокого! Как повезло публике, что у нее есть возможность наслаждаться подобными вещами"»
Третий и последний визит Анны Павловой и ее труппы на Кубу состоялся зимой 1918-1919 гг., Павлова выступила 3 декабря 1918 года на востоке Кубы - в г. Сантьяго-де-Куба. В программу вошли балеты "Приглашение на танец", "Фея кукол" и семь других концертных номеров. Вместе с великой балериной снова выступили Александр Волинин и Иван Хлустин. На сцене Восточного театра Павлова танцевала также 5 и 8 декабря 1917 года, покорив публику в Египте.
Танцы из "Аиды" Ж. Верди, фрагменты из балета П. И. Чайковского "Спящая красавица" и танец из оперы "Ромео и Джульетта" С. Гуна.
В последний раз Анна Павлова появлялась в Национальном театре Гаваны 17 декабря 1918 года. В тот вечер столичная публика увидела балет "Ромео и Джульетта" и "Спящая Красавица". До 4 января 1919 года труппа Павловой также ставила балетные постановки в операх "Аида", "Травиата", "Джоконда" и "Риголетто" в исполнении артистов итальянской труппы. Наконец 19 января 1919 года легендарная русская балерина попрощалась с кубинской публикой, в этот раз как оказалось навсегда, и на следующий день на корабле "Эсперанса" он отправился в Веракрус, в Мексику.
Таким образом, Анна Павлова, одна из величайших фигур в мировой истории танца, находилась на Кубе со своей балетной труппой в течение трех сезонов: в мае 1915 года, в феврале 1917 года и с декабря 1918 года по январь 1919 года.
Зрители в городах Гавана, Сьенфуэгос, Матансас и Сантьяго-де-Куба могли познакомиться с прекрасным искусством великой танцовщицы, с этими выступлениями. Они стали важной вехой в истории исполнительского искусства. Во время своего турне, несмотря на языковые трудности, Анна Павлова давала интервью журналистам, работавшим в Гаване. Недостаток знаний несомненно повлиял на качество интервью. Налицо и проблемы с языковым барьером (вопросы переводили с помощью двух переводчиков, сначала с испанского на английский, потом с английского на русский) и неким "страхом" и волнением, которые испытывали местные журналисты перед лицом столь необыкновенного человека. Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки эти разговоры, безусловно, представляют определенную ценность для исследования творчества балерины.
Анна Павлова уже в своём первом интервью отметила, что рада тому, что смогла приехать на Кубу. Она и раньше испытывала большую симпатию к этой стране, добавив, что приезд в Гавану стал реализацией одного из её самых больших желаний. 15 марта 1915 г. вышло её интервью под заголовком "Десять минут с императорской балериной". Гаванская публика признала, что разговор вышел очень сердечным и искренним.
Оценивая важность неоднократных выступлений Анны Павловой для кубинцев, надо признать, что эти гастроли положили начало новому этапу в культурной жизни молодой республики. Анна Павлова была первой русской артисткой балета, проложившей путь к сердцам кубинской публики. После своего последнего турне в 1918-1919 гг. балерина хотела побывать на Кубе ещё раз, но к сожалению, этому не суждено было сбыться, из-за ее внезапной смерти.