Одно из семи Таинств Церкви, которое совершается регулярно и постоянно, - это Таинство покаяния или Таинство исповеди. Если взять статистику любого, даже небольшого провинциального города, и сложить за неделю количество исповедей во всех его храмах, то получится достаточно внушительная цифра.
Суть этого Таинства в покаянии. Когда человек хочет попросить прощения у Бога, то сразу возникает очевидный вопрос:
Как правильно это сделать?
Можно провести прямую аналогию с тем, если бы один человек захотел попросить прощения у другого человека. Ведь одна личность у другой личности спрашивает прощения.
Если человек будет что-то очень долгое издалека рассказывать, начнет что-то объяснять, причем рассказывать не только про свой грех, но также про грехи других людей, про какие-то нюансы, обстоятельства, что мы ему скажем?
Наверное, примерно следующее:
«Подожди, ты зачем пришел?».
И просить нужно так, чтобы другой понял, за что именно ты просишь. Легко понять и прочувствовать, действительно ли человек раскаивается либо же он отрицает свою вину и перекладывает ее на кого-то другого или даже на Бога.
Есть два момента при исповедании, которые можно назвать крайностями.
Первый момент – это чрезмерная подробность, когда человек начинает отслеживать и говорить такие мелочи/прегрешения, которые являются совершенно несущественными.
Второй момент – это чрезмерная краткость, когда прихожанин говорит:
«Грешен во всем. Какие есть грехи, все мои».
Безусловно, это является неполноценным покаянием.
С учетом того, что люди имеют разное мышление, разный характер, каждый из них довольно творческим образом излагает это покаяние, прощение у Бога. Но человеку важно именно не забыть суть. Особенно это касается тех людей, которые часто ходят на исповедь и уже не совершают никаких тяжких смертных грехов и живут, в принципе, относительно благочестивой жизнью, хотя вся наша жизнь несовершенна.
Следует также напомнить, что, для того чтобы причаститься, если у прихожанина есть духовник, который знает его жизнь, необязательно каждый раз исповедоваться. Если не было ничего существенного, чего-то такого, что душа сама просит, что ты не можешь причаститься без исповедования, то можно просто спросить благословения.
В каждом приходе можно сказать:
«Батюшка, я исповедовался в прошлое воскресенье, ещё даже неделя не прошла. Ничего такого не было, что можно вынести на исповедь. Благословите причаститься!»
Конечно, хорошо, Бог благословит! Причащайтесь!
В подобных случаях желательно просить благословения. Самому себя благословлять на Причастие без Исповеди не стоит.
Но жить нужно по совести, и таким образом уйдет необходимость что-то из себя, так скажем, выдавить. Но бывает так, что люди очень внимательны к себе, даже за неделю они чувствуют, что было не так, видят в себе немощи, грехи и хотят попросить у Бога прощения.
Почему бы нет?
Если это искренне, если это по существу, если это от души, то, как говорили святые отцы, нет предела покаянию, нет предела очищению своей души. Поэтому будем стараться регулярно исповедоваться и, конечно, причащаться!
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще: