«Если мы так будем воевать, то нам, конечно, грозят самые тяжелые потрясения»
Декабрь 1914 г. Из мемуаров Верховского
Головачевы жили на Каменноостровском проспекте в многоэтажном доме, построенном в новом стиле. <…>
Напротив хозяйки на диване с чашкой чая в руках сидел пожилой человек с седеющими волосами бобриком, небольшой бородкой, умными темными глазами, энергичным выражением лица. <…> Это был известный думец, член военной комиссии, крупный московский промышленник Гучков. <…>
Гучков попросил рассказать поподробнее все, что я знал о тяжелой эпопее русских армий <…> Закончил я утверждением, что все неудачи могут быть быстро залечены, если командование <…> будет честно относиться к своим обязанностям и по-человечески — к людям, которые этого вполне заслуживают и каких в армии довольно много. <…>
— Это люди, выросшие из русско-японской войны. В Генеральном штабе, который я ближе знаю, есть группа полковника Головина — молодая профессура, пытавшаяся реформировать военную академию, но разогнанная царем по захолустьям командовать полками; строевые командиры, среди которых выделяются имена Крымова, Деникина, Стогова; военные писатели с Новицким во главе.
Людей много, их только надо выдвинуть на руководящие посты вместо той кунст-камеры, которой теперь доверено руководство войной. Мне кажется, что после первых пережитых неудач влияние этой части офицерства, во главе которой нужно поставить Алексеева и Брусилова, будет расти, а люди, подобные Жилинскому и Вагину, будут вытеснены в отставку.
— А вы знаете судьбу Вагина? Он был снят с полка и отдан под суд за бегство с поля сражения. Но высшее начальство не нашло состава преступления, следствие было прекращено, и его назначили начальником вновь сформированной школы прапорщиков.
— Не может быть! Ведь он будет воспитывать таких же держиморд и скалозубов, как он сам! <…>
— Если мы так будем воевать, то нам, конечно, грозят самые тяжелые потрясения.
— Это и мое мнение, — ответил Гучков
Интересная историческая быль. Заставляет задуматься о военных кадрах и в наше время. А ведь действительно, как говаривал Сталин или Ленин (не помню точно, кто из них): «Кадры решают все!»