«Те, кто не хочет рассуждать, — фанатики, те, кто не может, — глупцы, а те, кто не смеет, — рабы»
Ровно 200 лет назад умер один из самых влиятельных и противоречивых писателей в истории. Он держал домашнего медведя в университете, (якобы) имел роман со своей сводной сестрой, боролся за независимость Греции, а также писал стихи.
Байрон доминировал в европейской культуре XIX века. Такие художники, как Хайез, Делакруа и Тернер, писали сцены из его стихотворений, а композиторы, включая Бетховена, Верди и Чайковского, положили его произведения на музыку.
Он — культурная икона, которая формировала литературу на протяжении двух столетий. Подробности яркой жизни лорда Байрона невозможно пересказать полностью. Вкратце, Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне в 1788 году в семье шотландской наследницы Кэтрин Гордон и распутного капитана британской армии, известного как Джон «Безумный Джек» Байрон.
Его отец, который растратил деньги семьи, умер во Франции, когда Джорджу было три года; мать воспитывала его в Абердине. Но когда двоюродный дед Джорджа умер в 1798 году, он унаследовал титул лорда Байрона и родовой дом аббатства Ньюстед. Так он жил в руинах, которые захватили его юное воображение. В конце концов он поступил в Кембриджский университет, где (среди прочего) держал домашнего медведя, влез в огромные долги и (якобы) влюбился в певца из хора. После Кембриджа он отправился в путешествие.
В то время Гран-тур был обрядом посвящения для англичан. Он путешествовал по Средиземноморью и в 1810 году влюбился в Грецию, особенно в ее жителей. Там, уже несколько лет сочиняя стихи, он начал писать длинную поэму под названием «Паломничество Чайльд-Гарольда».
В нем рассказывается история молодого меланхоличного путешественника, который оставил гедонистическую жизнь позади в поисках чего-то большего. Когда в 1812 году были опубликованы первые части, это превратило Байрона в знаменитость, как на родине, так и за рубежом. Как он сказал: «Однажды утром я проснулся и обнаружил, что я знаменит».
Почему Байрон был так успешен? «Чайльд-Гарольд» был правильным произведением в нужное время. Промышленная революция необратимо изменила общество и уничтожила природу; Надежды на новую, более либеральную эпоху, положенные в движение Французской революцией, не оправдались. Время отчаяния.
Его литературная репутация в Британии была неоднозначной, но в континентальной Европе Байрон считался величайшим из ныне живущих поэтов, уступая только Гете. И в том, и в другом случае его личная жизнь раздувала пламя, зажженное его поэзией — творец и его творение были едины, и народ любил это.
Поэзия (и пьесы) Байрона в течение следующих нескольких лет закрепила за ним статус живого воплощения романтизма. Он оплакивал коронацию Наполеона и писал о несовершенных героях, мрачных приключениях и беспокойной меланхолии — он уловил дух времени.
Но Байрон бежал из Англии в 1816 году, чтобы никогда больше туда не вернуться. Почему? Чтобы избежать удушающего социального давления своей жизни там... и его кредиторов. Потому что, несмотря на то, что Байрон был самым продаваемым поэтом в Великобритании, у него была привычка накапливать огромные долги, и ему даже пришлось продать свою личную библиотеку.
Летом 1816 года Байрон познакомился с поэтом Перси Шелли и его женой Мэри. Они провели несколько дней вместе во время шторма на берегу Женевского озера, где они рассказывали истории о привидениях, и Мэри пришла в голову идея, которая скоро станет Франкенштейном.
В то же лето Байрон посетил Шильонский замок в Швейцарии, который вдохновил его на написание одного из лучших стихотворений «Шильонский узник». Он также оставил свой след, в буквальном смысле, выгравировав свое имя на стенах подземелья. В 1819 году была опубликована заключительная часть «Чайльд-Гарольда».
В том же 1819 году Перси и Мэри Шелли переехали в Италию; и вялого и стремительно седевшего Байрона было что-то вроде перерождения. Он продал Ньюстедское аббатство, расплатившись таким образом со своими долгами, и помог Шелли с газетой под названием The Liberal, основанной их другом Ли Хантом. Именно во время своего итальянского изгнания, среди множества новых дел, Байрон начал свою эпическую, сатирическую поэму «Дон Жуан». Он рассказывает историю случайного бабника с каким-то остроумным, ироничным реализмом. Это было совершенно не похоже на «Чайльд-Гарольда» — настоящий Байрон сиял насквозь.
В апреле 1823 года Байрон был убежден прогреческими британскими активистами присоединиться к греческой войне за независимость против Османской империи. Байрон уже давно писал в поддержку Греции — например, когда он сокрушался по поводу сноса Парфенона, также называемых мраморами Элгина. Байрон вложил все оставшиеся деньги в это дело, будь то финансирование переоснащения флота, оплата труда солдат или погашение долгов. Он прибыл туда в июле 1823 года, избегая по пути османских войск, и оказался в невероятно сложной политической ситуации.
Таким образом, Байрон не только повышал осведомленность о греческом деле, но и поддерживал его финансово, но так и не увидел его конца. Он заболел в Миссолонги и умер 19 апреля, 200 лет назад, в возрасте 36 лет. Его тело было репатриировано и похоронено недалеко от его родового дома в Ноттингемшире.
Самое популярное слово для Байрона, по крайней мере, в Британии — «скандальный». Почему? Некоторые детали, пропущенные в этой краткой биографии, включают в себя его длинный список романов, его (предположительно) ребенка от его сводной сестры Августы Ли и его неудачный брак с Аннабеллой Миллбэнк. Все эти личные события, противоречащие морали того времени, разыгрывались публично. Это, наряду с его лихорадочной международной славой, сделало лорда Байрона одной из первых рок-звезд в мире. Он вдохновлял искусство и сплетни, похвалу и отвращение в равной мере.
Но, прежде всего, именно версия Байрона, созданная его полуавтобиографическим «Чайльд-Гарольдом», поразила воображение Европы. И все же, похоже, настоящий Байрон был скорее остроумным иронистом, чем уставшим, задумчивым, романтическим героем, которого он стал олицетворять.
Его современники Джон Китс и Перси Шелли были лучшими поэтами, но ни один из них, казалось, не обладал такой жизненной силой, как лорд Байрон. У него был талант улавливать дух времени и, намеренно или нет, попадать в заголовки новостей своей бурной личной жизнью. Таким образом, несмотря на то, что его литературная репутация довольно неоднозначна, его статус культурной иконы остается неизменным. Национальный герой в Греции, романтический пророк в континентальной Европе и скандальный, полуприличный поэт в Британии. Его статуи разбросаны по всему миру.
Как охарактеризовать такую жизнь? Казалось, что Байрон написал свою собственную, совершенную эпитафию в заключительных строфах «Паломничества Чайльд-Гарольда». Свет и тьма, добро и зло, скандал и успех, трагедия и вдохновение, непристойность и героизм — все было едино с Байроном. Прежде всего, он жил.
Источник: The Cultural Tutor