Собрали нас недавно на совещание по теме ... Хм, не помню как звучало по протоколу, но коллега, когда шли вместе по коридору, ёмко его назвала - "по дурачкам". И это так. Очень неполиткорректно и неэтично для учителей, сейчас в меня тапки полетят, нельзя в современном мире называть вещи своими именами. Хорошо, поправлюсь, не "дурачок", а "особенный".
Сколько раз я слышала от мам, которым рассказывали об особенностях их детей возмущенное:
Хотите сказать, что он у нас дурачок?!
А я такого не говорила, только показала его работы, описала неадекватные реакции, нелогичные действия.
Должна была делать вид, что все нормально? А выглядит ребенок на уроке как-то так.
Итак, совещание по особенным ученикам.
Сначала нас экзаменовали, иначе тоже не скажешь. Проверили знания о деструктивном поведении, о девиациях, об ОВЗ и инвалидности. Знаем ли мы, например, чем отличается дебил (олигофрения в степени дебильности) от аутиста (РАС). Программы АООП и СИПР когда необходимы и как составляются.
Да, это удивительно, но теперь обычный школьный учитель должен быть в этих вопросах подкован не хуже дефектолога. Ведь образование у нас инклюзивное, а детей "особенных" с каждым годом все больше.
Я согласна, что азы нам знать нужно, для того в педе и ведется предмет психопатология, курсы также регулярно проходим. Только парадокс состоит в том, что диагноз родители имеют право школе и не озвучить, либо вообще диагноза нет, его удается избежать всеми правдами и неправдами.
Представьте себя на месте учителя. В классе необычный ребенок, что именно с ним не так - вы не знаете. Может он аутист (и неизвестно в какой степени), а может у него даже шизофрения. Или просто депрессивное состояние. А вы не знаете ничего о нем, о том как с ним себя вести правильно, как учить, и, главное, как беды не допустить. Ведь особенные ребята являются источником опасности несомненно, он может навредить себе или окружающим среагировав на какой-то триггер.
На моем уроке мальчик с РАС (неподтвержденный, родители отрицают) устроил абсолютную жуть, когда по дороге напротив школы проезжала пожарка. И я не знала как его успокоить, взяла за плечи... А с аутистами так нельзя, только хуже, можно и по голове получить.
У остальных детей тоже стресс, вы не находите?
Как правильно вести себя с "особенным", если ты понятия не имеешь какого рода его особенность. В прошлую пятницу на уроке мальчик (на шизофрению похоже) нарисовал много-много мелких кружочков в тетради вместо требуемого большого прямоугольника. И он не понимает, почему ему звездочку (аналог 5) не дают, он скулит и агрессирует. Дала звездочку. А дети возмущаются:
Он вообще всегда не то делает, а вы ему звездочку?!
Как им объяснить про то, чего я сама не знаю? Сказать, что ему так можно? Кто мне, учителю, даст конкретные рекомендации вроде:
- С ним надо вот так и вот так.
- Задания давайте такие и вот такие.
- Нельзя вот это и вон то.
- А вот это приведет к этому.
- Если он вот так, то вы должны вот так.
Нет рекомендаций, даже диагноза нет. А поведение шизофреника и аутиста очень отличается, реакции разные, подход к ним должен быть разный. Я получаюсь минер, который коробку открывает с неизвестной опасностью. Так минер хоть специалист в этом, а я умею учить, но не лечить, простите.
Не обвиняйте учителей в черствости, пожалуйста. Это здесь вообще не при чем. Бабушка аутиста сказала на том самом совещании:
Добрее надо быть, коллеги!
А бабушка шизофреника поддержала:
Да, наш Митенька дома прекрасно себя ведет, с домашним справляется, а в школе его как подменяют!
И метнула убийственный взгляд в учителя внука.
Мальчик не понимает заданий совершенно. Даже на физкультуре вместо наклона делает чудесатый прыжок. Да, там все настолько плохо. Но он может зазубривать при многократном повторении, как и аутист. Оба они обучаемы, но обучать их надо по-разному. Или это нелогично?
Итог совещания:
больше узнавать по теме, обучаться, т.к. проблема увеличивается, как нарыв, нам придется как-то справляться.
Из неожиданного: годами с нас требовали "рисовать" отметки, переводить, а не оставлять на повторный год, на комиссию отправлять как можно меньше, только в крайних случаях. А теперь чуть что - надо сигнализировать, протоколировать, ничего не скрывать, видимость благополучия не создавать.
С чего такие перемены?
Да просто случилось вполне ожидаемое. Дотянули ребенка с какой-то патологией до ОГЭ, а он на уровне детсадовца мыслит.
Как так вышло?
Обыкновенно. Мама очень хорошая, заботливая, умоляла жизнь сыну не портить, обойтись без комиссии. Да и управление грозно нахмурилось, когда завуч заикнулся, еще бы, показатели району портить вздумали. Так и "учился" мальчик по обычной программе. Диктанты с ним учительница по пять раз переписывала. Контрольные с мамой решал.
В 9 классе устное собеседование стало для него непреодалимым препятствием. Он не может прочитать вслух, а уж пересказать и подавно. Там еще и заикание. Конечно, помогли и здесь. Потом так же с проектом. Плохо стало, долго умывался холодной водой. Для него это все неподъемно!
И мать осознала, что же теперь будет: он не напишет ОГЭ ни за что.
Побежала в управление, давай просить разрешить ему форму ГВЭ.
С какой стати, матушка? У вас абсолютно здоровый ребенок. Никаких особенностей подтвержденных нет.
Бедная мать, бедный мальчик. И бедные учителя, которые были вынуждены его тащить все эти годы, а теперь за его несдачу получат по полной. У того же управления всегда один вопрос:
Как вы не смогли научить?!
Научите, например, кота ложкой есть. Это равнозначно.
А был бы у ребенка диагноз и рекомендации, его действительно учили бы по индивидуальной программе, и проект бы не защищал, и ОГЭ заменили бы на ГВЭ, а может и того проще.
Управленцы перепугались, что мать выше пойдет, писать будет везде, потому и сказали нам, чтобы подстраховывались и все особенности фиксировали, уговаривали таких матерей на комиссию съездить.
Но это же ничего не изменит по большому счету. Уговорить мало кого удается, предпочитают от проблемы откреститься.
Читала вчера про случай с американским подростком, который стал очередным школьным стрелком. Родителям сообщали о девиантном поведении, просили проконсультироваться, но те сказали: "нам некогда, работаем". Итог печальный.
Я не испытываю никаких отрицательных чувств по отношению к "особенным" детям, не подумайте. Есть знакомые ребята с синдромом Дауна и с какой-то формой аутизма. Родные осознали ситуацию, приняли своих детей такими, какие они есть. И условия им создают по мере возможности. Летом возят в лагерь на специализированную смену. Посещают центр дополнительного развития. Учатся ребята в коррекционной школе с такими же, как они сами. Успешно усваивают подобранный специально для них материал. И в школьных постановках участвуют, на конкурс рисунки рисуют. Они в социуме, они успешны. А в обычной школе такой ребенок вечный изгой и головная боль окружающих. Это еще в лучшем случае.
И еще про слово "дурачок".
В моем детстве у нас в городе жил Алёша-дурачок. Все его так и звали. Это было правдой. Ходил взрослый мужчина с детской улыбкой, вдруг раскачиваться начинал или подвывать (как наш аутист). И все его любили, угошали чем-нибудь.
От того, что его "особенным" назовут он вылечится?
Я НЕ призываю называть особенных дурачками, это неправильно. Я призываю не закрывать глаза на проблему, не делать вид, что все нормально. И не перекладывать на обычную школу этот тяжких груз.
А еще одна мать несчастная историю рассказала. Разговор случайно начался, к слову пришлось как-то. Поделилась, как замечали с отцом его особенности еще в раннем детстве, надеялись, что перерастет. А в школе стало очень сложно. Тянули, как могли. Пубертат стукнул в голову и в 7 классе мальчик стал настолько "особенным", что положили его в стационар. Подлечивали после этого периодически, школу окончил. В 30 лет уже постоянно находится в закрытом учреждении.
Жалко родителей, парня жалко. И аутиста нашего жалко, и второго мальчика тоже. Всех жалко.
Но инклюзия - зло.
Вчера на секции, куда мои дети ходят, мальчик рассказывал, что им два особенных братца в классе совсем заниматься не дают. И очень артистично показал, какие звуки они издают, какими жестами их соопровождают. Это большая школа в центре города, 32 человека в классе, двое из которых остальным тридцати не дают учиться.
Все на курсы.
Вышестоящие нашли выход - снова отправить учителей на курсы по работе с ОВЗ. Лично я проходила такие год назад, еще год назад, а курсы годны на протяжении трех лет, т.е. мне сейчас они совершенно не нужны. Некоторые коллеги проходили этой осенью.
Но решения принять и отчитаться еще выше, мол, усилия прилагаем, надо нашему управлению (или краевикам). Потому пришла "указявка" пройти курсы, да не простые, а посложнее, с промежуточными тестированиями, вебинарами, лекциями, финальным экзаменом. Стомость высока - 4000 с копейками, но нам дают скидку за массовость, получается 2500 с человека. А можно на других платформах найти и за 1000, так к чему переплачивать? Но требуют именно эти! Может там чей-то откат предполагается?
И самое очевидное я озвучила директору, без конфликта и истерии, просто мысли закономерные.
Все, чему нас учат на таких курсах - это отличать аутиста от ЗПР и т.д. Реальных механизмов не дают, такую теаорию нам еще в педе в курсе психопатологии и разных психологий преподавали. Лично я все помню, мне бы что-то действенное, лайфкахи что ли... Вот закатывается у меня Вася, урок вести невозможно, а тему надо разобрать, закрепить. Как мне его успокоить? Как разорваться между учениками обычными (а они тоже разные) и этим Васей? Как мне очередные курсы в этом помогут?
И в чем логика: отдать кровные 2500 за право ежевечерне после работы, забросив своих детей и домашние дела, залипая от усталости, учить бесполезные материалы?
Директор немного задумалась, потом неуверенно сказала:
-Я понимаю, но ведь требуют. Да и именно эти курсы обещают быть продуктивными. Потому и дороже.
-Сомневаюсь.
И так мы и не пришли к консенсусу. Но сейчас я собираюсь отпираться до последнего, а уж коли управленцы буду сильно давить, то летом что-нибудь пройду параллельно с предметными.
Благодарю вас за ЛЮБОЕ ваше мнение. Интересно, что общество думает по поводу инклюзии. Есть ли в классах ваших детей "особенные" дети и как к ним относятся окружающие? Помогут ли курсы для учителей в решении острых проблем?