Найти тему
Учитель из Гарварда

Решить проблему "особенных" учеников помогут курсы для учителей, призывы "быть добрее", а также аккуратные названия неприятных моментов.

Оглавление

Собрали нас недавно на совещание по теме ... Хм, не помню как звучало по протоколу, но коллега, когда шли вместе по коридору, ёмко его назвала - "по дурачкам". И это так. Очень неполиткорректно и неэтично для учителей, сейчас в меня тапки полетят, нельзя в современном мире называть вещи своими именами. Хорошо, поправлюсь, не "дурачок", а "особенный".

Сколько раз я слышала от мам, которым рассказывали об особенностях их детей возмущенное:

Хотите сказать, что он у нас дурачок?!

А я такого не говорила, только показала его работы, описала неадекватные реакции, нелогичные действия.

Должна была делать вид, что все нормально? А выглядит ребенок на уроке как-то так.

Из Яндекс картинок
Из Яндекс картинок

Итак, совещание по особенным ученикам.

Сначала нас экзаменовали, иначе тоже не скажешь. Проверили знания о деструктивном поведении, о девиациях, об ОВЗ и инвалидности. Знаем ли мы, например, чем отличается дебил (олигофрения в степени дебильности) от аутиста (РАС). Программы АООП и СИПР когда необходимы и как составляются.

Да, это удивительно, но теперь обычный школьный учитель должен быть в этих вопросах подкован не хуже дефектолога. Ведь образование у нас инклюзивное, а детей "особенных" с каждым годом все больше.

Я согласна, что азы нам знать нужно, для того в педе и ведется предмет психопатология, курсы также регулярно проходим. Только парадокс состоит в том, что диагноз родители имеют право школе и не озвучить, либо вообще диагноза нет, его удается избежать всеми правдами и неправдами.

Представьте себя на месте учителя. В классе необычный ребенок, что именно с ним не так - вы не знаете. Может он аутист (и неизвестно в какой степени), а может у него даже шизофрения. Или просто депрессивное состояние. А вы не знаете ничего о нем, о том как с ним себя вести правильно, как учить, и, главное, как беды не допустить. Ведь особенные ребята являются источником опасности несомненно, он может навредить себе или окружающим среагировав на какой-то триггер.

На моем уроке мальчик с РАС (неподтвержденный, родители отрицают) устроил абсолютную жуть, когда по дороге напротив школы проезжала пожарка. И я не знала как его успокоить, взяла за плечи... А с аутистами так нельзя, только хуже, можно и по голове получить.

У остальных детей тоже стресс, вы не находите?

Как правильно вести себя с "особенным", если ты понятия не имеешь какого рода его особенность. В прошлую пятницу на уроке мальчик (на шизофрению похоже) нарисовал много-много мелких кружочков в тетради вместо требуемого большого прямоугольника. И он не понимает, почему ему звездочку (аналог 5) не дают, он скулит и агрессирует. Дала звездочку. А дети возмущаются:

Он вообще всегда не то делает, а вы ему звездочку?!

Как им объяснить про то, чего я сама не знаю? Сказать, что ему так можно? Кто мне, учителю, даст конкретные рекомендации вроде:

  • С ним надо вот так и вот так.
  • Задания давайте такие и вот такие.
  • Нельзя вот это и вон то.
  • А вот это приведет к этому.
  • Если он вот так, то вы должны вот так.

Нет рекомендаций, даже диагноза нет. А поведение шизофреника и аутиста очень отличается, реакции разные, подход к ним должен быть разный. Я получаюсь минер, который коробку открывает с неизвестной опасностью. Так минер хоть специалист в этом, а я умею учить, но не лечить, простите.

Не обвиняйте учителей в черствости, пожалуйста. Это здесь вообще не при чем. Бабушка аутиста сказала на том самом совещании:

Добрее надо быть, коллеги!

А бабушка шизофреника поддержала:

Да, наш Митенька дома прекрасно себя ведет, с домашним справляется, а в школе его как подменяют!

И метнула убийственный взгляд в учителя внука.

Мальчик не понимает заданий совершенно. Даже на физкультуре вместо наклона делает чудесатый прыжок. Да, там все настолько плохо. Но он может зазубривать при многократном повторении, как и аутист. Оба они обучаемы, но обучать их надо по-разному. Или это нелогично?

Итог совещания:

больше узнавать по теме, обучаться, т.к. проблема увеличивается, как нарыв, нам придется как-то справляться.

Из неожиданного: годами с нас требовали "рисовать" отметки, переводить, а не оставлять на повторный год, на комиссию отправлять как можно меньше, только в крайних случаях. А теперь чуть что - надо сигнализировать, протоколировать, ничего не скрывать, видимость благополучия не создавать.

С чего такие перемены?

Да просто случилось вполне ожидаемое. Дотянули ребенка с какой-то патологией до ОГЭ, а он на уровне детсадовца мыслит.

Как так вышло?

Обыкновенно. Мама очень хорошая, заботливая, умоляла жизнь сыну не портить, обойтись без комиссии. Да и управление грозно нахмурилось, когда завуч заикнулся, еще бы, показатели району портить вздумали. Так и "учился" мальчик по обычной программе. Диктанты с ним учительница по пять раз переписывала. Контрольные с мамой решал.

В 9 классе устное собеседование стало для него непреодалимым препятствием. Он не может прочитать вслух, а уж пересказать и подавно. Там еще и заикание. Конечно, помогли и здесь. Потом так же с проектом. Плохо стало, долго умывался холодной водой. Для него это все неподъемно!

И мать осознала, что же теперь будет: он не напишет ОГЭ ни за что.

Побежала в управление, давай просить разрешить ему форму ГВЭ.

С какой стати, матушка? У вас абсолютно здоровый ребенок. Никаких особенностей подтвержденных нет.

Бедная мать, бедный мальчик. И бедные учителя, которые были вынуждены его тащить все эти годы, а теперь за его несдачу получат по полной. У того же управления всегда один вопрос:

Как вы не смогли научить?!

Научите, например, кота ложкой есть. Это равнозначно.

А был бы у ребенка диагноз и рекомендации, его действительно учили бы по индивидуальной программе, и проект бы не защищал, и ОГЭ заменили бы на ГВЭ, а может и того проще.

Управленцы перепугались, что мать выше пойдет, писать будет везде, потому и сказали нам, чтобы подстраховывались и все особенности фиксировали, уговаривали таких матерей на комиссию съездить.

Но это же ничего не изменит по большому счету. Уговорить мало кого удается, предпочитают от проблемы откреститься.

Читала вчера про случай с американским подростком, который стал очередным школьным стрелком. Родителям сообщали о девиантном поведении, просили проконсультироваться, но те сказали: "нам некогда, работаем". Итог печальный.

Я не испытываю никаких отрицательных чувств по отношению к "особенным" детям, не подумайте. Есть знакомые ребята с синдромом Дауна и с какой-то формой аутизма. Родные осознали ситуацию, приняли своих детей такими, какие они есть. И условия им создают по мере возможности. Летом возят в лагерь на специализированную смену. Посещают центр дополнительного развития. Учатся ребята в коррекционной школе с такими же, как они сами. Успешно усваивают подобранный специально для них материал. И в школьных постановках участвуют, на конкурс рисунки рисуют. Они в социуме, они успешны. А в обычной школе такой ребенок вечный изгой и головная боль окружающих. Это еще в лучшем случае.

И еще про слово "дурачок".

В моем детстве у нас в городе жил Алёша-дурачок. Все его так и звали. Это было правдой. Ходил взрослый мужчина с детской улыбкой, вдруг раскачиваться начинал или подвывать (как наш аутист). И все его любили, угошали чем-нибудь.

От того, что его "особенным" назовут он вылечится?

Я НЕ призываю называть особенных дурачками, это неправильно. Я призываю не закрывать глаза на проблему, не делать вид, что все нормально. И не перекладывать на обычную школу этот тяжких груз.

А еще одна мать несчастная историю рассказала. Разговор случайно начался, к слову пришлось как-то. Поделилась, как замечали с отцом его особенности еще в раннем детстве, надеялись, что перерастет. А в школе стало очень сложно. Тянули, как могли. Пубертат стукнул в голову и в 7 классе мальчик стал настолько "особенным", что положили его в стационар. Подлечивали после этого периодически, школу окончил. В 30 лет уже постоянно находится в закрытом учреждении.

Жалко родителей, парня жалко. И аутиста нашего жалко, и второго мальчика тоже. Всех жалко.

Но инклюзия - зло.

Вчера на секции, куда мои дети ходят, мальчик рассказывал, что им два особенных братца в классе совсем заниматься не дают. И очень артистично показал, какие звуки они издают, какими жестами их соопровождают. Это большая школа в центре города, 32 человека в классе, двое из которых остальным тридцати не дают учиться.

Все на курсы.

Вышестоящие нашли выход - снова отправить учителей на курсы по работе с ОВЗ. Лично я проходила такие год назад, еще год назад, а курсы годны на протяжении трех лет, т.е. мне сейчас они совершенно не нужны. Некоторые коллеги проходили этой осенью.

Но решения принять и отчитаться еще выше, мол, усилия прилагаем, надо нашему управлению (или краевикам). Потому пришла "указявка" пройти курсы, да не простые, а посложнее, с промежуточными тестированиями, вебинарами, лекциями, финальным экзаменом. Стомость высока - 4000 с копейками, но нам дают скидку за массовость, получается 2500 с человека. А можно на других платформах найти и за 1000, так к чему переплачивать? Но требуют именно эти! Может там чей-то откат предполагается?

И самое очевидное я озвучила директору, без конфликта и истерии, просто мысли закономерные.

Все, чему нас учат на таких курсах - это отличать аутиста от ЗПР и т.д. Реальных механизмов не дают, такую теаорию нам еще в педе в курсе психопатологии и разных психологий преподавали. Лично я все помню, мне бы что-то действенное, лайфкахи что ли... Вот закатывается у меня Вася, урок вести невозможно, а тему надо разобрать, закрепить. Как мне его успокоить? Как разорваться между учениками обычными (а они тоже разные) и этим Васей? Как мне очередные курсы в этом помогут?
И в чем логика: отдать кровные 2500 за право ежевечерне после работы, забросив своих детей и домашние дела, залипая от усталости, учить бесполезные материалы?

Директор немного задумалась, потом неуверенно сказала:

-Я понимаю, но ведь требуют. Да и именно эти курсы обещают быть продуктивными. Потому и дороже.
-Сомневаюсь.

И так мы и не пришли к консенсусу. Но сейчас я собираюсь отпираться до последнего, а уж коли управленцы буду сильно давить, то летом что-нибудь пройду параллельно с предметными.

Благодарю вас за ЛЮБОЕ ваше мнение. Интересно, что общество думает по поводу инклюзии. Есть ли в классах ваших детей "особенные" дети и как к ним относятся окружающие? Помогут ли курсы для учителей в решении острых проблем?