Сочинения Аврелия Августина сильно повлияли на общество средневековой Западной Европы. На Востоке его влияние было не таким сильным, но блаженный Августин признан святым и в Православной Церкви. В данной статье я хочу изложить учение Августина о браке.
Трактат начинается с того, что соединение мужчины и женщины для создания потомства является естественным благом супружества. Но ошибаются те, которые используют половое соитие для получения удовольствия. Блаженный Августин приводит цитату апостола: плоть желает противного духу. Поэтому такое соитие, то есть для удовлетворения своей похоти, является делом греховным. Перед написанием статьи, я смотрел отзывы на труд данного автора, прочитав любопытное мнение, каким блаженный Августин пытался выразить свою точку зрения: "узаконенный блуд". Далее привожу свое рассуждение. Ведь действительно, если взять пример, блудники, совокупляясь до брака, имеют целью получить удовольствие, но что же принципиального поменяется в том, если, будучи супругами, они делают тоже самое? Можно сослаться на то, что отношения узаконенные и, дескать, никакой проблемы тут нет, но разве Христианство, отрицающая все страстное, могла бы позволить получение удовольствие таким способом? Вспомним грех гортанобесия, когда осуждается стремление получать сладость от пищи. Пища естественно приносит удовольствие, когда его вкушают, но Христианство советует принимать пищу для поддержания здоровья тела, а не для получения удовольствия, но само принятие пищи, не имея целью сластолюбие, оно то естественно принесет удовольствие, но такое уже не осуждается, ведь цель была напитать свое тело для поддержания физического здоровья. Так и супружеское соитие приносит удовольствие естественным образом, но если оно совершается для рождения ребенка, но не для сладострастия, в противном случае это уже можно назвать блудом, то есть "узаконенным блудом".
Но, продолжает святой, этим благом супружества, то есть рождением потомства, обладает и люди, не принадлежащие к Христовой Церкви, поэтому такие супруги устремляются к пороку и греху и нельзя назвать их брак целомудренным. Ибо только христиане имеют целью родить чадо с тою целью, дабы воспитать их в истинной вере, сделать из ветхого человека нового, обновленного крещением и следующим Заповедям Христовым. Даже если супруги соединяются только для рождения детей, но не с тою целью, которая описана выше, не являются целомудренными.
У читателя может сложиться мнение, что Христианство порицает брак как таковой, но это не так. Современный богослов Алексей Ильич Осипов на вопрос: почему у Христа не было искушения женщиной, отвечает, что Христос родился чистым от греха, Он был Новым Адамом. Адам же, который был еще в непорочном состоянии, не имел того движения плотской похоти, которая появилась после грехопадения. В Священном Писании сказано, как у Адама и Евы открылись глаза и увидели они, что наги. Тут то и появилось непристойная похоть, но до этого такого не было. Адам и Ева состояли в браке и до грехопадения, но в них не было именно плотской похоти, то есть сексуального влечения в том виде, которое есть сейчас у каждого человека. Как же объяснить то, что они должны были размножаться и что чувствовали? На этот вопрос я не могу ответить, так-как не изучал труды Отцов Православной Церкви по этому вопросу. Итак, блаженный Августин пишет, что брак не является чем то порочным сам по себе. И еще, Иисус Христос хоть и был подвержен непорочным страстям, но греха в нем не было, поэтому его невозможно было искусить женщиной и диавол этого не делал, то есть не пытался искусить его блудным падением.
Продолжая мысль Аврелий Августин спрашивает: после грехопадения первые люди прикрыли свои тела, но почему? Ответ таков: они испытали половое возбуждение. Диавол посрамил человека тем, что детородные органы не принадлежат власти человека и он увлекается против воли. Разве не является постыдным и унижением то, что дух не может контролировать эту часть тела? Ведь мы контролируем движения шеи, рук, ног, но эти органы не находятся в нашей власти. Блаженный Августин делает вывод: это вожделение является болезненным влечением.
В доказательство истинности своих слов Августин приводит цитату апостола Павла, обращенное даже к верующим супругам: "Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога".
Приведу еще одну цитату Августина: "Итак, это вожделение является не благом супружества, а необходимостью для продолжения рода, позорным пятном брака, непристойностью грешащих, огнем распутства." В конце своей замечательной работы блаженный Августин пишет, что прекращение соития не уничтожает брак, так-как Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф вовсе не вступали в плотское сожительство, но их брак был истинным. Напротив того, взаимное воздержание укрепляет брак и делает его прочнее и чище.
У меня остался вопрос к современным священникам: почему они, порицая прелюбодеяние и любодеяние не говорят о том, что писал блаженный Августин?