История циклична. Чуть больше 20 лет назад назад режиссер Алексей Сидоров порадовал нас "Бригадой".
Несмотря на бешенную популярность отношение к сериалу было неоднозначным. Исполнители главных ролей в фильме, если не лукавят и не пиарятся, сейчас сожалеют о том, что снялись в этом блокбастере. Хотя, фактически, эти роли дали им путевку в большой кинематограф. Ну да, бог им судья. Хотя деньги и Бог понятия диаметрально противоположные... Я так думаю.
И вот через 20 лет Жора Крыжовников снимает свой чернушный сериал. Я бы назвал его "Д...рьмо на асфальте". Именно так выглядят жители страны Советов в канун её краха.
Я не оцениваю профессиональный уровень создателей "Бригады" и "Слово пацана". Не оцениваю режиссерскую, операторскую работу, уровень актерского мастерства. У меня один, но на мой взгляд, важный вопрос: ЗАЧЕМ?
Зачем были сняты эти фильмы?
Алексей Сидоров, в силу возраста, по крайней мере, мог быть свидетелем событий которые показал в своем фильме. Он поведал о событиях которые произошли, а многие и продолжали происходить буквально "вчера вечером или сегодня утром". Страна встала с ног на голову. Сплошные разрывы шаблонов в жизни, в быту, в мировосприятии. Хотя, как несомненно умный и творческий человек, он не мог не понимать, какой посыл он дает своим фильмом. Значит дело в деньгах? Наверное в них родимых. По крайней мере, Сидорова можно простить по одной причине. Страны, в которой он появился на свет, учился в школе и, вероятно закончил вуз не стало, а новой ещё не появилось. Старая идеология умерла, а новая не родилась, ввиду законодательного запрета на само ее существование. 90-е годы прошлого века страна жила в идеологическом вакууме. Жизненная позиция Данилы Багрова : "В чем сила, брат? - Сила в правде" озвученная в фильмах Алексея Балабанова: "Брат" и "Брат 2," так и остались в виде красивой декларации. Практического применения эта сентенция в головах молодых зрителей не нашла.
Повторюсь, однако, что и "Бригада" и "Брат" снимались Сидоровым и Балабановым, что называется "с колес", "здесь и сейчас".
А вот, что заставило Жору Крыжовникова ( Андрей Першин 1979 года рождения) обратится к событиям более, чем 30 летней давности, свидетелем которых он не мог быть; ни по возрасту ни по месту жительства, а тем более адекватно их оценить, вопрос вызывающий недоумение. Надо сказать, что события показанные в фильме ещё в те времена называли "казанским феноменом" и не носили повсеместный характер, как события в фильмах "Бригада" и "Брат", "Брат 2".
Из интервью Жоры Крыжовникова : "Я с детства любил читать, читал все время. Меня завораживали интеллектуалы. Когда я встречал человека, который умело использует сложноподчиненные предложения, это гипнотизировало."
Согласитесь, что персонажи фильма "Слово пацана" непохожи на тех, кто восхищал Андрея Першина в детстве.
А если у маститого режиссера появилась желание разгребать де...ьмо на асфальте, то зачем было погружаться в столь отдаленные времена? Можно было бы снять фильм о все той же Казани, только 30 годами позже:
Казань, 9 человек (2021 год)
А вот Керчь : 2018 год. - 21 человек
А вот Ижевск: 2022 год - 18 человек
Из свежего: Брянск, 2023 год - 2 человека....
Все эти события произошли в средних учебных заведениях.
Ау, Жора - чем не сюжеты?
Выяви причины и обоснуй данный феномен. Или эти события менее актуальны, чем те, в "Слове пацана"?
А может поступил запрос окончательно смешать с де...мом страну, право-преемницей которой стала современная Россия? Ну и деньги - куда же без них.
Если дело в деньгах - тогда все понятно, а вот если режиссера до сих пор мучает вопрос кто виноват в "Крови на асфальте" пролитой в 1989 году - то есть более свежие образцы для анализа.
И, наконец! Недавно, на некоторых ток шоу, не будем показывать пальцем, некоторые "эксперты" взахлеб рассказывали, какой бешенной популярностью пользуется "Слово пацана" в одной из постсоветских республик, с которой у нас возникли некоторые разногласия, в том числе по поводу героев, культуры, языка и прочее... И все эти восторги чередуются с риторическими вопросами: как так произошло? Почему ОНИ стали такими? А может подобные фильмы, а точнее их бешенная популярность и у нас, и у соседей дают ответ, от которого становится не по себе: нашим мальчикам нравится тоже, что и их хлопчикам?
Многие наши интеллектуалы всуе поминают советскую цензуру, отсутствие свободы самовыражения. А может ну ее эту свободу, как ее понимает Данила Багров на фотографии выше?
Выпускник казанской гимназии тоже считал, что правда на его стороне.
Сами собой всплывают в памяти слова из песни Владимира Семеновича Высоцкого: "Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду..."
То есть свобода - это такая штука, которой надо уметь пользоваться, что бы она была во благо. Что касается "свободного западного мира", то это иллюзия для необремененных интеллектом граждан. Проще говоря им разрешают быть свободными только в тех рамках, которые не допускают нарушения планов свобододателей. И в создании этой иллюзии свободы большую роль играет масс медиа, литература и кинематограф, в том числе.
Может осознание этого не всем понравится, но это объективная реальность. Это надо принять и с этим жить. Это не значит, что надо быть рабом. Надо просто воспринимать свободу, как осознанную необходимость.
Спасибо за уделенное время. Подписка, лайк и комментарий весьма уместны.