Первые председатели в должности городского головы
Первым председателем учрежденного в 1816 г. Петербургского биржевого комитета по должности городского головы стал первостатейный купец, глава крупного торгового дома «Молво с сыном», коммерции советник Яков Николаевич фон Молво (1766–1826). Ему принадлежали два больших сахарорафинадных завода и один водочный. Фамилия Молво в России ассоциировалась с сахаром высшего сорта, известным как «сахар молво». Председателем биржевого комитета Я. Н. Молво оставался с 1816 по 1818 г.
После Молво Петербургский биржевой комитет по должности городского головы возглавляли: с 1818 по 1821 г. Андрей Кузьмич Жуков (1757–1828), с 1821 по 1824 г. Иван Федорович Жербин (1778–1840), с 1824 по 1833 г. Николай Иванович Кусов (1780–1856), с 1833 по 1834 г. Антип Петрович Кокушкин (?–1848), с 1834 по 1836 г. Никита Николаевич Менщиков (1777–1843), с 1836 по 1839 г. Василий Матвеевич Зверков (1785– 1858), с 1839 по 1842 гг. Василий Григорьевич Жуков (1795–1882) и с 1842 по 1846 г. Василий Абрамович Алферовский (1796–1875).
Расширяющаяся со временем деятельности биржевого комитета требовало от его председателя уделять все больше и больше времени делам биржи. Совмещать две важные должности становилось все сложнее. Городские головы стали перекладывать обязанности председателя биржевого комитета на своих биржевых старшин.
В октябре 1846 г. по многочисленным просьбам биржевого купечества должности городского головы и председателя биржевого комитета Петербургской биржи были разделены. После обсуждения в Государственном совете соответствующего представления министра финансов Ф. П. Вронченко и утверждения Николая I торгующему при Петербургской бирже купечеству было разрешено самому избирать на три года председателя биржевого комитета из своей среды, но только из купцов 1-й гильдии.
Барон А. Л. Штиглиц – первый избранный председатель
На состоявшихся 28 ноября 1846 г. первых выборах председателем биржевого комитета был избран Александр Любимович (Людвигович) Штиглиц (1814–1884) – владелец крупнейшего в России банкирского дома. Впервые эта должность занималась не городским головой по обязанности, а решением собрания всего биржевого купечества. За труды на этом поприще в первое трехлетие барон Штиглиц в 1849 г. был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с императорской короной. В том же году он был вновь избран председателем биржевого комитета на второе трехлетие, а затем переизбирался еще трижды, в 1852, 1855, 1858 г., оставаясь на этом посту в течение 13 лет.
По словам «старожилов» Петербургской биржи, «вексельные курсы котировались, когда на биржу приходил барон Штиглиц, в его отсутствие котировки не бывало». Исходя из тех или иных интересов, банкирский дом Штиглица выбрасывал на биржу для продажи массу векселей или являлся значительным их покупателем, постоянно играя на повышение или понижение курса. Ни один торговый дом не имел возможности вести не только банкирские операции, но и заниматься внешней торговлей, если не подчинялся условиям конторы «Штиглиц и К°». Все биржевые маклеры, находившиеся в полной зависимости от этой банкирской фирмы, могли предлагать заграничные переводы векселей только тех торговых домов, которые были одобрены Штиглицом и по тому курсу, который ему было угодно назначить. Разумеется, что курс всегда определялся с учетом интересов барона Штиглица, который принадлежал «по характеру своих торговых оборотов к старой школе капиталистов-спекулянтов».
С переходом в 1858 г. управления Министерством финансов от П. Ф. Брока к А. М. Княжевичу и с назначением на должность директора Особенной канцелярии по кредитной части Ю.А. Гагемейстера, правительство стало также неодобрительно относиться к деятельности А. Л. Штиглица. В октябре 1859 г. он приступил к ликвидации дел своей банкирской конторы. До окончания срока Штиглиц отказался от звания председателя биржевого комитета. 11 апреля 1860 г., согласно его личной просьбе, был освобожден от этой должности.
Е.Е. Брандт – представитель «старой школы биржевиков»
По случаю увольнения барона Штиглица биржевое купечество было приглашено в присутствие Петербургского биржевого комитета для назначения нового председателя. Большинством голосов был избран Егор Егорович (Георг- Фридрих) Брандт (1812–1891) – глава фирмы «Г. Ф. Брандт и Ко», совладелец торговых домов «Е.Е. Брандт и К°» в Петербурге и Москве. По мнению современников это был «сухой и надменный немец», прозванный на бирже «князем Пожарским» (от нем. Brand – пожар).
Брандт с 1833 г. состоял в купеческом звании, с 1847 г. являлся членом Петербургского коммерческого суда и членом Городской распорядительной думы. Он производил обширную заграничную торговлю, обороты которой составляли более 2 млн руб. в год. Кроме того, ему принадлежала шелковая мануфактура, приносившая также немалый доход. Он был одним из самых опытных и влиятельных биржевиков, пользовался доверием в деловых и правительственных кругах как солидный коммерсант. Среди его покровителей был министр финансов М. Х. Рейтерн.
Е. Е. Брандт вместе с бароном Л. Гауфом, Г. П. Елисеевым, Р. Клеменцом и представителем торгового дома «Асмус Симонсен и К°» Ф. Мори был учредителем первого в России акционерного коммерческого банка, открывшегося 1 ноября 1864 г. Брандт стал первым директором Петербургского Частного коммерческого банка, оставаясь им до 1888 г. Многие банкирские дома в Берлине, Лондоне, Амстердаме, Гамбурге, Париже и Вене по рекомендации барона А. Л. Штиглица данной Е. Е. Брандту стали корреспондентами нового банка и подписались на 1 млн руб. на его акции.
Из всех учредителей Брандт дольше всех пробыл в правлении банка, вплоть до 1890 г., когда «вследствие переутомления и расстройства здоровья» был вынужден уйти на покой. Входил Брандт также в совет Главного общества российских железных дорог. Все это являлось основанием для избрания, а затем и переизбрания его председателем биржевого комитета. Его же биржевое купечество в 1866 г. избрало и на третий срок. В 1861 г., по ходатайству министра финансов А. М. Княжевича, Е. Е. Брандт был удостоен звания коммерции советника «по уважении особенных заслуг в распространении торговли». За первое «трехлетие службы» в должности председателя биржевого комитета в 1863 г. Брандт был награжден первым орденом Св. Станислава 2-й степени с короной, в 1865 г. пожалован орденом Св. Анны, а в 1869 г. – орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1869 г. Брандт был произведен в статские советники.
Подобно своему предшественнику, Брандт принадлежал к «старой школе биржевиков-спекулянтов» и использовал любую возможность для выгодных биржевых операций. Так, при его посредничестве в 1863 г. начались «разные биржевые махинации» для исправления пошатнувшегося вексельного курса после прекращения размена на золото кредитных билетов.
В основе деятельности Е. Е. Брандта на посту председателя биржевого комитета, а затем и директора банка был положен «принцип осторожности и благоразумия». Руководство биржевыми делами он ограничивал исключительно ведением заседаний биржевого комитета по текущим вопросам.
Биржевые преобразования А. Г. Золотарева
9 июля 1869 г. на должность председателя Петербургского биржевого комитета неожиданно для многих был избран владелец торгового дома по продаже щетины и конского волоса Александр Григорьевич Золотарев (1826–1877), происходивший из старинного рода калужских купцов, торговавших в Петербурге еще со времен Петра I. Обозреватель «Торгового сборника» по поводу этих выборов писал: «А.Г. Золотарев... есть первый русский, с чисто русской фамилией удостоившейся этой чести с самого учреждения Петербургского биржевого комитета». «Новое время» также отмечало, что «это был факт, не лишенный общественного значения, ибо до этого десятки лет должность эта занималась немцами, а русские купцы на бирже играли роль весьма незавидную».
Впервые на должность председателя был избран не самый влиятельный и близкий к Министерству финансов биржевик, а человек малоизвестный, далекий от высоких правительственных сфер, не имевший, как его предшественники, высокопоставленных покровителей. Прослуживший много лет секретарем биржевого комитета Г.А. Немиров, вспоминал: «На почтеннейшую в среде биржевого купечества должность... А. Г. Золотарев был избран всего 43 лет, хотя никогда не был ни выдающимся капиталистом, ни тороватым хлебосолом, ни сильным по своим связям». Чем Золотарев выделялся от многих представителей торгового сословия, так это высоким уровнем своего образования.
Первоначальное воспитание Золотарев получил в частном английском пансионе Д. Ф. Гирста, который считался в то время лучшим учебным заведением в Петербурге. Из старшего класса пансиона Золотарев был переведен в открывшееся в Петербурге Высшее коммерческое училище. Здесь вместе с ним учились такие известные в будущем финансисты, как И. И. Жадимировский и Д. П. Казалет. В коммерческом училище Золотарев был одним из лучших учеников и закончил его первым с золотой медалью. По окончании в 1843 г. полного курса Петербургского высшего коммерческого училища Золотарев был удостоен звания личного потомственного гражданина.
Не довольствуясь приобретенными знаниями, он отправляется за границу для совершенствования в иностранных языках и ознакомления с европейским торговым правом. После возвращения Золотарев еще два года вольным слушателем посещал Петербургский университет, управляя одновременно собственным торговым домом и занимаясь комиссиями на бирже. В 1852 г. он заменил умершего отца, который 23 года прослужил по избранию биржевого комитета в должности помощника биржевого старшины. Через шесть лет, в 1858 г. А. Г. Золотарев был избран в кандидаты биржевого старшины, а на следующий год в члены Петербургского коммерческого суда. На должность кандидата биржевого старшины он переизбирался в 1864 и 1867 г. Трижды, в 1869, 1872 и 1875 гг. Золотарев избирался председателем Петербургского биржевого комитета.
С первого года председательства Золотарева узкая сфера деятельности биржевого комитета развилась необычайно широко, коснувшись не только разнообразных сторон биржевого управления и хозяйства, но и многих общих вопросов торговли и промышленности. На протяжении восьми лет пребывания в должности, Золотарев не просто руководил прениями в биржевом комитете и вел собрания биржевого купечества, как это делалось раньше, а постоянно вносил для обсуждения свои проекты и предложения, касавшиеся биржевого устройства. При этом брал на себя всю необходимую подготовительную работу: собирал материал, составлял доклады, писал протоколы и т.д. Ему принадлежало более трех десятков различных проектов усовершенствования биржевой торговли: от преобразования биржевого комитета и Петербургской биржи до составления нового Торгового уложения.
Биржевой комитет как представительный орган
Одной из главных идей А. Г. Золотарева было превращение биржевого комитета в представительный орган всего петербургского купечества. Он смотрел на биржевые комитеты, как на русские учреждения, временно исполняющие обязанности заграничных торговых палат, и искренне верил, что придет время, когда в России появятся такие же органы. Важным преобразованием, сделанным по инициативе Золотарева, являлось привлечение биржевого купечества к активному участию в заведовании общими делами биржи совместно с биржевым комитетом. Изменение это состояло в замене собраний всего биржевого купечества выборными на три года гласными по каждой торговой специальности пропорционально числу лиц, принадлежащей к ней. Этим нововведением предполагалось достигнуть более компетентного обсуждения узкоспециальных вопросов биржевым купечеством, разделенных по отраслям торговли.
В годы председательства Золотарева одна комиссия биржевого купечества по рассмотрению того или иного вопроса сменяла другую. Порой работали сразу несколько комиссий, в которых самую активную деятельность принимал лично А. Г. Золотарев. Именно с этого времени биржевое купечество стали приглашать в правительственные комиссии на правах членов, а не только экспертов, как прежде.
Г. А. Немиров вспоминал; что Золотарев «держал себя независимо даже в правительственных комиссиях», что «очень не нравилось сначала», но его участие оказалось столь полезным, что он должен был заседать в какой-либо из этих комиссий чуть ли не ежедневно. После избрания на должность председателя Петербургского биржевого комитета А. Г. Золотарев участвовал в 11 различных правительственных комиссиях или совещаниях.
Особенностью А. Г. Золотарева было то, что на многочисленные предложения войти в правление или стать во главе различных коммерческих учреждений он «отвечал постоянным отказом, принципиально не признавая совместительства должностей». В обществе даже сложилось мнение, что Золотарев человек редкой честности, и титул «биржевика», превратившийся в нарицательный, подходит к нему менее всего. Отмечалось, что при нем «деятельность и отношение к купечеству, как самого председателя, так и всего биржевого комитета, представляли поразительный контраст с тем, что было до него». В 1871 г. «за отличную усердную службу» А. Г. Золотарев был награжден орденом Св. Анны 2-й степени. В 1873 г. за свою деятельность он получил звание коммерции советника, а незадолго до смерти был пожалован чином статского советника.
Кончина А. Г. Золотарева, последовавшая 12 мая 1877 г., была отмечена некрологами почти во всех столичных газетах, а на его похоронах собралось более 3000 человек, хотя личный состав биржи не превышал 700.
И хотя не все проекты и предложения А. Г. Золотарева были осуществлены, тем не менее, первые серьезные попытки реорганизации биржи применительно к новым условиям были сделаны в 1870-е гг., когда он занимал должность председателя Петербургского биржевого комитета.
Сменившие А. Г. Золотарева на посту председателя биржевого комитета Владимир Ильич Грибанов (1822– 1891), Карл Федорович Винберг (1823–1903) и Александр Яковлевич Прохоров (1826–1898) не отличались в отличие от их предшественника склонностью к реформаторству. К тому же с вступлением на российский престол Александра III закончилась эпоха либеральных буржуазных реформ 1860–1870-х гг.
А. Я. Прозоров – председатель биржевого комитета и фондового отдела Петербургской биржи
В марте 1897 г. председателем биржевого комитета Петербургской биржи вместо тяжело заболевшего А. Я. Прохорова был единогласно избран Алексей Яковлевич Прозоров (1843–1914) – владелец солидной торговой фирмы «Яков Прозоров с сыном». Окончив с золотой медалью Московское коммерческое училище, А. Я. Прозоров занялся торговыми делами в фирме своего отца. В 1878–1879 гг. они перенесли свою деятельность из Вятки в Петербург, где младший Прозоров записался в биржевое купечество. В 1881 г. общим собранием Петербургской биржи он был избран на должность кандидата биржевого старшины. После образования Министерства торговли и промышленности А. Я. Прозоров был зачислен чиновником особых поручений 4-го класса при министре торговли. В 1886 г. он был пожалован званием коммерции советника, в 1890 г. получил чин статского советника, а в 1892 г. «по случаю 50-летия фирмы» – действительного статского советника.
С 1897 г. в течение 17 лет А. Я. Прозоров бессменно возглавлял Петербургский биржевой комитет. В его председательство была осуществлена биржевая реформа С. Ю. Витте. После учреждения в 1901 г. фондового отдела Петербургской биржи, Прозоров стал еще и председателем совета этого отдела. Кроме того, долгое время он находился во главе правления страхового общества «Россия», являлся председателем совета Волжско-Камского Коммерческого банка, возглавлял правления общества «И.Ритинг» и Камчатского торгово-промышленного общества, был членом правления акционерного общества Балтийской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры.
А. Я. Прозоров избирался председателем Совета съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, занимал пост председателя городского кредитного общества, председательствовал в совете Петербургского коммерческого училища. При этом Прозоров являлся членом многочисленных советов: торговли и мануфактур, по железнодорожным делам, по тарифным делам. Неизменно приглашался во всевозможные правительственные комитета, совещания и комиссии. Незадолго до смерти, за выслугу лет на государственной службе Прозоров получил чин тайного советника.
В 1911 г., после смерти члена Государственной думы С. П. Беляева, Прозоров был избран депутатом от Петербурга по первой курии. В Думе он примыкал к октябристам, не являясь членом этой партии. Журнал «Банки и биржа» дал следующую характеристику Прозорову: «Старик 70 лет отличается великим молчанием, замечателен своим хладнокровием. Очень почитаем в сферах. Единственный недостаток: не хватает времени побывать везде, где Алексей Яковлевич состоит членом или председателем».
22 января 1914 г. на 71 году жизни после «операции горловой жабы, от паралича сердца» А. Я. Прозоров скончался.
Н. И. Былинкин – последний председатель Петербургского (Петроградского) биржевого комитета
Следующим председателем биржевого комитета и фондового отдела Петербургской биржи был избран Николай Иванович Былинкин (1863 – после 1917). Хотя в течение трех месяцев многие называли кандидатом, имеющим наибольшие шансы для избрания на эту должность, бывшего товарища министра финансов и председателя правления крупнейшего российского банка Алексея Ивановича Путилова.
21 марта 1914 г. состоялось собрание депутатов от товарного и фондового отдела Петербургской биржи. Намеченные ранее группой депутатов кандидаты в председатели П. П. Форостовский и А. И. Путилов от баллотировки отказались. 24 голосами против 4, председателем был избран старшина товарной биржи и член совета Русского для внешней торговли банка Н. И. Былинкин. Путилов согласился занять должность товарища председателя Петербургского биржевого комитета.
Новый председатель биржевого комитета принадлежал к старинному купеческому роду, издавна торговавшему зерном и хлебом. Как и его предшественник, Былинкин являлся одним из крупнейших в России хлебных экспортеров. Журнал «Дело» по этому поводу отмечал: «Очевидно, комитету Петербургской биржи суждено иметь во главе крупных хлеботорговцев». Родился Былинкин в 1863 г. в Твери. Получив «весьма тщательное домашнее образование», он в 1875 г. поступил в Тверскую классическую гимназию. После ее окон-чания, «в целях практического и теоретического изучения торгового дела Былинкин жил некоторое время в Англии и Германии». В 1902 г. он перенес свою деятельность в Петербург, где записался в члены биржевого купечества и вскоре был избран биржевым старшиной товарной биржи. Кроме поста председателя биржевого комитета, Былинкин являлся членом совета Русского для внешней торговли банка. Председательство Н. И. Былинкина выпало на не самое лучшее время в истории Петербургской (Петроградской) биржи, совпавшее с Первой мировой войной, Февральской и Октябрьской революциями и ее закрытием.
Павел Владимирович Лизунов,
доктор исторических наук, профессор