Найти тему
Юлия Варенцова

На многих гениев эпохи мы смотрим глазами Крамского

Оглавление

Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1876
Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1876

Знаменитый меценат Павел Третьяков, осмотрев Национальную портретную галерею в Лондоне, решает, что подобную коллекцию нужно создать и в России.

В результате собрание портретов гениальных соотечественников станет целой "галереей внутри галереи" - Третьяковской. Крамской напишет несколько работ для нее - в том числе, и самого владельца, Павла Третьякова.

На портрете кисти Крамского Павел Третьяков изображен в самом расцвете – и жизненных сил, и карьерных достижений. Ему 44 года, он – известнейший московский купец, меценат, уже родились четверо его детей из шестерых. Но на этом портрете – не только успешный делец и селебрити. Крамской показывает Третьякова таким, каким его знают только близкие друзья, - «тишайшим», «московским молчальником». Ведь неслучайно к нему приклеилось прозвище «честной отец архимандрит». Третьяков всегда был замкнутым человеком, который любил созерцательную жизнь, и это сумел увидеть и показать Крамской.

Идея портретной галереи выдающихся современников увлекает и самого художника Крамского. Хотя заказными портретами царской семьи он тяготится, сетует, что приходится "бегать за хлебом", вместо того чтобы жить "настоящим" искусством.

И все же именно в жанре портрета он становится виртуозом. На многих русских гениев конца 19-го века сегодня мы смотрим глазами Крамского: Некрасов, Гончаров, Аксаков, Салтыков-Щедрин, Репин, Шишкин, Куинджи, Менделеев и многие другие.

Из книги «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века»:

Книга Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века • Юлия Варенцова – купить книгу по низкой цене, читать отзывы в Book24.ru • Эксмо • ISBN 978-5-04-106579-9, p5559632

подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii