Современные подростки проводят в соцсетях много времени. Можно даже сказать, что у них две жизни: обычная - дома и в школе, и виртуальная - на онлайн-страничке. Иногда в одной из “жизней” возникают проблемы. В интернете, как и в живом общении, подросток может столкнуться с неприятными людьми или конфликтными ситуациями. Отследить проблему в соцсети родителям бывает непросто, однако неприятностей подростку она может доставить много. Разбираемся, как понять, что подросток столкнулся с хейтом и кибербуллингом в соцсетях и как с этим бороться.
Что такое хейт и кибербуллинг: определение и примеры
Определение кибербуллинга
Кибербуллинг – это форма запугивания или домогательства при помощи цифровых устройств. Кибербуллинг может включать в себя отправку, публикацию или распространение вредоносных, угрожающих или оскорбительных сообщений и изображений в интернете, включая социальные сети, чаты, форумы и игровые платформы.
По-простому, кибербуллинг - это травля, но не в живом общении, а в интернете.
Определение хейта
Одно из проявлений кибербуллинга - хейт в социальных сетях. Само слово “хейт” произошло от английского “hate” - ненависть. К проявлению ненависти в соцсетях относятся:
- оскорбительные комментарии или сообщения
- злые, циничные картинки
- угрозы
- шокирующий контент (изображения насилия и т.д.)
- шантаж
- преследование
Все это может напугать или ранить подростка, нанести ему психологическую травму. Если ребенок столкнулся с подобными явлениями в сети, родителям стоит сразу же принимать меры, чтобы пресечь негативное воздействие и оградить от него ребенка в будущем.
Примеры агрессивных или оскорбительных комментариев
Как правило, оскорбительные комментарии направлены на личность самого человека, задевают какие-либо составляющие его идентичности:
- возраст
- пол
- национальность
- религиозную принадлежность
- умственные способности.
Не будем приводить примеры, оскорбляющие человеческое достоинство, но отметим, что любое разжигание ненависти и выражение негатива просто по той причине, что человек принадлежит к указанным группам - это хейт. Унизительные наименования по возрасту и принадлежности к школьному возрасту “школота”, обзывательства и обвинение в “тупости”, шутки на тему религиозных или культурных обычаев семьи ребенка - все это необходимо пресекать.
Различие между критикой и кибербуллингом или хейтом
Интернет - это особое пространство, где разные люди могут выразить свое мнение по любому вопросу. Конечно, эти мнения могут не совпадать, а иногда даже быть совершенно противоположными. В таких случаях могут возникать споры, человек может столкнуться с критикой в свой адрес. Однако важно различать обычную критику и хейт или кибербуллинг.
В нашем бесплатном боте для родителей в телеграм жизненные ситуации и реальная помощь.
Как распознать хейт и кибербуллинг
- Критика может касаться позиции, мнения, хейт и кибербуллинг же всегда направлен на личность. То есть человек, критикуя, может доказывать несостоятельность идеи, но никогда не будет пытаться задеть чувства другого. “Я не согласен с тобой, мне кажется, ты не прав” - это критика, “Автор, закрой рот” - это оскорбление.
- Критика конструктивна, хейт оскорбителен. Критика предполагает выражение альтернативного мнение, аргументы, обоснование: “Мне кажется, на проблему можно посмотреть с другой стороны”, “Я считаю, что более правильно сказать вот так” и т.д. Хейт же основан на оскорблениях, попытке морально надавить на другого.
- Критика затрагивает только конкретное высказывание, тему, например, музыкальные предпочтения. С окончанием спора критика прекращается. Хейт и кибербуллинг же затрагивает всю деятельность подростка в соцсети, его остановить гораздо сложнее: начаться он может и со спора (чаще на политическую или социальную тему), продолжиться в оскорбительном ключе и уже не касаться первоначальной темы.
Примеры типичных выражений и поведения хейтеров
- Некорректная, грубая критика. “Мне не нравится этот певец” и “Как можно такое слушать, вкус автора - отстой” - это две разные стратегии общения. Первая безоценочна, содержит лишь мнение, вторая же - попытка задеть чувства человека.
- Оскорбления в адрес конкретного человека. Они могут содержать просто грубые слова или нецензурную лексику.
- Распространение оскорбительных слухов, об образе жизни или характере деятельности подростка. К этому относится публикация компрометирующих фотографий, распространение конфиденциальной информации, например, о состоянии банковского счета или о том, с кем подросток проводит время и т.д. Подобная ситуация опасна еще и с той точки зрения, что может пострадать репутация подростка в реальной жизни.
- Попытка вывести человека “на эмоцию”, спровоцировать конфликт. В этом случае хейтер может намеренно оставлять провокационные комментарии, одобряющие асоциальное или противоправное поведение. Также возможны угрозы или шантаж в адрес жертвы. Например, любимый прием таких хулиганов - напугать подростка тем, что о нем все известно, включая его местоположение и домашний адрес.
Причины возникновения кибербуллинга и хейта в соцсетях
Чтобы бороться с проблемой, необходимо сначала понять причину ее появления.
Факторы, способствующие хейту
Важно понимать, что возникновение хейта обусловлено разными факторами: особенностями среды, способствующей его проявлению, психологическими особенностями хейтера и жертвы: первый, как правило, жаждет самоутвердиться, а вторая, напротив, часто не уверена в себе, застенчива.
Анонимность в интернете
Очень многие люди, позволяющие себе вести себя оскорбительно в интернете, в обычной жизни ведут себя гораздо сдержаннее. В онлайн-пространстве они чувствуют себя свободнее, безопаснее во многом из-за того, что сделать другому неприятно можно “по-тихому”, анонимно, не рискуя собственной репутацией. Это рождает ощущение безнаказанности.
Конечно, хейтерами не всегда являются незнакомцы. Иногда подросток может столкнуться с интернет-травлей по вине одноклассников или других близко знакомых сверстников, однако такая проблема уже выходит за рамки онлайн-пространства - начинать решать ее необходимо именно в реальной жизни.
Социальные и психологические аспекты
- Не развита культура эмпатии в онлайн-пространстве. Поскольку при таком общении люди не видят реакцию собеседника на слова, их в меньшей степени останавливает чувство ответственности за сказанное, они уже не так осторожны в выражениях. Например, в обычной жизни мало кто рискнет сказать “Лучше бы тебя не было”, а вот в интернете - легко.
- Низкая самооценка жертвы. Часто объектом травли как в реальности, так и в сети, становятся неуверенные в себе люди. Хейтеры могут заметить признаки ведомости, непринятия себя и воспользоваться этим. Такие люди, как правило, тонкие психологи. Они могут считывать признаки ведомости с фотографий - например, если подросток всегда стоит позади остальных; из записей на странички, если подросток говорит о себе пренебрежительно.
- Неосторожное поведение в социальных сетях. Поскольку интернет - это открытое пространство, люди зачастую рассказывают о себе в сети слишком много, не думая о последствиях. В результате хейтеры могут использовать информацию против человека, например, вымогать деньги и угрожать отправить личные данные подростка другим людям.
- Зависть со стороны хейтера. Иногда инициатором травли становится человек, заметивший чужой успех и решивший показать себя с лучшей стороны, принизив достижения другого. Например, подросток ведет свой блог, а среди его подписчиков появился хулиган, который ругает и его писательский талант, и самого подростка.
- Конфликты на почве политических, национальных и религиозных разногласий. К сожалению, даже сейчас не все понимают, что различия между людьми, какими бы они ни были, это нормально, и никто не может подвергаться преследованию.
Подробнее в статье на нашем блоге:
- примеры ситуаций, вызывающих хейт
- последствия хейта
- как понять, что подросток столкнулся с хейтом
- разговор с подростком о хейте
- профилактика хейта
Полезная информация в наших социальных сетях: