Предки наши воду в реках и озерах в этот день считали очень полезной, ею умывались, ее набирали для полива.
Православная Церковь чтит 21 апреля память одиннадцати святых, известных по именам, в том числе мученика Иродиона, Агафа и Руфа, которые входят в число 70 апостолов, избранных Иисусом Христом для проповедования.
Иродион был родственником апостола Павла и его спутником в многочисленных странствиях. Когда христианская религия распространилась и укрепилась на Балканском полуострове, Павел и Петр выбрали Иродиона епископом города Патры (ныне – территория Турции). На своем посту он усердно проповедовал православие и привел к Богу множество людей.
Согласно легенде, его работа была настолько успешной, что местные язычники после одной из очень пламенных его проповедей напали на апостола, избивая палками и забрасывая камнями, один из них нанес серьезную рану ножом. Но когда он после этого поднялся с земли, на нем не было ни единой царапины.
Но свое епископство Иродиан оставил, и многие годы впоследствии он провел рядом со своим родственником апостолом Петром, помогая ему в проповедях. Во время гонений на христиан при Нероне святые апостолы приняли мученическую смерть от рук язычников. Петра распяли на перевернутом кресте, а вслед за ним отрубили голову Иродиану.
На Руси святого Иродиана переименовали в более привычное для слуха имя – Родион и день стали называть Родион-Ледолом или Родион – Ревучие воды.
Потому что во многих регионах еще продолжали вскрываться реки, активно сходил лед. А там, где была опасность затора льдин, наши предки активно его ломали (в советские времена была еще традиция лед взрывать, чтобы он не наделал бед для окружающих населенных пунктов) – у наших предков, которые всему придавали символическое значение, это называлось «помочь Водяному выбраться на волю». И даже если опасности затора льда не было, в этот день крестьяне обязательно шли к рекам и озерам, чтобы очистить их. Это называлось «отмыканием весенних/талых вод».
У них, у наших предков, вода в реках и озерах в этот день считалась очень полезной. Ею умывались, ее набирали для того, чтобы полить огороды и сады – даже если полив там не требовался, символически по нескольку кружек воды выливали под каждый кустик и в каждую грядку, чтобы урожай был хорошим. Набранную в этот день воду хранили все лето и использовали понемногу, если была сильная засуха – считалось, что она может привлечь дождь.
Талая вода в этот день, по мнению наших предков, помогала и от любой тоски избавиться. Все, кто пережил боль утраты, горе, несчастье и не мог избавиться от тоски по умершим или ушедшим людям, шли 21 апреля к реке, черпали левой рукой воду из нее, умывались этой водой и отпускали в реку свою тоску-печаль.
Если погода позволяла, то начинали 21 апреля, на Родиона, пахать поля под овес. Его разрешалось сеять до тех пор, пока цвели груши и яблоньки, над которыми вились длинные черные мухи. Их называли овсяными, и они не были вредными. Как только эти насекомые пропадали, посевы овса нужно было заканчивать.
А вот уборку в доме или стирку затевать не рекомендовалось в этот день – можно было оскорбить воду. И на рыбалку ходить в этот день тоже не стоило, по мнению наших предков – Водяной мог посчитать, что хотят его богатства похитить и рассердиться очень сильно. И тогда весь год рыбы никто не увидит.
Приметы дня на 21 апреля:
- по погоде на Родиона судили, каким будет лето;
- если солнце светит ярче обычного, то лето будет теплым;
- если вода в водоемах уже теплая, то лето будет жарким;
- если ночь с 20 на 21 апреля темная, беззвездная и спокойная безветренная, то лето будет очень теплое и хорошее;
- если идет дождь в этот день, то будет хороший урожай зерновых;
- если в лесу появились первые грибы, то грибов будет много.