Подводные лодки всегда были важной составляющей флота России. Современные подводные лодки различаются по классификации в зависимости от их назначения, размеров, вооружения, типа энергетической установки и других технических характеристик. В данной статье расскажу про основные классы подводных лодок Российской Федерации, которые все еще входят в состав Военно-морского флота.
Глобально все подводные лодки подразделяются на два основных класса стратегические подводные лодки и многоцелевые.
Стратегические подводные лодки предназначены для уничтожения стратегических центров управления противника, путем применения баллистических ракет со специальным зарядом. Данный класс представлен большим количеством различных проектов кораблей. К ним относятся:
КЛАСС - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ. ПОДКЛАСС - Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения
- ПЛАРБ проекта 667БДР;
- ПЛАРБ проекта 667БДРМ;
- ПЛАРБ проекта 09787;
- ПЛАРБ проекта 941;
- ПЛАРБ проекта 955 (А);
Проект 667БДР. На данный момент представителем данного проекта является лишь одна лодка К-44 "Рязань". Разработку лодки начали в 1972 году в Центральном конструкторском бюро морской техники, под руководством главного конструктора С.Н.Ковалева. Основные характеристики проекта:
- Скорость надводная - 15 узлов;
- Скорость подводная - 24 узла;
- Рабочая глубина погружения - 320 метров;
- Автономность плавания - 90 суток;
- Экипаж - 130 человек;
- Длина - 155 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 11,7 метров;
- Силовая установка - Паротурбинная атомная энергическая установка.
Вооружение:
- 4 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- 2 торпедных аппарата калибром 400 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К, САЭТ-60М;
- 16 Пусковых установок баллистических ракет;
- Вид ракет - Р-29Р.
Особенности: Система управления стрельбой корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе.
Проект 667БДРМ. Является дальнейшим развитием проекта 667БДР. 10 сентября 1075 года постановлением правительства было объявлено о разработке проекта данной лодки. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 "Акула". Представителями данной серии лодок являются К-51 "Верхотурье", К-114 "Тула", К-14 "Брянск", К-407 "Новомосковск". Основные характеристики проекта:
- Скорость надводная - 14 узлов;
- Скорость подводная - 24 узла;
- Рабочая глубина погружения - от 320 до 400 метров;
- Предельная глубина - 650 метров;
- Автономность плавания - 90 суток;
- Экипаж - 140 человек;
- Длина - 167 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 11,7 метров;
- Силовая установка - 2 реактора ВМ-4СГ;
Вооружение:
- 4 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К, САЭТ-60М, ПЛУР "Водопад";
- 16 Пусковых установок баллистических ракет
- Вид ракет - Р-29РМ, Р-29РМУ2
Проект 09787. Данный проект является глубокой переделки лодки проекта 667БДРМ. Изначально подводный крейсер К-64 был заложен в цехе ПО "Севмашпредприятие" 18 декабря 1982 года под заводским номером 381 и был спущен на воду в марте 1984 года. В 1999 году корабль сперва был переведён в состав 31-й дивизии подводных лодок, а затем переведён в резерв второй категории и отправлен на ЦС «Звёздочка» с целью прохождения среднего ремонта и переоборудования по проекту 09787 для выполнения специальных задач в интересах Главного управления глубоководных исследований МО РФ. В 2018 году в сети появились информация о установке на верхней палубе дополнительным оборудованием. По мнению некоторых аналитиков, эта конструкция является причальным приспособлением для мини-подлодок проекта 18270 «Бестер». На данный момент известно что с лодки демонтировано все оборудование для пуска баллистических ракет. Основные характеристики и вооружение идентичны лодкам проекта 667БДРМ.
Проект 941. Тактико-техническое задание на проектирование и разработку ПЛ было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С.Н.Ковалев. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа "Огайо". Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39, которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами США которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. На данный момент лодок данного типа, оставшихся боеспособными не осталось. Крейсера ТК-17 "Архангельск" ТК-20 "Северсталь" ожидают утилизации. Крейсер "Дмитрий Донской" в 2023 года выведен из состава флота. Основные характеристики:
- Скорость надводная - 12 узлов;
- Скорость подводная - 25 узла;
- Рабочая глубина погружения - 400 метров;
- Предельная глубина - 500 метров;
- Автономность плавания - 180 суток;
- Экипаж - 160 человек;
- Длина - 173 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 23,3 метра;
- Силовая установка - 2 водо-водяных ядерных реактора.
Вооружение:
- 6 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К, САЭТ-60М, ПЛУР "Водопад", УСЭТ-80;
- 20 Пусковых установок баллистических ракет;
- Вид ракет - Р-39, Р-30 Булава.
Особенности: первая в мире трехкорпусная подводная лодка.
Проект 955 (А) "Борей". Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в АО ЦКБМТ "Рубин", под руководством главного конструктора В.А. Здорнова. "Борей" создавался, чтобы заменить подлодки проектов 971 и 667БЛРМ. По финансовым соображениям при строительстве первых трёх кораблей использовались секции корпуса двух недостроенных и одной утилизированной АПЛ проекта971 "Щука-Б".
"Борей" - двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится "легкий" корпус, придающий субмарине обтекаемую форму. Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И. И. Африкантова (Нижний Новгород). По данным "Севмаша", каждый "Борей" состоит из 1 300 000 узлов и механизмов, для строительства одной лодки требуется 17 000 тонн металла, общая протяженность трубопроводов и кабельных трасс достигает 109 и 600 км соответственно. Корпус подлодки покрывают порядка 10 000 резиновых пластин. Основные характеристики:
- Скорость надводная - 15 узлов;
- Скорость подводная - 29 узла;
- Рабочая глубина погружения - 400 метров;
- Предельная глубина - 480 метров;
- Автономность плавания - 90 суток;
- Экипаж - 107 человек;
- Длина - 170 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 13,5 метра;
- Силовая установка - водо-водяной ядерный реактор типа ОК-650В.
Вооружение:
- 6 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К, САЭТ-60М, ПЛУР "Водопад", УСЭТ-80;
- 20 Пусковых установок баллистических ракет;
- Вид ракет - Р-39, Р-30 Булава.
КЛАСС - МНОГОЦЕЛЕВЫЕ. ПОДКЛАСС - Атомный ракетный подводный крейсер с крылатыми ракетами
Многоцелевые подводные лодки предназначены для ведения скрытой разведки за корабельными группами потенциального противника, обеспечения развертывания стратегических подводных лодок, сопровождение своих корабельных группы и защита их от подводных лодок противника, нанесение ударов точным ракетным оружием по тактическим центрам противника. Подводные лодки с крылатыми ракетами представлены следующими проектами:
- Проект 885 (М);
- Проект 949А;
Проект 885(М) "Ясень-М". Одной из особенностей советских и российских подводных сил являлось использование десятков различных типов и модификаций подводных лодок, что значительно затрудняло и удорожало их эксплуатацию и судоремонт, поэтому подводные лодки проекта 885 «Ясень» станут, согласно планам модернизации российского подводного флота, одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Разработка облика лодки четвертого поколения развернулось еще в 1977 году. На смену нескольким типам лодок планировалось разработать единую многоцелевую подводную лодку без значительных изменений конструкции от лодки к лодке. Изначально планировалось создание 30 субмарин данного проекта, однако на данный момент построено только 4 лодки. Представителями проекта являются: АПЛ "Северодвинск", АПЛ "Казань", АПЛ "Новосибирск", АПЛ "Красноярск" Основные характеристики:
- Скорость надводная - 16 узлов;
- Скорость подводная - 31 узел;
- Рабочая глубина погружения - 520 метров;
- Предельная глубина - 600 метров;
- Автономность плавания - 100 суток;
- Экипаж - 64 человека;
- Длина - 139 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 13 метра;
- Силовая установка - водо-водяной ядерный реактор типа ОК-650В.
Вооружение:
- 10 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- Вид торпед - Физик, Футляр, УСЭТ-80;
- 8 Пусковых установок крылатых ракет;
- Вид ракет - Оникс, Циркон, Калибр.
Проект 949А "Антей". Техническое задание на разработку было выдано в 1969 году. Непосредственно разработка проекта 949 стала новым этапом развития подводных лодок многоцелевого класса, на которые возлагалась задача по противодействию авианосным ударным соединением потенциального противника. Представителями проекта являются лодки К-132 "Иркутск", К-410 "Смоленск", К-442 "Челябинск", К-456 "Тверь", К-266 "Орел", К-186 "Омск" и другие. Основные характеристики лодки:
- Скорость надводная - 15 узлов;
- Скорость подводная - 32 узла;
- Рабочая глубина погружения - 520 метров;
- Предельная глубина - 600 метров;
- Автономность плавания - 120 суток;
- Экипаж - 107 человек;
- Длина - 154 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 18,2 метра;
- Силовая установка - два водо-водяных ядерных реактора типа ОК-650В.
Вооружение:
- 4 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- 2 торпедных аппарата калибром 650 мм;
- Вид торпед - Физик, Футляр, УСЭТ-80;
- 12 спаренных пусковых установок крылатых ракет;
- Вид ракет - Оникс, Циркон, Калибр.
ПОДКЛАСС - Атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением
- Проект 671РТМК;
- Проект 945 (А);
- Проект 971(И, М);
Проект 671РТМК "Щука". Серия торпедных атомных подводных лодок второго поколения. Главный конструктор Г.Н. Чернышева. По сути своей является глубокой модернизацией проекта 671 "Ерш". Серия лодок достаточно велика, на данный момент построен 21 борт по проекту 671РТМ и 5 бортов по проекту 671РТМК. На данный момент в строю находится лишь два корабля К-138 "Обнинск" и К-448 "Тамбов". Корабли несут службу в составе Северного флота. Остальные лодки списаны и утилизированы. Главкомат ВМФ России решил списать все устаревшие атомные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука», последняя из которых была построена в 1992 году. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в ВМФ, военным были представлены несколько вариантов модернизации кораблей, но ни один из них не позволяет избавить подлодки от главного недостатка ─ шумности. Согласно принятому решению, списание устаревших подлодок проекта «Щука» должно было завершиться до 2015 года. Основные характеристики лодки:
- Скорость надводная - 11,6 узла;
- Скорость подводная - 31 узел;
- Рабочая глубина погружения - 400 метров;
- Предельная глубина - 600 метров;
- Автономность плавания - 80 суток;
- Экипаж - 96 человек;
- Длина - 106 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 10,8 метра;
- Силовая установка - два водо-водяных ядерных реактора типа ВМ-4.
Вооружение:
- 4 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- 2 торпедных аппарата калибром 650 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К;
- Противолодочные ракеты 81Р, 83Р, М-5;
Проект 945 "Барракуда". При проектировании атомных подводных лодок второго поколения, ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий военно-морского флота СССР. В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение подлодок противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа. В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны. Основные характеристики лодки:
- Скорость надводная - 12 узлов;
- Скорость подводная - 35 узлов;
- Рабочая глубина погружения - 480 метров;
- Предельная глубина - 550 метров;
- Автономность плавания - 100 суток;
- Экипаж - 61 человек;
- Длина - 107 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 12 метра;
- Силовая установка - два водо-водяных ядерных реактора типа ОК-650А.
Вооружение:
- 4 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- 2 торпедных аппарата калибром 650 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К;
- Противолодочные ракеты 81Р, 83Р, М-5;
Проект 971(И, М) "Щука-Б". Серия советский многоцелевых атомных подводных лодок, спроектированных по тому же техническому заданию, что лодки проекта 945 но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2001 годах «Щуки-Б» пришли на смену лодкам проекта 671РТМК и были основным типом многоцелевых атомных подводных лодок в современной России до 2020-х годов. С 2014 года четыре корабля проекта 971 «Щука-Б» проходят глубокую модернизацию, что должно приблизить их характеристики к подлодкам 4 поколения. Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось АО "Малахит". До 1997 года работами руководил главный конструктор Г.Н. Чернышев а после его смерти разработку возглавил
Ю.И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945, работы ЦКБ «Лазурит», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, "Севмаш", а также Горьковское предприятие «Красное Сормово», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако позже был отправлен на доработку. Основные характеристики лодки:
- Скорость надводная - 11,6 узлов;
- Скорость подводная - 33 узлов;
- Рабочая глубина погружения - 520 метров;
- Предельная глубина - 600 метров;
- Автономность плавания - 100 суток;
- Экипаж - 73 человека;
- Длина - 110 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 13,6 метра;
- Силовая установка - два водо-водяных ядерных реактора типа ОК-650М.
Вооружение:
- 4 торпедных аппарата калибром 533 мм;
- 4 торпедных аппарата калибром 650 мм;
- Вид торпед - СЭТ-65, 53-65К;
- Ракетный комплекс "Калибр" модернизированный под стрельбу из торпедного аппарата.
ПОДКЛАСС - Атомные глубоководные станции и атомные подводные лодки специального назначения
Подводные лодки и глубоководные станции предназначены для ведения различных подводных исследований, спасательных операций, и разведывательно-диверсионной деятельности в случае необходимости.
- Проект 1910;
- Проект 10831;
- Проект 1851;
- Проект 09786;
Проект 1910 "Кашалот". Атомные подводные лодки Проекта 1910 начали проектироваться в 1972 году, в конструкторском бюро АО "Малахит". Создание первой АПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского Военно-морского флота было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13, АС-15и АС-33. Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально. Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них засекречена. Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Основные характеристики лодки:
- Скорость надводная - 10 узлов;
- Скорость подводная - 30 узлов;
- Рабочая глубина погружения - 800 метров;
- Предельная глубина - до 1000 метров;
- Автономность плавания - 100 суток;
- Экипаж - 36 офицеров ГУГИ;
- Длина - 69 метров;
- Ширина корпуса наибольшая - 6 метров;
- Силовая установка - один водо-водяных ядерных реактора .
Вооружение: Вероятно на борту лодки может находится система "Краб" (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
✅Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом✅