Фильм "Пока бьют часы" - младший брат "Города мастеров" и его же неудачный ремейк. Та же самая фабула: трудолюбивые и храбрые люди побеждают злых захватчиков. Похожий колорит: действие обеих сказок разворачивается в условно-средневековых декорациях. Даже кое-какие сюжетные мотивы совпадают. В "Городе мастеров" физическое увечье было у протагониста (горб), в "Пока бьют часы" - у Миэль, невесты главного героя (она не может ходить).
- Эй, - скажете вы, - а про герцога де Маликорна ты не забыла? Не один Караколь в "Городе мастеров" с горбом ходил.
Вот о де Маликорне мы сейчас и поговорим. О нём - и о злодеях из "Пока бьют часы". Насколько зловещ и харизматичен герцог, настолько жалок и смешон король Кроподин. Да и его свита не лучше. Похожий на крысу начальник королевской стражи Грызун, откровенно карикатурный Министр Войны, унылый цирюльник Циблеон со своим великовозрастным дураком-сыном... Ничего общего с жутковатыми синелицыми захватчиками в "Городе мастеров". А финальную дуэль де Маликорна и Караколя помните? Разве можно представить себе такой эпизод в "Пока бьют часы"?
В "Пока бьют часы" ещё и хромает сюжетная линия. В "Городе мастеров" конфликт выстроен чётко: умный коварный феодал и его свита против вольных горожан, а на личном уровне Караколь и де Маликорн соперничают из-за Вероники. А что мы видим в ремейке? Горожане почему-то смертельно боятся глупых злодеев. Только когда в городе внезапно появляется пионерка Маша, народ начинает как-то шевелиться и поднимается на борьбу.
Кстати, эта девочка меня жутко раздражала: некрасивая, необаятельная, с истеричными интонациями в голосе. Зачем было её вводить в сюжет? В "Городе мастеров" герои справились с захватчиками сами. Без пинкового генератора в лице гостьи из будущего.
Линию юного скрипача сценаристы вообще слили. По идее, из него можно было сделать второго Караколя - храброго лидера восстания. Вместо этого нам показывают невнятное соперничество героя с придворным музыкантом, который завидует его таланту. В сюжете скрипач большой роли не играет. Как и его возлюбленная Миэль. Единственный сильный момент с участием этой пары - финал фильма. Скрипача ведут на казнь, Миэль, которая до этого не могла ходить, рывком поднимается и бежит за ним, спотыкается, падает в дорожную пыль... Сильно. Очень. Но большую часть фильма герои, увы, служат фоном для других персонажей.
В общем, картинка на экране красивая, но фильм слабый. Такое ощущение, что в семидесятые годы советские режиссёры-сказочники выдохлись. Десятилетием раньше на экран почти каждый год выходили шедевры: "Ночь перед Рождеством", "Королевство кривых зеркал", "Морозко", "Город мастеров", "Огонь, вода и медные трубы". А в 1970-е в СССР не сняли ни одной отличной сказки, кроме "Буратино", "Русалочки" и "Колец Альманзора".