Летом прошлого года у меня случилось. Написал я и задумался, что это было? Провал в прошлое, жесткий приступ коллективной ностальгии, порыв и прорыв воспоминаний. Такое уже со многими случилось, а с кем еще не было, рано или поздно случится. Прошлое требовательно постучится к вам в дверь.
Короче, в моем телефоне вдруг появился новый чат под названием «Одноклассники 8 Б» и весело затренькал. Да-да, это то, что вы подумали, чат одноклассников с первого по восьмой класс. Неожиданно про меня и других вспомнили несколько одноклассниц энтузиасток и не поленились создать чат. Из 36 человек в чате постепенно оказалось 30, т.е. почти все за исключением закончивших жизненный путь или отбывших в совсем экзотические места. Потерявшихся искали серьезно, с подключением всех связей, спецслужб и розыскных собак.
Первые месяцы все подобные чаты живут чрезвычайно насыщенной жизнью. Люди обмениваются фотками, историями жизненного успеха или неудач, вспоминают былые увлечения. Понятно, что активны далеко не все члены чата, есть активисты и есть пассив. Совсем как в былые школьные времена. Впрочем, наш актив оказался очень активным и чат продолжает существование в отличие от большинства других, живущих лишь до организации глобальной пьянки под названием «Встреча выпускников». Где все напиваются и окончательно закрывают гештальт с ностальгией. Обычно, до этого момента происходят несколько ярких событий, например у моего друга, одноклассник сделал комингаут и удалился их чата. Да, вы правильно поняли, он признался, что он гей в хорошем смысле этого слова. Или вдруг кто-то признается в вечной любви и страсти к однокласснице. У нас в чате пока обошлось.
На приличное время я завис в чате. Особенно модно в краях, откуда я родом оказалось общаться голосовыми. Согласен, только серьезная причина типа оторванных рук оправдывает подобное, но увы. Я даже сам записал несколько, только тсс. В итоге оказалось более менее удобно слушать чат в дороге. Что с кем случилось, кто чем занимается, как выглядит родная школа за тысячи километров от меня, рецепты и естественно масса открыток в стиле «доброе утро» от переизбытка сиропа в которых хочется съесть острого и соленого. Удивительно, но оказалось, что мне не безразличны истории людей, большинства из которых, я не видел почти 30 лет. Да что там, прямо интересно местами. Как ни странно от людей и их разных историй, исходила какая-то теплота. Что-то родное, посконное, ламповое. Я снова словно погрузился в прошлое и видел за уже взрослыми, зачастую бабушками и дедушками тех же мальчишек и девчонок из 8 Б. Будто удалось погрузиться в машину времени и с удивлением наблюдать кого и куда занесло. Несколько историй мне особенно понравились и я обязательно с вами ими поделюсь. Первая будет сегодня, но чуть позже. Сначала я бы хотел немного рассказать про то время. Про то, что всколыхнул чат.
Это было пожалуй, самое сложное и противоречивое время в моей жизни. Маленькое лирическое отступление. У меня в целом было вполне счастливое детство советского ребенка. Но естественно степень его счастливости (круто, прямо термин для психотерапии) был разный. Время с 1-8 класс для меня было самым неоднозначным и сложным, время когда я формировался как молодой человек, учился защищать границы, занимать место в коллективе, искал друзей, строил планы. Ставил себя на твердую ногу так сказать. Понимал кто я в социуме. Не все конечно же было гладко. Если сравнивать с учебой в Универе или в 9-10 классах, все было труднее и жестче.
Время борьбы за свое место под солнцем в коллективе и отстаивание своего я. Вы не подумайте, никакого буллинга в моем детстве не было, причем не только ко мне, но и ни к кому из моих одноклассников. Мы и слова такого не знали. У нас и девочки даже не дрались, как принято сейчас. Хотя тогда же, мы всем классом ходили на фильм «Чучело», который именно про это. Тогда фильм для нас стал все-таки шоком. Отношения в нашем классе были вполне нормальные и дружеские. Даже наши хулиганы готовы были защищать своих одноклассников от других.
Но это время для каждого занятия определенного места в иерархии и как ни странно, зачастую на всю будущую жизнь. Быть ли тебе лидером или сторонним наблюдателем. Отличником или хулиганом. Понятно, борьба эта никогда не прекращается. Но база чаще всего закладывается в первые школьные годы.
Я лично ощущал больше давления со стороны школы в целом, чем от одноклассников. Мы родом из СССР. У нас была идеология и она активно нам навязывалась. Это еще полбеды, ну были такие правила: Политинформации, уроки Мира, изучение биографии В.И. Ленина, коммунистические идеи. Все это было естественным фоном для нас, как и огромные вывески и плакаты: «Миру-мир!», «Слава КПСС», «Наша цель коммунизм». Мы этого почти не замечали, да и не могли критически оценивать – у нас не было альтернатив. Хуже было с другим. Нас пытались (и небезуспешно) воспитывать в духе коллективизма. Это сейчас всем плевать на то, чем ты занимаешься, по большому счету. А тогда за тобой следили, могли прикрепить помощь, прийти домой, разобрать на заседании совета дружины. Из нас строили новых людей. И довольно агрессивно. Нас учили определенным ценностям и правилам.
И вот что я скажу, у меня нет ответа хорошо это или плохо. Мы уже такие как есть, со всеми плюсами и минусами. Мы впитали, как не сопротивлялись то, чему нас активно учили. Подробно про это в другой раз.
А теперь обещанная история. Записано со слов моей прекрасной одноклассницы и соседки по дому Айгуль. Я и сейчас словно вижу ее тоненькую, аккуратную и всегда улыбающуюся. Летом мне даже приснилось будто я приехал в Павлодар, город моей юности, и пригласил ее в ресторан на свидание. Написал про сон в чат, Айгуль посмеялась. Дальше рассказ от ее лица. В скобках мои замечания.
« - Я хотела вам рассказать маленький историю, но, наверное, это будет больше интересно для Вовы. Вот он рассказал про свою любовь первую. (кому интересно заходите в мой блог на Дзене). Я не знаю, у мужа это была любовь или нет, но он был всегда такой энергичным мальчиком. Он постоянно хотел двигаться куда-то, любознательный очень был, с слов его мамы. Мама у них была такая кремень, такая курочка наседка, которая должна была знать, где он всегда находится, что он делает.
А он очень рано начал интересоваться девочками. Сам рассказал такую смешную историю, мы теперь постоянно прикалываемся с него по поводу этой истории. (на свою голову)
В общем, как вы знаете, были такие пришкольные лагеря для младших классов(1-3), они и сейчас есть. И вот в одном из пришкольных лагерей мой будущий муж, там они ложились спать, и он лежал на раскладушке, а рядом с ним лежала девочка по имени Наташа. И он всё время ей говорил: «Наташка, покажи письку». (Смеется.) Это было так смешно, а Наташка такая была девочка добрая, она всё ему показывала.
Там же были вожатые, и они увидели то, что они друг другу что-то показывают. Им было смешно (не уверен), и его подняли, привели в класс. Ну класс был, я так поняла, что это был кабинет комсомольской ячейки. И там лежали три преподавательницы. Они тоже отдыхали. Завели его туда. И говорят: «Ну что, Александр, рассказывай, что ты там творишь?»
А он такой стоит, ничего понять не может. Ну, типа, не ругайте меня.
И одна из преподавательниц ему говорит:
Может быть, мне что-то тебе показать? Что ты там у Наташки спрашивал?
Бедный Александр покраснел, побледнел и выскочил из класса. Выскочил и выбежал. Бежал долго очень.
Прошло много лет. Саша вырос. В один прекрасный день какой-то его друг пригласил в кафе, это было в день учителя. Пришли в это кафе с другом, сидят значит, наслаждаются вечером. Вдруг подходит к нему сзади женщина и так по плечу его: «Саша, привет. Помнишь школу свою и Наташку свою помнишь?» Поворачивается, там стоит та учительница, которая хотела ему что-то показать.
Она дальше с намеком: «Мальчишки, мы тут тоже гуляем давайте с нами». История повторилась, Александр покинул это кафе и убежал оттуда. Теперь уже из опасений за свое тело и половую неприкосновенность.
Сейчас все время над ним смеемся по этому поводу - Наташка, покажи чего-нибудь.
Эта девочка жила рядом с Сашей, по-моему, даже было его соседка. Она жила на первом этаже и он все время и кричал - Наташка, она в окно выглядывала, – покажи... Она ему показывала и он довольный шел домой или гулять. И я всегда веселюсь. Говорю; - это Наташка-то выросла? Хоть покажи. Посмотреть на неё, что там за девочка была такая энергичная.»
В последней фразе я уловил некую ревность со стороны Айгуль. Возможно. Но хочется спросить кому из нас не показывали или может он сам показывал свои интимные места в юном возрасте. Кто не играл в больницу и доктора, проводя осмотры пациентов? У меня были такие девчонки соседки, помню игра в больницу нам очень нравилась. Думаю многие потому и идут в медицинский институт. Но это не точно, мой старший пошел в рамках династии от дедушки и бабушки. Ну и как психолог, могу сказать подобный интерес абсолютно нормален и естественен.
Ну и минутка психологического просвещения:
Часто в дошкольном возрасте сверстники показывают половые органы друг другу. Такие проявления психосексуального развития считаются нормой. Главная причина таких действий у детей — это познавательный интерес. Ребёнку интересно: как там всё устроено?
Ситуация, когда дети показывают друг другу «те самые места», очень органично вписывается в рамки полового развития детей дошкольного возраста. На этом этапе развития происходит полоролевая идентификация. И одним из ее аспектов является интерес к тому, как устроены эти самые места у мальчиков и девочек. Причем в какой-то момент детям становится понятно, что одним описанием на словах тут никак не обойтись.
Здесь важно знать, как происходит присвоение собственного гендера. А происходит оно через понятийные вещи. Девочки ходят в платьях, мальчики — в брюках, девочки играют в куклы, мальчики — в машинки, девочки не дерутся, мальчики не плачут. Это простые, подчас стереотипные понятия.
Дальше появляется исследовательский интерес к телесности — своей и чужой. И совершенно логично, что сначала ребенок исследует свое тело и понимает, что ок, я девочка и у меня все вот так, а он мальчик, и становится интересно, а какие они, эти мальчики. Именно это любопытство и выливается в формы исследования в детском саду, свидетелями которого часто становятся воспитатели и няни.
Это абсолютная норма, просто нужно поговорить с ребенком о приватности.
Берегите себя! Одноклассники есть у каждого.