660 подписчиков

Рассуждающий автор Салли Руни "Прекрасный мир, где же ты"

 Для книг у меня есть критерии. Они просты, как две копейки, но современная литература упорно пролетает мимо. Критерии таковы: 1.

Для книг у меня есть критерии. Они просты, как две копейки, но современная литература упорно пролетает мимо. Критерии таковы:

1. Ярко выраженная тема, умело поставленная социальная/духовная/пихологическая проблематика, способность автора рассуждать. Если кратко: автора хотелось бы цитировать по значимым вопросам.

2. Чувства. Истории рассказываются, чтобы их прожили, прочувствовали. Способность вызвать разного рода переживания, особенно те, которые в обыденной жизни не активируются, а благодаря книге мы внезапно прожили некий кусочек неведомой нам жизни.

Эти два пункта могут идти вместе, могут быть по отдельности. За первый пункт могу простить любые косяки в сюжете. За второй пункт некую бессмысленность автора.

Салли Руни в книге "Прекрасный мир, где же ты?" поразительно много и очень искренне рассуждает. Она рассуждает просто и быть может несколько коряво, как подруга вечером с чашкой чая, а не как завзятый философ. Но это хорошие важные мысли обо всем. К тому же она их буквально вплетает в сюжет именно в виде внезапных, не особо важных для сюжета вставок в письмах двух подруг.

О чем книга? На мой взгляд, эта книга о том, как современные люди не могут любить друг друга. О разобщённости, о неспособности к близости, о страхе нарушения границ, о независимости, которая убила саму возможность любви. А ещё о любви. За всеми невозможностями стоит любовь, смущенная, стеснительная.

Сюжет. Есть две подруги, они пишут друг другу письма. Одна - писательница, вторая - младший редактор в лит. журнале. Первая богата, вторая бедна. У каждой есть своя история с мужчиной. Весь роман - это медленное, осторожное сближение через страх и неверие. Ну и рассуждения какой-то отдельной линией.

Цитаты:

Люди думают, что социализм насаждается силой — она нужна, чтобы экспроприировать собственность, — но я хотела бы, чтобы они осознали: капитализм точно так же насаждается силой, только с обратным знаком, которая защищает существующее распределение собственности.

... Насчет инстинкта красоты, я думаю, ты ошибаешься. Люди утратили его, когда рухнула Берлинская стена. Я не собираюсь опять спорить с тобой про Советский Союз, но когда он умер, умерла и история. 

Удивительно, что кто-то видит грандиозное значение СССР, самой его идеи, говорит об этом легко, как о некой данности, когда у нас здесь эта тема словно красная тряпка для быка.

Я тебе говорила, что больше не могу читать современные романы? Видимо, это из-за того, что я знаю слишком много людей, которые их пишут. Я постоянно вижу их на фестивалях, они попивают красное вино и болтают, кто и где публикуется в Нью-Йорке. Сетуют на самые скучные вещи в мире — на недостаток рекламы, плохие рецензии или на тех, кто больше зарабатывает. Да какая разница? А потом они возвращаются домой и пишут душещипательные романчики про «обычную жизнь». Правда в том, что про обычную жизнь они ничего не знают. Большинство эту самую обычную жизнь десятилетиями в глаза не видели.

Грубо говоря, кого заботит, что случится с главными героями романа, если все это происходит на фоне стремительно нарастающей и все более жестокой эксплуатации большинства человечества? Расстанутся главные герои или нет? Да какая разница, в этом-то мире! Таким образом, роман держится на том, что замалчивает правду о мире, тщательно залакировывая ее под гладкой поверхностью текста. Мы переживаем, разбегутся герои или останутся вместе, тогда, и только тогда, когда нам удается забыть о вещах более важных, то есть обо всем.

Редкий случай для современной прозы, но цитат можно надергать из текста множество: о капитализме, об утрате красоты, об эксплуатации и потреблении, о вере и Иисусе.

Моя сестра говорит, что автор позволила себе быть откровенной, как будто от чего-то устала и захотела сказать всё как есть. Да, создаётся чувство такого разговора - когда накопилось, держать уже нет смысла, ничего не теряет человек или готов потерять что-то, но важнее быть честным.

Можно немножко поточнее ввинтиться в текст и расписать недостатки, они заметны. Но я не хочу. Думаю, тот писатель, кто не стесняется говорить о жизни прямо, рассуждать, кто не боится думать и писать о любви, особенно об очевидной для современной литературе проблематике - отсутствия любви в современной прозе - достоин внимательного и чуткого читателя, которому очень важны подобные разговоры.

Для меня это выглядит смело. Размышления и любовь в книге - редкость в сегодняшних книгах.

После прочтения остаётся светлое чувство, нежность, ещё грусть, но вообще хочется любить и быть искренним, хочется правды от себя и окружающих, ведь после этой книги кажется - несложно говорить, что думаешь и чувствуешь.