Найти тему
Слово Истины

Великий подвиг Иисуса Христа

I. Мужественное самообладание Христа

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое (Ин. 12:27–28а).

Иногда люди неправильно думают о Христе, говоря: «Ну, Ему легко было терпеть боль, легко было бороться с искушениями, ведь Он Бог». Это совершенно неправильное понимание страданий Христа. Христос был не только Богом, но и Человеком одновременно. Он многократно говорил о Себе: «Сын Человеческий», то есть, «Я Человек, Я из числа разумных существ, называемых людьми». Это был мессианский титул.

Так вот, будучи не только Богом, но и Человеком в возрасте около тридцати лет с небольшим, Иисус в течение ближайших дней должен был умереть позорной смертью на кресте: все Его мышцы и сухожилия будут натянуты, как струны, руки и ноги – пробиты. По-человечески, кто хочет умирать в расцвете лет, да еще и в таких страшных мучениях? Но ужасные физические мучения не были основной трудностью крестной смерти. Самой большой болью, и страданием для Христа было бремя греха всего мира.

Абсолютно Святой Богочеловек должен взять на Себя грех мира, все грехи искупленных: блудниц, пьяниц, мытарей, убийц, богохульников, религиозных лицемеров. Видимо, задумавшись о приближающейся крестной смерти, Спаситель восклицает: «Душа Моя теперь возмутилась…». Слово, переведенное как «возмутилась», в греческом означает «смущать, тревожить, возмущать, приводить в смятение или замешательство». Это греческое слово переводится в Новом Завете по-разному: в Евангелии от Марка 6:50 как «испугались», в Евангелии от Луки 1:12 как «смутился», в Деяниях апостолов 17:8 как «встревожились», в Первом послании Петра 3:14 как «смущайтесь».

Размышления о приближающейся крестной смерти за грехи мира вызвали глубокую эмоциональную реакцию нашего Господа. Безгрешный Спаситель почувствовал огромное эмоциональное напряжение, ужас, тревогу и волнение. Мысль о приближающейся крестной смерти острой болью отозвалась в Его сердце. Евангелист Иоанн желает, чтобы читатели понимали, с какой тяжестью на сердце жил Спаситель последнюю неделю Своей земной жизни. Каким невыносимым было напряжение в душе Искупителя, что даже относительно молодой организм Иисуса не выдерживал этого. Евангелист Лука, будучи врачом, сообщает нам одну шокирующую деталь. На последней неделе в жизни Христа, в четверг в Гефсиманском саду напряжение достигло критической точки: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).

В результате огромного эмоционального напряжения подкожные капилляры Иисуса расширялись и лопались, кровь смешивалась с потом. В медицине такое состояние известно как hematidrosis (кровоизлияние в поту). По свидетельству некоторых исследователей, такое состояние говорит о крайнем нервном напряжении. Которое может быть смертельно опасным для человека.

Испытав глубокое эмоциональное переживание, Спаситель задается вопросом: «…и что Мне сказать?» Другими словами: «Что Мне сказать перед лицом приближающихся мук?»

На этот вопрос, следуя логике, Спаситель мог бы дать два ответа. Первое, что Он мог сказать, это просьба об избавлении от этих страданий: «Отче! избавь Меня от часа сего!» Однако ради этого часа искупления рода человеческого Иисус и пришел в мир: «Но на сей час Я и пришел». Поэтому вместо просьбы об избавлении Иисус просит о прославлении Отца, таким образом дает второй ответ на этот вопрос.

Иисус мужественно соглашается добровольно принять крестную смерть ради того, чтобы прославить Отца. Он восклицает: «Отче! прославь имя Твое».

Здесь мы видим всю красоту, благородство и богатство Личности нашего Господа.

Испытывая тяжкие муки, переживания, находясь в тени крестной смерти, Спаситель проявляет восхитительное мужественное самообладание, Он добровольно выбирает крест, полностью понимая всю его тяжесть.

Это удивительное проявление славы Христа! Приближающаяся крестная смерть открывает Его славу в мужественном самообладании, с которым Он готов идти на смерть ради славы дорогого, от вечности любимого Отца. Иисус как бы говорит: «Отец, Я так жажду прославить Твое имя, что ради этого готов терпеть боль и унижения креста».

Как можно было заметить, в центре Божьего плана спасения находится не человек, не мы с вами, а отношения между Отцом и Сыном. Спасаемые люди являются лишь средством для выражения любви между двумя Личностями Троицы. Желая прославить Отца через спасение представителей всех народов, Сын, контролируя Свое эмоциональное напряжение, выбирает крест.

Мужественное самообладание Христа на пороге крестной смерти – это великий урок для нас. Смотря на Спасителя, подчинившего все Свои человеческие эмоции и чувства истинам Слова Божьего, мы обязаны:

• сдерживать гнев, когда хочется взорваться, выплеснуть эмоции;

• усмирять плотское стремление к материальному, когда нужно жертвовать;

• усмирять человеческое стремление к тихой, спокойной жизни, когда необходимо посвятить себя такому беспокойному делу, как душепопечение или миссионерство;

• контролировать себя во время искушений.

Проявляя мужественное самообладание, смиряя свои эмоциональные человеческие порывы, подчиняя их воле Отца, мы будем еще больше уподобляться образу нашего Господа и отображать Его славу.

Мир воспевает подвиги людей. На площадях и улицах можно увидеть памятники, памятные доски, посвященные героям войны, великим ученым, писателям. В некоторых странах существует даже награда за мужество, проявленное при боевых действиях или при спасении погибающих.

Но что это по сравнению с подвигом Христа, Который, зная о предстоящих муках, мужественно пошел навстречу им, взяв на Себя грехи человечества?

Итак, первое проявление славы Христа мы видим в мужественном самообладании перед лицом креста.

II. Свидетельство Отца

Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа (Ин.12:28б–30).

Ко времени пришествия Христа иудеи уже мало верили в то, что Бог говорит к человеку напрямую. Они считали, что Он теперь далек от народа, и голос, который звучал раньше к пророкам, умолк. Они думали, что в их время может звучать лишь тихий отголосок Божьего гласа, отдаленный, едва слышимый шепот. Однако Отец проговорил к Сыну не шепотом, а громким голосом, таким громким, что некоторым он показался раскатом грома.

Как сказано в 30-м стихе, этот глас прозвучал для народа. Сопоставляя Евангелия, мы можем увидеть, что Отец отвечал Сыну громким голосом три раза: первый раз при Его крещении, второй – при Его преображении и третий – в преддверии креста.

В преддверии креста Отец отвечает Сыну громким голосом, являя через это окружающим людям славу Иисуса Христа, как Того, Кто находится в близком, тесном общении с Отцом, Того, Кому Отец отвечает лично, напрямую. Сын просит Отца о том, чтобы Он был прославлен через крестную смерть Сына, и Отец отвечает: «...и прославил, и еще прославлю».

III. Победа Христа над миром и дьяволом

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31).

«Князь мира» – это сатана. «Мир» – это безбожная система ценностей, созданная им. Она включает в себя определенные нравственные ценности, культурные ценности, политические, религиозные и т. д.

В дни Христа дьявол создал на основе иудаизма отступническую законническую религиозную систему, которая возненавидела Сына Божьего и убила Его.

Обратите внимание, Иисус смотрит на Свое противостояние с книжниками и фарисеями не просто, как на конфликт с людьми, но, прежде всего, как на битву с дьяволом (люди – лишь пешки в руках сатаны, марионетки, используемые в многовековой войне против Бога).

В последнюю неделю земной жизни Иисуса некоторым могло казаться, что злые силы одерживают победу над Ним:

• дьявол мог радоваться отвержению Христа Израилем;

• первосвященники и фарисеи, объединившись, строят коварные планы;

• через несколько дней римские солдаты будут избивать Иисуса, демонстрируя этим силу и мощь римской государственной машины.

Но никто из них, скорее всего, не осознает в тот момент, что с крестной смертью приближается падение религиозной системы фарисеев, всех безбожных государственных систем, да и самого дьявола. Все это они узнают позже, но сейчас перед распятием им этого не понять.

Последствия победы Христа над миром и дьяволом через крестную смерть очень хорошо описаны в Послании к колоссянам:

…Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:15).

Сатана создал безбожные, мирские религиозные и государственные системы для того, чтобы не допустить осуществление Божьего плана спасения. Но крестная смерть Иисуса Христа окончательно разрушила все попытки сатаны воспрепятствовать делу спасения грешников.

И вот парадокс, крестная смерть – это полная победа, которая выглядит, как полное поражение.

Рассматривая 31-й стих, возникает несколько вопросов.

Первый вопрос. Иисус говорит: «Ныне суд миру сему…» Каким образом крест осудил этот мир? Ответ: крест осудил этот мир в том смысле, что доказал его абсолютную вину перед Богом. Убийство Иисуса Христа – величайшее преступление, демонстрирующее полное разложение этого мира. Мир, в который пришел воплощенный Бог, убил Своего Создателя. Такой мир достоин лишь суда Божьего.

Второй вопрос. Иисус говорит: «…ныне князь мира сего изгнан будет вон». Каким образом крест принес победу над дьяволом? Ответ: сразу после грехопадения Бог в Быт. 3:15 обещает, что Потомок Евы поразит сатану, нанесет ему сокрушительный удар. Иисус сделал это на Голгофе.

На кресте дьяволу была нанесена смертельная рана. Да, он еще действует, но судьба его уже предрешена – его ждет вечность в озере огненном.

В Послании к римлянам 16:20 сказано: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь».

Третий вопрос естественно вытекает из второго. Если крестная смерть принесла победу над дьяволом, тогда почему сатана инициировал крестную смерть?

В 13-й главе Евангелия от Иоанна говорится о том, что перед предательством сатана вошел в Иуду и, видимо, далее управлял им, направляя все к тому, чтобы убить Сына Божьего.

Почему же дьявол ищет распятия, если в нем его погибель? Ответ: он не знает будущего в совершенстве. Он может обманываться, заблуждаться, многого не понимать.

В начале служения Христа он предлагал Ему славу без креста: «...Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9). А теперь инициирует распятие: входит в Иуду, руководит им. Очевидно, что дьявол запутался и до конца не понимал, что нужно делать. Теперь же, инициируя арест и распятие, дьявол считает, будто сейчас расправится с Иисусом и одержит победу над Ним, но, сам того не понимая, загоняет себя в угол.

Насколько бы крестная смерть ни выглядела поражением Христа от мира и дьявола, истина заключается как раз в обратном: крестная смерть открывает славу Христа в победе над миром и дьяволом.

IV. Христос – Спаситель народов

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет (Ин. 12:32–33).

Согласно сказанному в 33-м стихе, выражение «вознесен от земли» описывает не вознесение Христа, как может показаться, а Его крестную смерть. Распятый на кресте Спаситель был действительно вознесен, умирая за грехи людей, между небом и землей.

Эта крестная смерть приведет к тому, что Спаситель описал очень простыми словами: «...всех привлеку к Себе». Данное выражение не несет в себе идей универсализма, то есть Иисус вовсе не говорит о каком-то всеобщем спасении для всех людей без исключения. Под словом «всех» имеются в виду представители всех народов, а не только иудеи. До Христа не было заповеди «...идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

До Христа не было мирового евангелизма. Размышляя о Своей крестной смерти, Спаситель уже предвидит ее плоды – спасение многих. В книге Псалтырь много пророчеств, говорящих о будущем прославлении Бога представителями всех народов.

Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое... (Пс. 85:9).
Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена... (Пс. 116:1).

Прославление Бога представителями всех народов возможно только благодаря крестной смерти Господа Иисуса Христа. Крест открывает славу Христа в спасении народов.

Распятие само по себе – ужасное зрелище обезображенного, умирающего Спасителя. Крест несет в себе идею максимального позора, унижения и отвержения. Но вот парадокс!

Бог являет Свою славу через все это более, чем через чудеса, красоту мироздания, более, чем через небесное видение Исаии или Иезекиля.

Подводя итог, можно сделать вывод, что крестная смерть открывает славу Христа:

1. в мужественном самообладании,

2. в свидетельстве Отца,

3. в победе над миром и дьяволом,

4. в спасении народов.

Нет ничего более величественного, чем слава креста. Помните о ней. Дорожите ей. Радуйтесь ей. Благодарите за нее.