Найти тему
Автотуризм с детьми

Каргополь - исторический и... хм... не совсем туристический... (лето 2023)

Оглавление

Сомнительное междометие в заголовке поставлено, в первую очередь, в связи с тем, что про Каргополь в интернете (и в Дзене, в том числе) встречаются совершенно противоположные мнения. Отчасти, мне кажется, это связано с завышенными ожиданиями большинства туристов. Есть Каргополь исторический, а есть современный, и странно ожидать, что он раскроется для Вас "столицей русского севера" в наше время.

Кстати, про спиногрызов (сыновей) в этой статье почти нет... Каргополь - не очень привлекательный для молодого поколения...

Для тех, кто ничего не слышал про этот город, начнем с исторической справки:

Каргополь – один из древнейших городов Российского Севера. Ряд исследователей выдвигает предположение, что город основан в XI‑XII веках. В 1785 году Гаврила Романович Державин, находясь в должности губернатора Олонецкого края (губернским городом являлся Петрозаводск) посетил Каргополь и обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив "чудь белоглазую" (финно‑угорские племена), нашел "поле для отдохновения", назвал оное "Каргиным полем", учредил на нем свой "стол" и поставил острог. Изучение других документов о походе на "чудь" и позволило установить дату вероятного основания Каргополя – 1146 год. Вплоть до конца XIV века какие‑либо письменные упоминания о городе отсутствуют. (https://ria.ru/20081121/155596832.html?ysclid=lv82a8g3s9729894896)

В XVI-XVII вв. Каргополь становится узловым центром северных торговых путей. На карте конца 16 века, составленной англичанами, "Каргаполия" занимает приличную территорию, через которую придется пройти любому, кто идет на север за товаром или едет торговать в Европу морем (основные торговые пути - водные). К началу XVII века город стал одним из ключевых торговых центров Московии, который влиял на всю экономику России. В это же время в Каргополе сформировалась уникальная школа зодчества, о которой я поговорю чуть ниже.

Карта Руси, Московии и Тартарии 1562 года с отмеченной "Каргаполией" и Каргополем. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/d/d7/Map_Russiae%2C_Moscoviae_et_Tartariae_1562_Ortelius.jpg. Интересно, что ни Ладоги, ни Онежского озера, ни Невы не отмечено. В Финский впадают Великая (на самом деле - Нарова) (Ивангород) и Волхов (на самом деле - Луга) (Ямбург)...
Карта Руси, Московии и Тартарии 1562 года с отмеченной "Каргаполией" и Каргополем. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/d/d7/Map_Russiae%2C_Moscoviae_et_Tartariae_1562_Ortelius.jpg. Интересно, что ни Ладоги, ни Онежского озера, ни Невы не отмечено. В Финский впадают Великая (на самом деле - Нарова) (Ивангород) и Волхов (на самом деле - Луга) (Ямбург)...

Однозначно, Каргополь мог бы стать одним из великих русских городов, но... увы. Сначала Петр I, который никогда не отличался любовью к Русскому Северу, сделал ставку на Балтику. В результате, основание Петербурга стало причиной упадка многих городов Русского Севера. Вот и Каргополь выпал из числа главных торговых городов. А затем, в 1765 году, Каргополь почти полностью уничтожил пожар.

К концу XIX века Каргополь уже не имел прежнего торгового значения, он оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города. (wiki)....

В конце 20 века можно было встретить такое описание Каргополя - город-затворник, скрытый за лесами и болотами.

Действительно, основной проблемой региона, в целом, является очень плохая транспортная инфраструктура. Мы приехали в город по правому берегу реки Онеги, двигаясь из одноименного города, а уехали по дороге на Пудож. Обе "трассы" грунтовые и плохого (местами - ужасного) качества. И, похоже, что других наземных путей в Каргополь не существует. Заправки во всём Каргопольском районе есть только в самом Каргополе и больше нигде.

Железной дороги здесь тоже нет! Ближайшая ж/д станция - Няндома (в 80 км). Возможно, по исторической традиции, есть какой-то водный маршрут по Онеге (но что-то я не нашел таких круизов)..

И, вроде бы, по исторической части становится ясно, что городок заслуживает визита, но остаётся вопрос, а что там сохранилось, и стоит ли ехать в Каргополь сейчас, с учетом такой "доступности"?

На наш взгляд, ответ такой - Каргополь заслуживает посещения, но не стоит планировать сюда многодневный визит. Город небольшой, и двух дней, если Вы не историк или искусствовед, Вам хватит за глаза. А вот если Вас серьезно интересует Север, то придётся задержаться и поездить по окрестностям...

Примерное расположение достопримечательностей в районе...
Примерное расположение достопримечательностей в районе...

Мы были в городе всего один день, и, даже с детьми, успели обойти все основные достопримечательности, поэтому, с удовольствием, проведем небольшую экскурсию и для Вас.

Традиционная карта с локациями.
Традиционная карта с локациями.

Точка 1. В первую очередь, Каргополь поражает церковным зодчеством.

Центральным комплексом храмовых сооружений является белокаменная четвёрка зданий на набережной Баранова. Здесь расположены собор Рождества Христова, Введенская церковь, Предтеченская церковь и колокольня.

Здесь мы, естественно, полезли на колокольню (по-моему, это стоило рублей 150-200)... И оказалось неожиданно трудно.

Винтовой ход сделан в одной из четырех "ног" колокольни, и такого узкого хода я пока не встречал. Подниматься с ребенком здесь очень тяжело и тесно...
Винтовой ход сделан в одной из четырех "ног" колокольни, и такого узкого хода я пока не встречал. Подниматься с ребенком здесь очень тяжело и тесно...

Вид с колокольни - великолепный... Именно в этот момент я понял, что мы приехали не зря...

Мы, к сожалению для взрослых и, к радости для детей, не успели пройтись по музеям (а все храмы в городе являются частью музея-заповедника и внутри находятся шикарные произведения искусства). Город был традиционным иконописным центром: иконы, написанные здесь, отличались особым северным письмом. Увидеть храмы изнутри надо обязательно, но, дети, блин(((...

Точка 2. На самом деле - это пирс, с которого открывается вид на тот же архитектурный ансамбль, но с реки Онега... Сюда очень надо прийти на закате..

И это очень красиво...
И это очень красиво...

Прогуливаясь по центру, Вы можете посмотреть на архитектуру некоторых исторических зданий...

Но, на мой взгляд, особого внимания, всё-таки, заслуживают церкви. Дома - более современные, что ли... Местами - напоминает Питер)
Но, на мой взгляд, особого внимания, всё-таки, заслуживают церкви. Дома - более современные, что ли... Местами - напоминает Питер)

Точка 3. Здесь "собрались" еще три храма: Благовещенкая, Никольская и Рождественская церкви... И все они красивы и гармоничны... Поэтому здесь стайками сидят художники (и, кстати, художникам тут тоже будет чем заняться)..

Вот они в ансамбле... Оттеняются заборами и деревянными домами.. Художники, как видите, имеются...
Вот они в ансамбле... Оттеняются заборами и деревянными домами.. Художники, как видите, имеются...
Благовещенская. Очень красивая, хоть и закрытая... Посмотрите, какая качественная работа с деталями...
Благовещенская. Очень красивая, хоть и закрытая... Посмотрите, какая качественная работа с деталями...
А это церковь Рождества Богородицы. Отреставрированная (ну... частично) и действующая..
А это церковь Рождества Богородицы. Отреставрированная (ну... частично) и действующая..

Точка 4. Если Вы еще пройдете вдоль реки (а дальше идти Вам особо и некуда), то увидите такой образчик храмовой архитектуры, как церковь Зосимы и Савватия:

Тоже очень красивая, но, совершенно в другом стиле выполненная церковь Зосимы и Савватия.. Местный котяра - для антуража...
Тоже очень красивая, но, совершенно в другом стиле выполненная церковь Зосимы и Савватия.. Местный котяра - для антуража...

Точка 5. На самом деле - точка поставлена практически произвольно. Тут я немного поговорю о городе в общих чертах.. Отправив младшую часть семейства спать в гостевой дом "Морошка" (кстати, весьма комфортный, но, на удивление дорогой), папа смог побродить по городу в одиночестве и рассмотреть его "мрачные" стороны... Конечно, для подавляющего большинства сохранившихся старинных зданий средств на ремонт не хватило.. Поэтому на них висят только памятные таблички. А многие дома, вообще, в ужасном состоянии. К сожалению, это какая-то российская традиция - отреставрировать центр (ну, насколько получится) и "забить болт" на всё, что в радиусе 100 метров...

Иногда и жилые дома страшненькие...

А вот тут, похоже, немного жилой барак... Не должны люди в 21 веке жить в "этом".
А вот тут, похоже, немного жилой барак... Не должны люди в 21 веке жить в "этом".

Но есть и классные места, очевидно, сделанные местными умельцами... Такой вот детский садик (или школа)...

-15

Однако, если придерживаться географической пунктуальности, то точка пять - это церковь, которой пока не повезло быть отреставрированной.. Видимо, она слишком сложна для восстановления... Церковь Воскресения Христова...

Оцените работу с камнем. Про местных камнерезов и скульпторов говорили, что они научились резать по камню, как по дереву.... Реставрация в процессе, но купола внушают надежду..
Оцените работу с камнем. Про местных камнерезов и скульпторов говорили, что они научились резать по камню, как по дереву.... Реставрация в процессе, но купола внушают надежду..

И, в завершение этой статьи, скажу, все-таки, несколько позитивных слов про Каргополь. Его беда - удаленность от основных туристических маршрутов... Но в этом же - и его "изюминка" и прелесть...

Похожее есть в Великом Устюге, в Тотьме, и даже в Вологде, но это, всё-таки, не то... Каргополь - очень атмосферное место, которое олицетворяет ход времени в России, наступление современности на прошлое... Возвышение и падение Русского Севера... Здесь жили великие путешественники, великие художники. И мне кажется, что сделать здесь нормальные дороги - важнейшая цель любого ответственного за это министерства. А потом, с нахлынувшим потоком туристов, возникнет вторая задача - не потерять аутентичность.

Спасибо за то, что дочитали. Путешествуйте.