СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА.................................... 5
1.1 Детство и молодость святителя.................................................................... 5
1.2 Вступление в духовную жизнь и служение............................................... 9
1.3 Епископский путь и воспитание духовенства.......................................... 13
1.4 Архиерейская деятельность и пастырские заботы.................................. 14
ГЛАВА 2. ПАСТЫРСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА.... 18
2.1 Деятельность святителя в качестве ректора
духовных учебных заведений........................................................................... 18
2.2 Богословская деятельность и творчество святителя.............................. 18
2.3 Искусcтво проповеди святителя Филарета.............................................. 20
2.4 Миссионерская деятельность и распространение христианства.......... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 36
ВВЕДЕНИЕ
Пастырское служение святителя Филарета (Амфитеатрова) является одной из ключевых тем в истории православной церкви. Его богословская деятельность, пастырское попечение о духовных учебных заведениях, миссионерская работа - все это отражает его выдающуюся роль в развитии церковной жизни. Исследование жизни и деятельности святителя Филарета имеет большую актуальность сегодня, когда все больше людей обращаются к истории церкви в поисках вдохновения и направления для своей веры.
Проповедник умело вовлекает аудиторию в процесс размышления и рассуждения, используя разнообразные стилистические и композиционные приемы. Исходя из поставленной цели и темы работы, имеют место нижеследующие задачи:
- Определить значимость святителя Филарета (Амфитеатрова) в церковной, жизни общества XIX в.;
- Проанализировать и привести в систему пастырские труды святителя Филарета (Амфитеатрова)
- Определить значение композиции с целью толкования святого писания в проповеди,
- Выявить особенности использования оборотов речи, обрисовывающих творческий метод святителя Филарета (Амфитеатрова) и специфику его речи.
Объектом исследования выступает личность и деятельность святителя Филарета, а предметом — его богословские труды, проповеди, письма, а также его роль в распространении христианства.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности изучения опыта святителя Филарета и его применения в современной церковной практике.
Анализ источников, включая труды святителя Филарета самого, позволит нам лучше понять его подход к пастырскому служению и миссионерской деятельности, а также применить его принципы и методы в современной церковной практике.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА
1.1 Детство и молодость святителя
Священник Григорий Амфитеатров, настоятель Покровской церкви села Высокое, что в Орловской губернии, вышел на крыльцо своего дома, чтобы вдохнуть свежий весенний воздух. Его сердце было переполняла радость и чувство благодарности Господу за рождение сына.
Родился будущий митрополит слабым и почти слепым, но с самого рождения в постные дни не брал материнскую грудь.
Мальчика назвали Фёдором. Постепенно малыш становился крепче, и родители видели в нем будущего богатыря. Фёдор полюбил церковь, для него она стала вторым домом. Вместе с отцом и матушкой он радостно ходил на утреннюю литургию, испытывая невероятное чувство умиротворения и связи с Богом.
Когда юноша достиг зрелости, его родители поручили ему заботу о хозяйстве, включая большую пасеку. Однажды утром отец попросил Федора присматривать за ульями. Взяв с собой книгу со житиями святых, он устроился на удобном месте в тени и погрузился в чтение. Наступил полдень, и родители стали беспокоиться, поскольку сын не появлялся по обеду. Отец решил проверить, что происходит, и обнаружил юношу глубоко уснувшим, а один из ульев — пустым. Взволнованный отец Феодора пробудил и начал мучительно сожалеть о потере улья. Но юноша лишь мудро ответил: «Что страшного, если рой теперь принадлежит другим? Возможно, они бедны и им нужнее...» Отец был поражен мудростью своего сына.
После этого события, родители по-иному стали относиться к сыну. Отец и мать обнаружили что сын полюбил оставаться в одиночестве для молитвы Богу, а вместо прогулок и игр, в тихом уединении читает Святое писание.
Как-то отцу Георгию по какой-то причине срочно стал нужен сын. Отец искал сына повсюду, но нигде не мог найти его.
Затем он решил подняться на сарай, чтобы взглянуть на округу сверху. Отец Георгий вспоминал, как увидел своего сына, стоящего на коленях среди травы и молившегося Богу. Родители Фёдора часто обсуждали возможность того, что сын вступит в монастырь.
Его, ещё юного отрока, посылал нередко отец его на домашний пчельник стеречь рои пчёл и давал ему читать там Четьи Минеи. И вот здесь-то, под жужжанием пчёл — делательниц сота и мёда, невинное отроческое сердце Феодора увлекалось чтением жития Святых и услаждалось ими паче меда и сота.
Один раз сердце его особенно усладилось и восхитилось при чтении жития праведного Филарета Милостивого; и юный Феодор тогда же решается и даёт обет принять на себя имя этого угодника, чтобы всю жизнь идти по следам его. [1]
Вот так было вложено в сердце юного отрока Фёдора, помысел принять имя Филарета, или что тоже самое, принять иночество.
Правда, жизнь Св. Праведного Филарета была не иноческая, и самые подвиги его благочестия и добродетелей совершались в среде мирской, житейской, и потому избрание имени этого Угодника, с одной стороны, как бы не соответствовало тому званию, на которое решился юный Феодор —т. е. званию иноческому.
Но зато здесь имела место и значение другая сторона. Читавшие житие Св. Праведного Филарета Милостивого (память его 1 Декабря) несомненно знают, что он отличался особенными свойствами души – кротостью и довольством малым для себя и щедродательностию для окружающих.
А эти свойства души, были замечены в Феодоре ещё от младенчества его мамой и день ото дня, произрастали явственно для всех членов семьи, и особенно для его отца, во всё дальнейшее время. Такие свойства души для инока являются одним из совершенств.
Таким образом, какой бы не казалась наивной решимость отрока Феодора стать монахом, она является естественной и по здравым суждениям, и по тем естественным физическим и психическим требованиям, какими может определяться настоящее призвание к иноческому деланию. Факт, что у мальчика Феодора сердце испытало радость и восхищение во время чтения жития Св. Праведного Филарета Милостивого, доказывает сейчас непреложную истину.
Свойства, о которых сейчас говорится, уже известны нам. Логично предположить, что родители Феодора имели возможность увидеть и осознать эти качества своего сына. Мать Феодора, Анастасия, уже с детских лет видела уникальные черты своего сына, которые вызывали у нее особое чувство сострадания, а все это она хранила лишь в своем сердце.
В то же время отец, Георгий, понимал силу и важность этих качеств своего сына и поэтому открыто выражал свое восхищение, говоря о его доброте, так: «Добрый он, мой сыночек – Феденька-то!.. Вот уж добрый-то! Дай Бог всякому православному иметь такую утеху в жизни семейной. Бывало, другие дети пошалят, порезвятся, а он, мой драгоценный – ходит, как овечка смирная, и воды бывало, не взмутит». 1
Относительно церкви, помимо того, что юный Феодор с неиссякаемым усердием посещал богослужения, следует отметить, что для него особенное значение имело имя церкви - Покров Пресвятой Богородицы. С самого раннего возраста, как рассказывает один из его близких, когда малыш Феодор начал различать дом родителей от храма и произносить священное название церкви "Покров Пресвятой Богородицы", это название навсегда запечатлелось в его душе. Для него оно приобрело неизменный смысл, он воспринимал именно так - Покров Пресвятой Богородицы как Материнский покров, под которым он был рожден.
Одним из аспектов этого проявления было детское наивное чувство, но в то же время здесь явственно просматривалось особенное избранническое призвание. В качестве свидетельства этого может служить неизменное в течение всей жизни убеждение в непрестанном покровительстве Пресвятой Богородицы.
Фёдор получил образование, окончив Духовное училище и семинарию, и вернулся домой. К тому времени матушка Анастасия ушла из жизни, и отец Георгий решил устроить сына, начав искать ему невесту. Хотя Фёдор давно мечтал о монашестве, из уважения к отцу он не посмел противиться его желаниям.
Со временем, не удалось сватовство для Фёдора, и после неудачного визита к потенциальной невесте он умолял отца отпустить его в монастырь. Поддержав сына, отец Георгий благословил его на постриг, благословив сына образом Спасителя.
В монашестве Фёдор принял имя Филарет в честь святого Филарета Милостивого. По прошествии лет, став митрополитом Киевским, он тепло вспоминал дом. Он часто вспоминал как в детстве на пасеке, вдыхал аромат мёда. Отец, любивший сына, сказал: «Федя стал Филаретом, и, похоже, даже лучше».
1.2 Вступление в духовную жизнь и служение
В 1795 году Феодор, отличившийся как ученик, был переведен в богословский класс Севской семинарии и успешно закончил ее в 1797 году. В качестве выдающегося выпускника его оставили на должности преподавателя в семинарии.
Рассмотрим все места служения владыки Филарета в хронологическом порядке –
В 23 года, в 1802 году в сане игумена, становится ректором Севской семинарии.
В 1804 г. Филарет был переведен из Орловской епархии в Уфу. И здесь же становится ректором Оренбургской духовной семинарии.
Прямым указом Святейшего Синода от 10 ноября 1810 г. переведен в Тобольск.
2 декабря 1813 г. архимандрит Филарет был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и поставлен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря.
15 февраля 1814 г. был назначен инспектором С.-Петербургской духовной академии.
В это же время святитель Филарет удостоен степени доктора богословия (1814 г.). Докторская степень присвоена владыке Филарету не за научные труды, а по должности и за безупречный образ жизни.
В 1814 году становится инспектором во вновь открывшейся МДА. (Московская духовная академия).
с марта 1816 года — ректор Московской духовной академии и профессор богословских наук (был в новой академии единственным преподавателем богословия, читавшим лекции экзегетического содержания).
С 1817 года управлял Воскресенским Ново Иерусалимским монастырём
В 1819 году становится епископом Калужским и Боровским.
В 1822 году стал основателем Иоанно - Предтеченского скита Оптиной пустыни,
1825 г. указом Св. Синода епископ Филарет был переведен в Рязанскую епархию.
25 февраля 1828 г. он был назначен архиепископом в Казань.
В 1836 г. архиепископ Филарет был вызван в Санкт - Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где тогда решался вопрос о воссоединении униатской церковью.
18 апреля 1837 г. он был назначен митрополитом Киевским.
20 лет длилось служение митрополита Филарета на Киевской кафедре.
Тайно принимает на себя подвиг схимонашества 13 августа 1841 г.
С 1855 года, после тяжелой болезни, он часто стал сталкиваться с различными недугами, которые воспринимал как предвестия близкой кончины. Однако он переносил их с терпением и благодушием, радуясь приближению перехода в вечную жизнь.
21 декабря 1857 г. высокопреосвященный митрополит Филарет скончался. Погребение совершилось 29 декабря согласно его завещанию в церкви Воздвижения Креста Господня.
Владыка Филарет являлся членом Святейшего Синода в котором он состоял с 1836 г. до освобождения его от этой должности по его просьбе в 1842 г.
Разберём подробнее его жизненный путь.
7 ноября 1798 года он вступил в монашество с именем Филарета. К 1802 году он уже занял должность ректора Севской семинарии и настоятеля Севского монастыря, а в 1804 году ему был присвоен звание архимандрита. Из-за недружелюбного отношения верховного архиерея к архимандриту Филарету, в том же году его перевели в Уфимскую епархию, где он был назначен ректором Оренбургской Духовной семинарии и настоятелем монастыря.
Однако преследования со стороны власти продолжались и здесь. Святой терпеливо переносил все оскорбления и унижения, неустанно молился, и Господь, всегда внимательный к молящимся, поддержал его. После одного из наиболее сильных оскорблений Филарет долго и страстно молился ночью и во время этой молитвы заснул.
В полусонном видении ему показалась рука, пишущая на стене: "Не бойся! Судьба архимандрита Филарета в руках Божьих!" После этого он почувствовал облегчение и утешение.
С тех пор жизнь праведника совершенно изменилась.
Указом Святейшего Синода от 10 ноября 1810 года он был перемещен в Тобольск. Благодаря положительным отзывам, менее чем через три года его пригласили в Санкт-Петербург, где он был назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря.
По предложению ректора Санкт-Петербургской Духовной академии святителя Филарета (Дроздова), архимандрит Филарет 15 февраля 1814 года был назначен инспектором академии и в том же году защитил степень доктора богословия. В 1814 году он был переведен инспектором во вновь открытую Московскую Духовную академию, а через год стал ее ректором.
По прибытии на новое место, он активно занялся улучшением условий в академии, выступая в роли наставника, преподавателя и заботливого "отца" для своих учеников.
1.3 Епископский путь и воспитание духовенства
Первого июня 1819 года святитель Филарет был посвящён в епископа Калужского и Боровского. Церемония посвящения проходила при участии митрополита московского Серафима, архиепископов Пафнутия и Досифея, епископа Дмитровского Лаврентия и грузинского митрополита Ионы.
Стараясь воспитывать в прихожанах дух благочестия, он с особым рвением относился к совершению всех церковных таинств, богослужений и проповеди в церквах. Его проповеди были просты и понятны, и впоследствии они были опубликованы отдельной книгой, посвященной толкованию Евангелия от Матфея.[2]
Епископ калужский уделял значительное внимание строительству, реставрации и украшению церквей, настаивая на замене деревянных храмов каменными. Во время его епископства в калужской епархии было построено 25 каменных храмов.
Он также заботился о материальном положении духовенства, оказывая помощь нуждающимся духовным лицам из личных средств. Особое внимание уделялся вдовам и сиротам священников, защищая их от угнетения со стороны помещиков и гражданских властей.
Епископ Филарет с детства стремился к монашеской жизни и улучшению монастырской жизни в епархии. Под его руководством был основан монастырь с именем "Добрый", а также в Оптиной пустыни был создан скит, где епископ Филарет часто бывал.
Особое внимание уделялось также калужской семинарии, являвшейся постоянным предметом забот епископа Филарета.
12 января 1825 года получил назначение на служение епископом в Рязанскую епархию.
Будучи на служении в Рязанской епархии он дважды сделал визит в Калужскую епархию. Особо запомнился калужанам его визит в 1842 году, именно тогда, по молитвам святителя во время богослужения на воскресной литургии и последующего водосвятного молебна пролился на землю изобильный, благотворный ливень и пролил на почерневшую от долговременной засухи землю долгожданные потоки воды.
В Рязани он находился с 1 марта 1825 г. Епископство его на Рязанской кафедре было недолгим - три года, причем в этот период он около года находился в С.-Петербурге, пребывая в Св. Синоде. За это время никаких особо значимых действий в Рязани не было. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства и паствы, как всегда был милостив к вдовам и сиротам, заботился о красоте храмов.
22 августа 1826 г. епископ Филарет получил сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ.
1.4 Архиерейская деятельность и пастырские заботы
25 февраля 1828 года назначение архиепископом в Казани вынудило митрополита Филарета срочно прибыть из Петербурга в этот город. Епархия Казанская в тот период столкнулась с отпадением от христианства многих новообращенных. Митрополиту Филарету было поручено выяснить причины этого явления и предпринять меры для его пресечения.
В первый год своего архиерейского служения митрополит Филарет осуществил осмотр своей обширной епархии, население которой представляло различные национальности. Он подробно представил свои выводы и предложения святому Синоду по устранению имевшихся недостатков и укреплению веры жителей различных этносов. Его мудрые предложения исходили из богатого опыта.
Несмотря на трудности, встречавшиеся на пути осуществления задуманного, митрополит Филарет не отступал. Он с энергией занимался делами пастыря, в голодные годы он отдавал все свои деньги на помощь бедным прихожанам и даже занимал на это деньги у богатых людей. В тяжелые времена он был рядом со своими прихожанами, например, во время эпидемии холеры он ежедневно совершал Литургию и составил особое молитвенное пение.
В своей работе по воспитанию прихожан в духе благочестия святитель придавал особое значение возведению храмов и чтение проповедей. При объездах епархии сам архиепископ читал проповеди после Божественной литургии, проповедуя без всякой подготовки. Признавая первостепенную нужность проповеди в деле воспитания духовности прихожан, архиепископ Филарет с особым тщанием рассматривал проповеди воспитанников духовной семинарии.
В Казани владыка Филарет принял в православную веру свыше 5000 язычников. Вместе с выполнением главной своей задачи по обращению иноверцев в святую православную веру, святитель Филарет не пренебрегал и раскольниками, проживавших в Казанской епархии.
Во время его руководства епархией, в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчавших жизнь воспитанников. Он сам жертвовал значительные суммы денег на поддержку образовательных учреждений и умел вдохновлять на это богатых людей. Помимо существовавших прежде учебных заведений, архиепископ Филарет создаёт уездные и приходские училища в городах: Чистополе и Свияжске в 1829 году и в 1833 году - в Сызрани и Самаре.
Митрополит Филарет стремился более тщательно контролировать работу всех духовных учебных заведений, требуя регулярно предоставлять ему детальные отчеты о текущем состоянии каждого из них. Руководители учебных заведений лично представляли эти отчеты, чтобы обеспечить единое информирование. Путем обмена мнениями между руководителями выделялись лучшие практики, которые затем рекомендовались для применения в других учебных заведениях.
Касаясь Киевской духовной академии, над которой протекция осуществлялась митрополитом Филаретом, следует отметить, что двадцатилетний период его покровительства стал временем заметного расцвета академии в области науки и духовно-нравственного развития.
В это время она привлекала в свои стены представителей различных стран и даже различных вероисповеданий. По завершении обучения они покидали нашу страну с глубокой благодарностью к всем учителям, особенно к великому наставнику, который окружал их заботой и вниманием.
18 апреля 1837 года он был назначен митрополитом Киевским. По началу на Киевской кафедре митрополит Филарет столкнулся с множеством препятствий. В1837 году, Греко-униатская церковь была передана под управление святейшего синода. Лица не хотевшие воссоединения, начали всячески мешать укреплению православной веры и всяческими нелепыми слухами пытались насадить у народа недоверие к духовенству православной церкви. Чтобы избежать подобных ситуаций, святитель Филарет стал назначать в приходы, где население состояло из католиков и православных, священников достойных и опытных.
Он заступался за духовенство перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил имеющееся на тот положение вещей и назвал источники распространения нелепых доносов на священство.
Святитель Филарет активно принимал участие в дискуссиях о материальном обеспечении сельского духовенства, встав на сторону положения от 1842 года, по которому низшее духовенство должно было обеспечено землями, домами и единовременным пособием от прихожан.
По настоянию владыки в Киеве была открыта Киево-Софийская семинария, которой владыка Филарет передал трехэтажный митрополичий дом и из собственных денег обеспечивал многих учеников этой семинарии.
Этой семинарии он уделял в дальнейшем, наибольшее попечение из всех учебных заведений епископства.
Киевской семинарии он также отдал свою личную библиотеку, а также дал распоряжение о передаче ей библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем. число студентов семинарии намного увеличилось.
При вступлении его на епархию, было только 377 окончивших семинарию священников, а к концу его управления епархией —887.
С первых же дней приезда в Киев святитель обратил своё внимание на Киево-Печерскую Лавру, и подолгу жил в ней.
Владыка Филарет принялся обустраивать внутреннюю жизни обители по уставу иноческого жития, установленного от самого начала преподобными Антонием и Феодосием Печерским.
Он дал запрет отвлекать иноков монастыря от несения церковных служб на всяческие второстепенные работы, наставлял своими рассудительными и разумными проповедями.
Каменная стена вокруг Киево-Печерской лавры была возведена, при деятельном участии владыки Филарета, а также он дал распоряжение занять помещения на территории Лавры под гостиницу, странноприимный дом и больницу.
Состоя членом Святейшего Синода, принимал деятельное участие в его заседаниях, вплоть до освобождения его по собственной просьбе в 1842 году.
ГЛАВА 2. ПАСТЫРСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА
2.1 Деятельность святителя в качестве ректора духовных учебных заведений
В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1814 года, было открыто московское духовное учебное заведение —академия. Архимандрит Филарет, который занимал должность инспектора, а затем и ректора академии, проявил себя как опытный специалист в своей области.
Он был примерным наставником, преподавателем и заботливым отцом для своих учеников.
Его лекции по догматическому богословию отличались ясностью, краткостью и доступностью, и студенты с удовольствием их посещали.
Сами слушатели отмечали, что в его выступлениях звучало что-то священное, и поэтому слушали их с особым благоговением.
Догматическое богословие впоследствии изучалось по записям лекций архимандрита Филарета.
Отношения ректора с учениками были дружескими и братскими. Он находил подход к каждому студенту, воспитывая их не наказаниями, а своим личным примером и внушением.
Ректор не выговаривал провинившимся, но терпимо относился к ним, и такой метод воспитания всегда приносил положительные результаты.
Воспитанники впоследствии вспоминали своего ректора как о настоящем отце: "Он истинно отец для нас, его управление в академии было поистине отеческим".
Под руководством архимандрита Филарета дважды проводились проверки московской академии при участии ректора Санкт-Петербургской академии — Филарета (Дроздова), который тогда уже был епископом Ревельским.
После второй проверки в 1818 году, он снял свою панагию и подарил ее ректору московской академии в знак уважения к его труду. За четыре года ректорства архимандрит Филарет был награжден шестью различными наградами.
2.2 Богословская деятельность и творчество святителя
После Святителя Филарета осталось 68 бесед на Евангелия, 46 слов и речей на разные случаи, собрание поучений на дни Святой Четыредесятницы. Но это далеко не обнимает всего его проповедничества. В печати сохранились далеко не все его проповеди.
Но сохранившихся достаточно, чтобы составить себе представление проповедничества владыки Филарета. Большая часть его проповедей изъяснительного характера. В этом отношении он схож с традициями проповеднической практики в древней церкви, в те годы проповедь была прямым объяснением Слова Божия.
Авторитет проповедника, который сам по себе уже важен, еще более возрастает в глазах верующих, когда он видимо опирается на силу боговдохновенных проповедников истин. Когда мысль проповедника черпает свое вдохновение из глубины божественного источника, она передает ту мудрость, которой питаются сердца слушателей.
У митрополита Филарета эта преданность древнему обычаю укрепляется еще больше теплым одушевлением к библейскому Слову. Он отвергает все другие источники знания, целиком предаваясь мудрости Христовой.
Учитывая, что для многих людей Библия представляет собой единственное истинное руководство, возникает вопрос: может ли верующий проповедовать о чем-то, что не упоминается в Священном Писании, исходя из других принципов?
Если христианин ищет уроки, которые превосходят те, что представлены в библейских текстах, где он может их найти? Понятно что нигде и отсюда следует что для святителя Филарета Священное Писание является главным источником, на который он опирается в своих проповедях.
Другим источником разъяснительных бесед митрополита Филарета служит у него учение отцов церкви.
В этих разъяснениях, он использует слова Св. Иоанна Златоуста, Блаженного Августина и премногих других отцов Христианской Церкви.
Владыка Филарет обнаруживает глубокое знание творений учителей Церкви и цитирует их с удивительной легкостью и доступностью для понимания окружающих прихожан.
Им были составлены и произнесены толковательные беседы на 5,6,7 главы Евангелия от Матфея, которые были вскорости напечатаны. На рязанской, казанской и киевской епархиях он продолжал беседы, и составил толкования на 8,9,10 и 11 главы евангелия от Матфея; а также составил 30 бесед на разные главы Евангелия Иоанна, Марка и Луки.
Кроме бесед на Евангелия, святитель Филарет оставил некоторое количество слов и поучений на разные случаи.
Количество этих слов и поучений с точностью нельзя определить, ведь многие из них не сохранились в печати.
Из имеющегося в значительном количестве слов его, сказанных во время служения ректором в Московской Академии, до нас дошло только четыре. Первое сказанное в 1814г. в день Вознесения Господня; второе в 1815г. - в Великий пяток; третье в 1819г. 10 марта при отпевании архиепископа московского Августина, погребенного в Успенском соборе в Лавре, сказанное в Свято-Троицком соборе.
Четвертое слово говорено в Воскресенском (Новый Иерусалим) монастыре на текст: «Веруяй в Мя, аще и умрет оживет» (Ин.11.25) в 1818г. Из слов, сказанных святителем Филаретом в остальное время, до нас дошло 46, которые вошли в особый сборник.
2.3 Искусство проповеди святителя Филарета
Цель проповеди — исполнение заповеди Иисуса Христа «научить все Язык и народы», «проповедовать Евангелие всей твари», (Мф. 28, 19; Мк. 1615).
Язык и форма изложения происходят из содержания —проповедование Слова Божия. Высокая мысль нуждается в соответствующем воплощении в слове, имея в основании Священное Писание. В следствии чего язык и стиль проповеди обязан иметь свои нюансы, соответствующие ценности церковного учительства.
Священные тексты влияют на человека с помощью словесных образов, которые имеют воплощение как в иносказании, притче. так и могут быть простейшими формами образной речи (например метафора).
Иисус Христос вещал обычным людям о высочайших откровениях не языком некоего высшего богословия, не на языке прямых утверждений и поучений, а на языке иносказательном, на языке художественных образов, используя разного рода риторические приемы.
Христос мудро воспользовался простыми повседневными сюжетами, чтобы преподать нам таинственные и глубокие истины. Использование языка притчи является наиболее эффективным и доступным способом понимания сложных богословских истин.
Словесный образ обладает удивительной способностью создавать живые и наглядные картинки, которые могут быть истолкованы, но не поддаются исключительно рациональному объяснению. Религиозное сознание разделяет мир на видимый и невидимый, считая оба их реальными.
Эта двойственность становится основой для формирования особой системы образов. Человек веры постоянно ощущает присутствие сверхъестественного в повседневной жизни и стремится найти способы выражения таинственных связей между небесным и земным.
В каждом образе всегда присутствует элемент, который ведет его в сакральную сферу.
Искусство заключается в умении подобрать слова таким образом, чтобы они стали ключевыми образами, запечатлевшимися в душе слушателя и не потерявшими своей силы со временем. Этот дар слова, который обладал святитель Филарет, является исключительным талантом, способным создать неповторимую картину в умах людей.
Его проповеди, названные исследователями "созерцаниями", "рассуждениями", "исследованиями", "размышлениями", не просто привлекали внимание, они будоражили ум, призывая к размышлениям и трогая самое глубокое в сердце слушателя.
Он всегда готовил свои проповеди, и когда спрашивали, почему он не разговаривает с народом без подготовки, отвечал: "Смелости не хватает". По мнению митрополита, важно тщательно подбирать примеры для проповедей, потому что даже малейшее небрежение может привести к серьезным последствиям. Митрополит писал: "От несчастного примера может возникнуть несчастный обычай". 1Ему присущи были чуткость, точность в выборе слов и дисциплинированные мысли. Его проповеди отличались не только оригинальностью и силой мысли, но и естественностью, красотой языка с эстетической точки зрения и живостью в выражении. В своих проповедях он использовал приём изобразительности.
Главное при использовании приёма изобразительности состоит в том, что некоторые по началу абстрактные понятия и идеи, возможно наглядно представить через конкретные образы и предметы. Проповеди святителя выделяются не только оригинальностью и силой мысли, но и непринужденностью, красотой в эстетическом отношении слога, живостью воображения.
Что значит в настоящем строгом разумении проповедь Слова Божия? По разумении Учителей Церкви, проповедовать Слово Божие означает то же, что священнодействовать. Владыка Филарет произносил свои проповеди без приготовления, разумеемого в смысле изъяснения своих мыслей на бумаге и без осмысления их предварительно.
Но подготовка к проповеди как к священнодействию совершенно необходима. Эта подготовка заключается в соблюдении поста и постоянной молитве. Пост и молитва являются проводниками того дарования помазания о котором свидетельствует Апостол Иоанн,
«И вы помазание имате от Духа Святаго, и весте вся, и вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, а истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем.» [3]
То есть дар проповеди сообщается проповедующему от Духа Святого.
Как сказал Сергий Василевский в своем втором томе бытописания о Святителе Филарете, — «церковному проповеднику подобало быть не витиёю многовещанным, чтобы блистать красноречием перед образованными слушателями, а перед малоразвитыми или, как он сам выражался в письмах, «малоумными детьми и простодушными овечками».
Для этих овечек очевидно был у него истинно подражательный Евангельскому глас доброго Пастыря, чтобы оглашать их словом Богоспасительного учения, так что они тотчас начинали ведать глас пастыря, чтобы идти по нему.[4]
А если где и встречались среди овец сих упорные и дерзкие, как например, в прежде описанном факте, когда один из упорствовавших сказал наотрез: «как липе березой не быть, так и нам не быть крещёнными», —то и тут, если не в тот же самый раз глас архипастыря был уведан сими овцами, чтобы внити во двор спасения по гласу его, за то сам глашавший настолько исполнь бе веры, (Деян. 4:8), что тогда же пред узрел в сердцах их несомненное призвание Божественною силою и предвозвестил им тут же, что в следующее же прибытие к ним он непременно окрестит их —что и исполнилось по его столь непостыдному упованию»1
Мы встречаем изысканное и поучительное описание высоких качеств Филарета, которое поражает своей точностью и возвышенностью в таком тексте Сергия Василевского, — «Каждое священнослужение, запечатленное необыкновенным благоговением, напояло души предстоящих и млеком Евангельского учения.»1
Став на амвоне и опершись на архиерейский жезл, приснопамятный Святитель Казанский простым разговорным языком объяснял «ныне читанное Евангелие», держась, духа и образа толкования св. Златоуста.
И всякое слово его простое, безискуственное, чуждое риторических фигур, в его устах всегда было живо, действенно, солью растворено, поедающее всякую гниль душевных страстей и пороков.
На лицах слушателей видно было, что слово Учителя потрясало не воздух, но сердца...Довольно было посмотреть на приснопамятного Святителя, чтобы вынести глубоко поучительный урок на всю жизнь.
Евангельские – кротость, смирение, простота, обрисовывали как ореол его лице, просветленное чистотой души; взор поникнутый, чело полное глубокой думы всякому свидетельствовали, что ум его был постоянно занят иным невидимым, пребывая видимо с людьми, внутренне же с Богом, по слову Лествичника.
Только имеющие понятие об умном делании могли видеть, что он постоянно совершает молитву умом в сердце. Речь его была всегда простая, нескорая, краткая, но обширная и глубокая по смыслу, приветливость ко всем равная.
Как служитель Церкви, он видел в каждом первое и главнее всего Христианина. Земные отличия не входили в его расчет. Одним тоном, чудно совмещавшим в себе отеческую любовь со святительско-пастырскою солидностью, он приветствовал и пастыря в смуром армяке, и сановника, на груди коего обаятельно сияла звезда... И первому являлся отцом и второму —пастырем.
И первого утешал наследием вечных благ за временное терпение мирских житейских невзгод и второму напоминал об отчете «о приставлении домовнем». Богатым открывал путь к вечному блаженству предпосланием тленных благ руками убогих в вечную сокровищницу и пр.
Одним словом — это был истинно Евангельский добрый Пастырь, который ведал своих овец и уразумевал вся внутренняя души их; и с тем вместе знал, по возможности, и внешнее житейское положение и даже, истинно по дару прозорливости, вдруг нежданно являлся иногда в дома их, в среду семьи, как истиннейший любвеобильнейший отец, — учитель и утешитель, не взирая ни на какое состояние посещаемых по сословию или служебному званию, как будто он сам постоянно вращался посреди всех. Во свидетельство всего этого мы увидим, в своем месте, истинно назидательные до благоговения, умиления факты. 1
Митрополит считал, что выбор примеров для проповеди должен быть тщательным, так как небрежность может иметь гибельные последствия. Он писал: "от несчастного примера может родиться несчастный обычай".
Митрополит проявлял чуткость и красоту слова, дисциплину в мыслях. Его проповеди отличались оригинальностью, силой мысли, непринужденностью и красотой слога, а также живостью воображения.
Помимо лекций по догматическому богословию и экзегетическому исследованию Святого Писания, тщательно деятельности переосмысленной
Московской духовной академии, находится множество неопубликованных мнений по церковным вопросам, письмам и прочему, оставленных митрополитом Филаретом.
В его печатных трудах отчетливо проявляются личные качества, такие как простота, теплота и высокий уровень благочестивости, совмещенные с строгостью православных убеждений и глубоким пониманием духа и буквы Святого Писания.
2.4 Миссионерская деятельность и распространение христианства
Очень активно занимался владыка Филарет миссионерской деятельностью. Особенно когда стал архиепископом Казанским. Епархия была очень разнородна по составу населения, которое еще во своей массе исповедовало язычество и не только на бытовом уровне.
В период с 1828 по 1829 год архиепископ Филарет активно путешествовал по обширной епархии, посещая преимущественно отдаленные инородческие поселения. Важно отметить, что тогдашняя епархия была весьма обширной, охватывая не только территорию Казанской, но и Симбирской губернии, в которую входила и Самара.
Во время своих путешествий Архиепископ Филарет проводил много времени с инородцами, бывало заходил в каждый дом в некоторых деревнях. Благодаря этому, через годы работы он имел отличное представление о реальной жизни этих народов, в отличие от столичных чиновников и некоторых архиереев.
Он хорошо понимал повседневность, особенности национального характера чувашей, марийцев мордвы, новообращенных татар, а также удмуртов. Он также имел довольно полное представление о татарах исповедующих Ислам. Итогом поездок стала достаточно цельная доктрина мисссионерской деятельности.
Высокопреосвященный Филарет, с первого взгляда точно распознал и описал природный характер и особенности инородцев, (что подтвердили бы любые этнографы-эксперты), как в их умственном и духовном развитии, так и в их семейной и общественной жизни.
Вот что писал Владыка Филарет Святому Синоду о Чувашах, которые составляли значимое большинство из числа обращённых в христианство, —по кротости нравов своих и по той покорности начальству, каковою отличается сей народ, и по самому образу их жизни, можно ожидать от него успехов в христианстве. 1
По этой причине, необходимо начинать с обращаемыми простую устную беседу, наиболее удобную к их понятию о Христианской Вере и жизни, учитывая младенческий еще их возраст во Христе.
Святитель Филарет придавал огромное значение родному языку своей паствы. Он искал способы распространить катехизис, жития святых и другие издания на разные языки и делал это бесплатно. Во время богослужений в инородческих приходах он настаивал на чтении евангелия, апостола, символа веры и молитвы «Отче наш» на родном языке прихожан.
Он писал в синод о необходимости воспитания инородцев в вере, поручая местным священникам учить детей на их языках в домах и школах при церквах. Он считал, что красивые и торжественные богослужения смогут вытеснить языческие обряды у верящих в магию прихожан инородцев.
«Озаботиться нужно воспитанием молодого поколения инородцев в истинах Православной Bеры: для сего поручить местным священникам с причтами учить детей на их языках сначала в домах своих, а потом, когда возрастет число их, в школах при церквах»1
Филарет разработал программу подготовки духовенства для инородческих приходов, предлагая изучение местных языков в семинариях и создание специального центра подготовки в Казанской семинарии. Он также предложил создать специальные должности миссионеров, разъезжающих по епархии и ведущих миссионерские беседы и богослужения.1
Ознакомим читающих эти строки с проектом владыки,-
[Проект высокопр. Филарета касался следующих предметов: 1) цели учреждения для образования миссионеров, 2) средств приготовительных и 3) примерного оклада жалованья преподавателям инородческих языков.
1. Цель учреждения. Применяясь к потребностям Казанской и окрестных епархий, цель учреждения сего должна быть двоякая: а) образование священников в новокрещенские приходы, способных к наставлению и утверждению в Православии народов, обращенных в христианство; – и б) образование миссионеров как для утверждения крещённых, так и для обращения в христианскую Веру господствующего в Российской империи Восточно-кафолического Греко-российского Исповедания народов, не познавших еще христианства.
2. Средства приготовительные.
1. Для образования как священников в новокрещенские приходы, так и миссионеров, между другими употребляемыми в духовных училищах средствами, необходимо нужным признается приготовить их заблаговременно, основательным знанием языков тех народов для обращения которых в христианскую Веру и для наставления обращенных из них в Православии они предназначаются.
2. Обучение этим языкам назначается не только в Семинарии, но и в училищах.
Примечание. Полезным и нужным признается обучение означенным языкам в уездных училищах и низшем отделении Семинарии всем вообще ученикам для того, чтобы не только священники, поступающие в новокрещенские приходы, по окончании полного семинарского курса приобретали основательное оных познание, но чтобы и диаконы и причетники, определяемые из не окончивших курса учения в Семинарии, могли иметь первоначальные в тех языках сведения, которые они могут усовершенствовать сообразно званию своему из обращения с прихожанами под руководством местных священников.
В следующих десяти пунктах содержится полное изложение информации о учебниках, распределении предметов по классам и количеству уроков, а также о разделении учеников на группы. Особенно ценно то обстоятельство, что при формировании групп учеников в общих списках учитываются их успехи в изучаемых ими иностранных языках наравне с другими предметами. После этого идут пункты следующего содержания:
Из учеников, окончивших курс учения, избрать отличных по поведению и оставить их еще на два года, для дальнейшего усовершенствования в предметах, нужных к отправлению звания миссионеров: а прочих распределять на священнические вакансии в новокрещенские приходы по успехам.
2. Ученикам, оставляемым для дальнейшего усовершенствования, иметь жительство при архиерейском доме под непосредственным попечением епархиального Архиерея.
3. На содержание их назначить особую сумму по 200 рублей в год на каждого.
4. В течение двух лет под руководством епархиального Архиерея заниматься им чтением свящ. Писания с изъяснением св. Отец и других творений учителей Православной Церкви, переводами на означенные языки, нужных для сих народов, книг и сочинением поучений под руководством учителей. Сверх того, могут они быть лекторами в классах сих языков, а равно отправляться по очереди с действительными миссионерами в новокрещенские приходы для приобретения познаний о свойствах тех народов и для вспомоществования миссионерам в составлении журналов, а в случаях, служить им вместо переводчиков.
5. По окончании двухгодичного приготовления, ученики сии поступают: а) на учительские места сих языков, буде откроются вакансии; б) в монашеское звание, ежели изъявят на то собственное желание, с надеждою быть им впоследствии времени миссионерами; в) в священники или к кафедральному собору и к церквам губернским и уездных городов, дабы в последствие из них можно было составить комитеты для рассмотрения переводов и сочинений на их языках, или в новокрещенские лучшие приходы.
6. На таком же основании избираются вновь девять учеников из окончивших курс учения в беспрерывном порядке, дабы епархиальное начальство всегда имело в готовности людей образованных и способных к отправлению должности миссионеров по достижении ими зрелого возраста.
7. Для обучения языкам Татарскому, Чувашскому и Черемисскому из тех епархий, где жительствуют в большом количестве сии народы, прислать единовременно в Казанскую Семинарию по два человека для каждого языка из отличных учеников, окончивших учение в низшем отделении епархиальных семинарий к 1-му Сентября 1830 года.
8. По окончании курса ученики эти с аттестатами обращаются в ведомства тех епархий, из которых они присланы будут, и поступают в учители сих языков на таком же основании, на каком предполагается им быть в Казанской Семинарии.
9. Нужным признается для поощрения учителей сих языков положить им жалованье в Семинарии по 500 рублей, а в уездных училищах по 300 рублей на каждого.
10. Службу учителей сих языков считать наравне с наставниками прочих предметов как в Семинарии, так и в уездных училищах.
Владыка Филарет имел совершенно точное представление о том, что основным и неотъемлемым элементом успеха миссионерской деятельности является следующее:
1) изучение языка и обычаев инородцев.
2) перевод необходимых молитв, житий святых и богослужений на их язык.
3) обучение детей инородческого происхождения в духовных училищах, введение их в богослужение и посвящение в духовный сан с целью распространения веры между своими собратьями.
4) направление специальных миссионеров к инородцам.
5) активное привлечение приходских священников к постоянному служению инородцам с обеспечением достойного содержания, дабы избежать принятия мзды от прихожан инородцев.
6) вместе с проповедью христианской веры, оказание воздействия на инородцев с помощью торжественной православной обрядности, способной произвести глубокое впечатление и оказать воистину чудотворное воздействие на их душевное состояние.
«Беседа Св. Матери нашей Церкви с сими малоумными чадами посредством священных наружных обрядов по опыту оказывается самою действительною – и, кажется, иначе быть не может.
Я поручил священникам так действовать, чтобы, вместо суеверных языческих жертвоприношений, стараться всевозможно приучать их к святым и освящающим и наставляющим Церкви нашей обрядам – и даже так, чтоб не изменять, где можно, ни времени, ни места для священнослужений – например: они при начале сеяния приносят жертвы – почему же и священнику не отслужить молебна со святыми иконами на открытом поле? – и тому подобное.
Таковой образ действования мне представляется единственным средством к применению (изменению) их суеверных обычаев на святые обычаи веры». Пишет владыка Филарет преосвященному Кириллу.
«Благочинные и священники инородческих приходов Симбирской губернии доносили святителю Филарету о заявленной склонности и готовности к принятию Христианской Веры со стороны Чуваш в весьма большем числе в разное время.
И вот все сии чуваши, в разное время крещены были самим его Высокопреосвященством при содействии местных благочинных и священников в реках и после Крещения приобщены Св. Таин в походной церкви.
И такое непосредственное участие Владыки, как оправдалось в последствие, имело то особенное значение, что новокрещённые оказывались сразу особенно утвердившимися в Вере и благочестии христианском; у них самое это событие вошло тогда же в особенное памятное для них предание».
Итак, все мероприятия и действия архиепископа Филарета по миссионерству несут в себе особенное значение исторического периода. Его апостольская деятельность привела к внутреннему преображению инородцев, благодаря его просветительским усилиям.
За свои неутомимые труды и обращение более пяти тысяч язычников в христианство, архиепископ Филарет был награжден правительственным рескриптом и удостоен креста на клобук. Это признание подчеркивает важность и справедливость его дел в тот период времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что святитель Филарет был человеком, который отличался житием в любви духом и чистотой помыслов. Истинный монахолюбец, настоящий приверженец святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Строгий постник. Имел особый дар духовного ведения и исцеления болезней, даром чудотворения, даром дерзновенной молитвы. Много раз получал от Бога откровения.
Навеки остался его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, ставшего рассадником верных ревнителей монашеского затворничества и старчества.
Никогда не пропускал служение и слушание Божественной литургии, и в последние годы жизни, ежедневно причащался Святых Христовых Тайн.
Был очень строг к себе во всем и главное в образе жизни подвижнической. В отношениях с другими он всегда проявлял высокую степень терпимости и сострадания, прибегая к строгости лишь в редких исключительных ситуациях.
Его сострадание к нищим и сирым, вошло в пословицу, за что его называли Филаретом милостивым.
Глубокий ум, твердость и основательность суждения, прозорливость, высочайшая сила веры и благочестия в единственно православном русле и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем были характеристиками архипастыря, привлекавшими внимание, уважение и благоговение окружающих.
Русский писатель XIX века Лесков Н.С., так говорил о простоте и величии характера святителя Филарета, как одном из тех архиереев, «кои были младенчески просты, а правили епархиями ничуть не хуже самых "великатных"... народ вменял Филарету его простоту в святость»
Непростой и тернистый путь необходимо пройти тому, кто отдал всю свою жизнь проповеднической деятельности. Только истинное терпение, смирение, уступчивость могут поддержать проповедника в строгом несении того креста, которой выпал на его долю. Такими свойствами души и обладал владыка Филарет (Амфитеатров), полностью отдавая все свои силы на служение Богу и людям «Филарет с истинно-подвижническою строгостию исполнял уставы и правила иноческого жития, по примеру и заповеди св. подвижников Афонских и Печерских»
Внешний вид проповедей святителя Филарета не изобилует речевыми украшениями. И не в них являются сила и главное достоинство. В первую очередь, проповеднику необходимо иметь перед собой, образ Господа Иисуса Христа а не уделять первостепенное значение красоте речи.
Слова Святителя Филарета изобилуют внутреннею стороною —глубиною и силою покаянного чувства, которое коснулось, сердца каждого, кто слушал его.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сергий (Василевский Виктор; архимандрит Зилантова монастыря) Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время: С портр. и текстом факс. / Сост. в 3 т. архим. Сергием (Василевским). Т. 1-3. — Казань: тип. Окр. штаба, 1888. —3 т.; 24.
2. Филарет (Дроздов Василий Михайлович; митрополит Московский и Коломенский; 1782-1867). Письмо к Кириллу, архиепископу Подольскому [Рукопись]: [писарская] / Филарет, митр. - [Б. м.], 9 июля 1836. - 2 л. [1 ч.]. — (Документы архиепископа Кирилла (в миру Богословского-Платонова Константина Лукьяновича).
3. 1 послание Апостола Иоанна Беседы, говоренные Членом Синода Филаретом, Митроп. Киевским и Галицким. Том 1. Беседа 1, стр. 14–15, Киев, 1847 г.
4. Слова и речи говоренные разные времена синодальным членом Филаретом митрополитом Киевским и Галицким и священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры» изд. 1857 г. Киев.
5. Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Минск: Харвест, 2006.
6. Горячева А.А. Ректорское попечение об условиях воспитания в духовной семинарии (на примере служения святителя Филарета (Амфитеатрова) // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2009. Вып. 3 (14). С. 43-54
7. Иванова И.Е. Фольклор в системе журналистских жанров: мифосмыслы и мифотворчество (по материалам провинциальной — тверской — периодики XIX в.): автореф. докт. филолог. наук. Тверь, 2006.
8. Лесков Н.С. Мелочи архиерейской жизни // Собрание сочинений в 11 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
9. Пейтер М. Жанровые особенности христианского радиовещания. Одесса, 1996.
10. Робинсон Х. Изложение проповеди. Baker Book House, 1980. С. 151-178. 11. Сергий (Василевский), архим. Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Галицкий, и его время. Т. 1, 2. М.: Сретен. монастырь, 2012. 12. Сергий (Василевский), архим. Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Галицкий, и его время. Т. 3. М.: Сретен. монастырь, 2012.
12. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917). Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Собрание слов и речей митр. Филарета. —Киев: К.П-л. 1857.
13. Стрелкова О.С. Жанр проповеди для сельского населения на страницах «Курских епархиальных ведомостей» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 2 (18). —C.19-21.
14. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб, 1901. Т. 7. С. 465.
[1] Сергий (Василевский Виктор; архимандрит Зилантова монастыря) Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время: С портр. и текстом факс. / Сост. в 3 т. архим. Сергием (Василевским). Т. 1-3. — Казань: тип. Окр. штаба, 1888. — 3 т.; 24.
[2] Филарет (Дроздов Василий Михайлович; митрополит Московский и Коломенский; 1782-1867). Письмо к Кириллу, архиепископу Подольскому [Рукопись]: [писарская] / Филарет, митр. - [Б. м.], 9 июля 1836. - 2 л. [1 ч.]. — (Документы архиепископа Кирилла (в миру Богословского-Платонова Константина Лукьяновича).
[3] 1 послание Апостола Иоанна Беседы, говоренные Членом Синода Филаретом, Митроп. Киевским и Галицким. Том 1. Беседа 1, стр. 14–15, Киев, 1847 г.
[4] Слова и речи говоренные разные времена синодальным членом Филаретом митрополитом Киевским и Галицким и священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры» изд. 1857 г. Киев.