Йоганн Винкельманн — отец искусствоведения?

Если говорить о формировании искусствоведения в современном понимании как систематического исследования и анализа искусства, то оно связано с работами ряда выдающихся мыслителей и исследователей. Одним из первых в этом списке будет Иоганн Иоахим Винкельман (1717 — 1768).

Ангелика Кауфман. Портрет И. И. Винкельмана. 1764
Ангелика Кауфман. Портрет И. И. Винкельмана. 1764

Главный вклад Винкельмана в становление искусствоведения— идея отделения истории искусства от истории человечества в целом. Он сделал большой шаг в обосновании искусствоведения именно как отдельной науки.

Винкельман сформулировал идею о том, что история искусства — это история произведений, а не история художников. Ранее любые произведения искусства рассматривались именно сквозь призму биографии художника (как завещал Вазари). Получалось, что произведение без автора было как бы не полноценным и могло оцениваться только как антиквариат. Винкельман же впервые рассматривал произведения сами по себе. Таким образом, он создал основу для изучения именно искусства, а не биографий художников или археологических находок.

А. фон Марон. Портрет И. И. Винкельмана (с гравюрой изображающей Антиноя). 1767
А. фон Марон. Портрет И. И. Винкельмана (с гравюрой изображающей Антиноя). 1767

Также Винкельман показал, как можно увидеть историческую эволюцию искусства, используя стилистический анализ. Работая в Ватикане, где музеефицировались многие артефакты древности и произведения искусства, он предложил новую схему описания и анализа памятников, выдвинув таким образом новый метод изучения искусства.

До Винкельмана в описании предметов искусства не было никакой системы или единой схемы, не говоря уже об анализе данных. А стилистический анализ, введенный Винкельманом, позволил ему, пусть и не без ошибок, устанавливать хронологические различия между памятниками разных лет.

Менгс. Портрет Винвельмана. (не ранее 1755 года)
Менгс. Портрет Винвельмана. (не ранее 1755 года)

Можно сказать, что именно Винкельман «придумал стили» в искусстве. Точнее, он перенёс литературоведческое понятие на искусство. Более того, он выдвинул гипотезу о последовательной смене стилей, признаки которых определяются исторической эпохой, а также разделил эволюцию искусства на три стадии: архаика, классика и упадок.

Новаторский подход Винкельмана дал возможность рассматривать произведения искусства как источник для научных исследований, материал для постановки и проверки гипотез, как это принято в любой другой науке. Немецкий ученый сделал ряд важных отрытый для искусствоведческой науки в целом и для выделения её в качестве самостоятельной дисциплины.

Иоганн Винкельман, «История искусства Древности»
Иоганн Винкельман, «История искусства Древности»

Кроме того, его знаменитый труд «История искусства Древности» определил развитие неоклассицизма в Европе. Главной целью искусства Винкельман считал поиск прекрасного идеала. А поскольку идеал в его понимании уже найден художниками Античности, современникам необходимо лишь подражать. — подражать древним, чтобы быть неподражаемыми.