Найти тему
539 подписчиков

Вега 328 Стерео. Hi-Fi по советски

3K прочитали

Сколько себя помню, Вегу хвалили все. Но у меня на этот счёт мнение отличается. Хотя это претензии скорее не к Бердскому радиозаводу в общем и не к Веге-328 в частности. Страна была такая. И сервис в той стране был такой. Итак:

В очень раннем детстве, а это вторая половина 70-х годов ХХ века, магнитофона у нас в семье не было. Была радиола на высоких ножках - "Кантата-203", больше похожая на предмет мебели, чем на радиотехнику. На ней я слушал аудиоверсию "Бременских музыкантов" и гибкие пластинки из журнала "Колобок", где была страница с надписью - Смотри на картинку и слушай пластинку. И это в те годы было круче, чем онлайн кинотеатр в нынешних реалиях.

Вот такая "Кантата". Фото с flectone.ru
Вот такая "Кантата". Фото с flectone.ru

А вот родители мои пластинки, те которые сейчас называют модным словом "винил", почему-то не покупали. Поэтому и слушали в основном радио, особенно "концерты по заявкам". Или смотрели вечерами чёрно-белый "Рекорд", который тоже был на ножках, как в мультфильме про Карлсона, который... который не Такер.

И вот в примерно 1981 году отец покупает магнитофон-приставку "Нота-304" и подключает её к той самой "Кантате"... А когда я подрос и разобрался что к чему, сам стал пользоваться этой катушечной штукой. И пользовался я ей почти до 1989 года. Да что там говорить, она исправна до сих пор, пассик только подсох.

Та самая Нота. Даже катушки те самые, с треугольниками, которые тогда шли с ней в комплекте. А вот Спартак тут не причём. Просто в детстве была наклейка и её надо было куда-то применить...
Та самая Нота. Даже катушки те самые, с треугольниками, которые тогда шли с ней в комплекте. А вот Спартак тут не причём. Просто в детстве была наклейка и её надо было куда-то применить...

А в седьмом классе я "заныл" - хочу кассетник. У друзей уже вовсю появлялись Электроники-302 и 302-1. И я тоже стал "мечтать" о таком. И периодически вечерами на кухне начал поднимать эту тему. Отец, выслушав мои чаянья выдал - Сынок, магнитофон должен быть стереофонический. А не Электроника.

Сейчас вспоминаю, вот отец каким человеком был, всегда планку мечты задирал выше. И ведь был прав. Спустя примерно 5 лет от описываемых мной сейчас событий, он так же мне скажет - Сынок, мотоцикл должен быть новым и с документами. И купит мне новый Минск...

И вот после слов о стереофоническом магнитофоне мы с ним пошли пешком в соседний посёлок, в магазин носивший простое советское название "Промтоварный", где продавалось всё, от игрушек до ботинок, от парфюмерии до бытовой электроники. И там стояла она - Вега-328 Стерео. Красивый серебристый магнитофон, чем-то напоминающий японский Panasonic из конца 70-х. С чёрной надписью TENTO импортными буквами на передней панели. Стоил он тогда достаточно внушительную сумму - 420 полновесных советских рублей.

Так то, ради справки, примерно столько в те годы стоил мотоцикл "Восход", а мотоцикл "Минск" был даже дешевле. Новый.

Своих нормальных фото нет, поэтому из Сети:

В момент покупки меня "в зобу от радости дыханье спёрло", и когда магнитофон продавщица проверяла и попросила меня что-то сказать во встроенные микрофоны, чтобы проверить запись, я кроме невразумительных ээээммммуууыыыъъъ ничего сказать нормально не смог. Поэтому тётенька сама сказала - Раз-раз-раз! Проба! Перемотала кассету, нажала кнопку "Воспр", и магнитофон её голосом тоже сказал - Раз-раз-раз. Проба! А у меня аж бабочки в животе запрыгали, и нога сама собой задрыгалась. Шёл февраль 1989 года. Мне было 13 почти с половиной лет.

Так просто и без выкрутасов, благодаря отцу, я стал обладателем достаточно дорогой и вполне достойной по параметрам техники Бердского радиозавода. Единственным минусом этого магнитофона был вес. Вместе с батарейками, а их туда надо было вставить целых шесть здоровенных типа "Элемент-373", эта штука весила почти 5,5 кг. Таскать такую в руках на природу, занятие так себе... Говорят, на таких аппаратах ручку заменяли на кусок автомобильного ремня безопасности и носили на плече, но я такое видел только на фото и сам так не делал.

Батарейка...
Батарейка...

Но худа без добра не бывает. Наоборот точнее. Весной в магнитофоне перестала работать "запись". Ох уж это хвалёное советское качество... В новом магнитофоне. Через два месяца после покупки. И хотя отец у меня сам во многом разбирался, да и профессиональные электронщики были знакомые, которые могли помочь решить эту проблему, отдавать им не стали. Отец настоял, чтобы не слететь с гарантии, по гарантии магнитофон и отдать в ремонт. Как бы сейчас сказали - в сертифицированный сервис. А тогда - в гарантийную мастерскую.

С высоты прожитого сейчас смотрю и думаю, проблема скорее всего была в не в электронике, а в электрике. Какой-нибудь контакт перестал замыкаться при включении записи, только и всего. Надо было проверить самим... Но волшебное слово "гарантия" правильный выбор сделать не дало...

К магнитофону прилагалась инструкция, в которой две последние страницы были исписаны адресами гарантийный ремонтов, расположенными в разных городах Союза, напечатанными в алфавитном порядке. Наш ближайший был в Москве, где-то не так далеко от Московского зоопарка.

Мастерская располагалась где-то во дворах, адрес точный за давностью лет я не помню. Небольшое помещение приёмки, деревянные стеллажи на заднем плане забитые отремонтированной техникой. Всё прокурено наглухо. И очередь на сдачу и выдачу. Одно окно по-советски )))

Дошла очередь и до нас. Я в двух словах безумно волнуясь объяснил проблему. Мастер в тёмно-синем халате проверил гарантийные талоны, проверил пломбы на винтах и забрал магнитофон со словами - через две недели приходите.

Через две недели мы с отцом прибыли по этому же адресу, в ту же прокуренную каморку имени Папы Карло. Не.. Я бы сказал совсем по-советски - Добивающейся право носить имя героя Республики Италия Папы Карло. Мастер вынес нашу технику, вставил кассету, проверил через встроенные микрофоны "запись", всё работало... Получите и распишитесь.

Но радость была недолгой. Совсем. Пока до дома не доехали. Оказалось, что скорость движения ленты не отрегулирована.

Напомнило прям старый советский анекдот: Под прилавки магазинов поступил новый магнитофон-приставка "Саксаул-006МЖ". Скорость движения ленты - не ограничена, время разгона до 100 км/ч - 4 секунды. Имеются гнёзда для подключения швейной машинки и электрокофемолки.

Вот и у меня все прежние мои записанные артисты запели голосами механических Буратино. Ехать опять в Москву на Большую Грузинскую (условно) с претензией... Сейчас бы я так и поступил. Но в тех реалиях, с самым ненавязчивым советским сервисом... Тоже можно было бы. Но второй раз связываться с гарантийной мастерской не стали. Отец снял заднюю крышку, нашёл тот самый резистор, что регулировал скорость вращения электромоторчика и "часовой" отвёрткой её убавил. На глаз. Точнее на слух. И мне показал, как это делается - не нравится, крути сам в плюс или в минус. Слушать на моей "Веге" стало можно, записывать тоже. А вот слушать то, что записали на ней, на другой технике стало настоящей пыткой. Потому что скорости вращения регулируются по тахометру, а не на глаз, на слух точнее. Но где ж в те годы можно было взять тахометр? В моём случае - нигде. И я, просто впаяв уже самостоятельно в плату провода, просто вывел этот резистор наружу, устав постоянно снимать заднюю крышку. Надо - вот он. И крути куда хочешь. И в итоге я и добился примерно того, что было необходимо. Поиск был долгим, местами мучительным, но пальцем в небо я всё-таки попал, нашёл методом ненаучного тыка примерно правильную частоту вращения.

Но это ещё не всё. Первое вскрытие магнитофона дома показало, что у меня сняли весь мой фактически новый механизм лентопротяжки, заменив его снятым с какого-то другого магнитофона, сильно потрёпанным, но условно рабочим... И качать права было уже поздно, заводские пломбы все были сняты. Никто претензии бы не принял.

Прям просится - без лоха и жизнь плоха. Плохо, когда этот самый лох - ты.

А ещё позже, спустя пару лет, когда мне в наушниках дали послушать, как звучит настоящее стерео, я выпросил туже кассету попробовать себе домой, одел наушники и понял, что никакого стерео я все эти годы не слушал. Я даже помню, что это за трек был - Def Leppard - «Gods of War». Обидно было, не то слово.

Тем не менее, пользовался и не ныл. Другого такого подарка ждать было неоткуда... Хоть пользовался я ей и не долго. Года три. Так как ближе к 1993 году лентопротяжка в ней окончательно умерла, а я купил себе кассетную приставку "Яуза МП-221-1С", усилитель и напольные колонки "Вега", а чуть позже добавил к ним и эквалайзер "Прибой". Но это совсем другая история.

А "Вега" тихо доживала свой век на кухне, как радио до второй половины 90-х. А позже оказалась (грубо говоря, дал погонять) у одного знакомого дядьки. Да так у него и сгинула. Два года назад позвонил я ему, отправил даже фото, говорю, давай заберу, а он мне - да не было у меня никогда такого... Ну что ж, ему уж далеко за 70. Имеет права не помнить. Наверное. А я готов был даже выкупить и восстановить, как память об отце. Не вышло.

Октябрь 1990 года. Модный я со своей Вегой. Уже история...
Октябрь 1990 года. Модный я со своей Вегой. Уже история...

Но это личный опыт, пусть и неудачный. О самой магнитоле можно прочитать тут.