Подобные описанным в предыдущих статьях противоречия кого угодно могут поставить в тупик, что неизбежно сказывается на эффективности дальнейших действий. Суть этой проблемы описывается коротко, обучающийся вроде пытается думать как хозяин своей жизни, принимая роль Духа, но ведёт себя при этом не выходя из привычных человеческих рамок. Это происходит вследствие недостаточной критической позиции к собственной персоне, которая диктуются Зёрнами Духа, являющимися фундаментом личности.
Именно эта внутренняя слепота не позволяет рассмотреть ни чувства собственной важности и исключительности, ни свою глупость и самонадеянность, ни жалость к самому себе и вопиющую невнимательность к окружающим, причём как с позитивной стороны, так и с негативной. Корни этого опять-таки скрыты в человеческой природе, человек завсегда готов себя оправдать. По большому счёту, человек готов признать себя виноватым только в одном случае, если это сулит вполне очевидные выгоды. Но такая позиция крайне далека от объективности и не может дать верную оценку ни ситуациям, ни обстоятельствам. А если объективной картины нет, то надеяться на эффективную деятельность – верх самомнения! Для чёткого понимания придётся рассмотреть все упомянутые негативные качества у обучающихся СЗ более детально.
Начнём с роли Духа, которую силится принять ученик. Эта роль характеризуется, в первую очередь, своей претензией на свободу самоопределения. Приступая к обучению, человек совершает первый и самый важный шаг – он отвергает практически все цивилизационные устои и традиции. Он начинает смотреть на вещи и явления абсолютно с иной высоты, чем положено среднестатистическому псевдо-Духу, и пытается действовать в обыденной жизни именно со своих новых позиций. Человек перестаёт слепо доверять тому, что раньше считал мнением непререкаемого авторитета. В качестве примера можно взять хотя бы религии и семейные ценности. Всё это выливается в то, что ученик начинает замечать, что окружающие ведут себя крайне глупо. Он улавливает лёгкий оттенок того, что чувствуют истинные Духи по отношению к человечеству, и вольно или невольно начинает вести себя подобным образом. Это проявляется в том, что человек достаточно резко меняет свой круг интересов, его перестают прельщать старые удовольствия, а прежний круг общения способен породить у него лишь скуку.
Подобные оценки можно было бы назвать абсолютно справедливыми, если не одно следствие. Человек начинает задирать нос, чувствуя собственное превосходство над окружающими. Важно понимать, что чувство собственной важности – это не только надменный нрав и вызывающее поведение. Второй, не столь откровенной гранью этого качества личности, является оценка человеком собственных проблем и возможностей. Читая, к примеру, о семейных отношениях, он приходит к однозначным выводам, но последовать им в жизни у него не получается. Он осознанно или нет, но делает себе послабление, считая, что это на бумаге всё так просто, а вот лично у меня обстоятельства совершенно иные и сложнее на несколько порядков. Точно такая же картина может складываться и с поиском соответствующей сферы занятости. Человек полностью согласен с тем, что на имеющейся работе он очень мало реализует свой потенциал, но сменить работу не спешит, потому что, как обычно, выбирает из двух зол привычное, а не меньшее.
В человеческой природе главный приоритет отдан не поиску новых перспектив, а отстаиванию стабильного. Чтобы пуститься на поиски нового, нужно полностью отказаться от старого, но человека это страшит. Он не привык так рисковать. Поиск новых отношений заменяется поисками того, что было хорошего в прежних. Перспектива интересной работы разбивается об опасения потерять стабильный кусок хлеба, хотя, как правило, новая работа сулит даже хлеб с маслом. Такой подход к организации собственной жизни приводит к тому, что создаётся некий список, с чем человек готов работать, а с чем – нет. Особенно чётко этот аспект чувства собственной важности становится виден у тех учеников, кто пытается работать с людьми. Зачастую они с лёгкостью дают советы, которым сами следовать не в состоянии.