Найти тему

Броня союзников: легкий танк М3 "Стюарт".

1,2K прочитали

Light Tank M3 — легкий американский танк Второй мировой войны, вошедший в историю как "Стюарт". Так его назвали уже в Великобритании в честь генерала Джеба Стюарта. Он стал самым массовым и известным легким танком Второй мировой войны. В этой статье узнаем об истории его появления, технических особенностях и их влиянии на боевое применение.

Light Tank M3
Light Tank M3

История разработки и описание конструкции.

К началу Второй мировой войны армия США имела на вооружении 292 танка М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные машины вооруженные пулеметами 12,7-мм в одной и 7,62-мм в другой башне. Еще в строю моторизованных частей были 112 танков М1 и М1А. Вооружены они были точно такими же пулеметами, которые расположились в одной башне. Конструктивно обе модели имели одинаковую ходовую частью, которая состояла из 4-х опорных катков на борт. Сблокированные попарно друг с другом в две балансирные тележки, опорные катки подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Именно ходовая часть стала, пожалуй, основным достоинством этих ничем не примечательных танков, а к сороковым годам устаревших. Такая конструкция ходовой оказалась на столько удачной, что использовалась на всех американских танках до 1945 года.

М2
М2

Начало боев в Европе 1 сентября 1939 года, быстро и наглядно продемонстрировали американским генералам бесперспективность исключительно пулеметного вооружения. Им пришлось ускорить проектирование нового легкого танка с пушкой. Так на свет появился танк М2А4. Их с самого начла использовали главным образом в учебных целях. Почти сразу после выпуска начались работы по усовершенствованию. В начале 1940 года Военный департамент США разработал технические требования к новой машине.

М2А4
М2А4

Первый прототип нового легкого танка собрали на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд, и уже 5 июля 1940 года его приняли на вооружение под обозначением "легкий танк М3".

Конструктивно новая машина была очень похожа на своих предшественников. От них она получила и целый ряд недостатков,присущих всем американским танкам 1930-х годов:

  • ширину танка ограничили размеры стандартного американского наплавного моста предвоенных лет;
  • короткий и высокий корпус не давал разместить в танковой башне артиллерийскую систему калибром большим, чем 37 мм;
  • узкие гусеницы, которые позаимствовали у более легких танков, привели к высокому удельному давлению и ограничили проходимость боевой машины по слабым грунтам.
внешний вид танка М3 "Стюарт" на картинке видны 3 из 5 пулеметов.
внешний вид танка М3 "Стюарт" на картинке видны 3 из 5 пулеметов.

Основным достоинством легкого танка М3 была его очень высокая надежность и динамика. На момент создания вооружение из 37-мм пушки М6 длиной ствола 53,5 калибра и сразу пяти 7,62-мм пулеметов "Браунинг" М1919А4 (один пулемет спарили с пушкой, второй - курсовой, еще два были расположили в бортовых спонсонах, а последний - зенитный) считалось достаточно серьезным. Производство танков М3 началось в марте 1941 года на заводе компании "American Car and Foundry".

М3 "Стюарт" в цеху
М3 "Стюарт" в цеху

При серийном производстве боевой машины ее конструкцию все время совершенствовали. Маску М20 заменили новой - М22, с более толстой броней. И в целом бронезащита танка возросла - толщину лобовой брони корпуса довели до 45 мм, а башни — до 38 мм. Ходовую часть и форму кормовой части корпуса заимствовали у боевой машины М2. Боевая масса танка составила 12,43 т.

Корпус танка собирали из катаных бронелистов на каркасе из уголков и полос с помощью клепки, а поздние машины - с помощью частичной сварки. Внутри корпус поделили на два отделения: объединенное боевое - управления и моторное. Их разделяла перегородка, установленная непосредственно перед вентилятором, в которую вмонтировали маслорадиаторы двигателя и трансмиссии, через них из боевого отделения вентилятором вытягивали пороховые газы.

М3А1 в разрезе
М3А1 в разрезе

Для охлаждения двигателя чистый воздух шел в моторное отделение через закрытое сеткой отверстие в крыше корпуса, как раз над вентилятором. Загрязненный воздух из боевого отделения, выхлопные газы выводили через карман между верхним и нижним кормовыми листами. По бортам корпуса, позади спонсонов, установили воздушные фильтры.

Весь передний лист подбашенной коробки занимали смотровые окна механика-водителя и его помощника, прикрытых бронедверцами. Они открывались вверх. В дверцах сделали щели для наблюдения с триплексами. Смотровое окно механика-водителя стыковалось с прямоугольным люком в верхнем лобовом листе корпуса. Его крышка откидывалась вперед и вниз, чтобы забираться в танк.

Первые 100 машинах оснастили клепаной восьмигранной башней с индексом D37812. На ней была шестигранная командирская башенка, две стенки которые продолжали стенки башни. На каждой грани командирской башенки находилась смотровая щель со стеклоблоком. В стенках башни тоже были похожие щели. Под каждой из них оборудовали лючок для стрельбы из личного оружия.

М3А с восьмигранной башней D37812
М3А с восьмигранной башней D37812

С апреля 1941 года клепаные башни заменили восьмигранными сварными типа D38976, а с октября — сварными D39273, "подковообразные". Их боковые стенки состояли из одного гнутого бронелиста. С октября обновили командирскую башенку, ей придали форму "остроконечного" эллипса, с двухстворчатой крышкой, вместо прежней одностворчатой. На этих же машинах смотровые щели механика-водителя и его помощника начали бронировать дополнительно.

М3 с D39273
М3 с D39273

Корпус и башня танка были похожи на бутерброд, внешняя часть - броня, потом изоляционный материал Celotex толщиной 12 мм, и внутреннее пространство облицовано стальными листами толщиной 0,8 мм.

На танке устанавливался 7-цилиндровый звездообразный карбюраторный авиационный двигатель воздушного охлаждения Continental W670-9А мощностью 250 л.с. при 2400 об/мин и рабочим объемом 9832 см3. Масса двигателя 325,6 кг.

авиационный двигатель воздушного охлаждения Continental W670-9А
авиационный двигатель воздушного охлаждения Continental W670-9А

В конце 1941 — начале 1942 года из-за проблем с поставками стандартных бензиновых авиамоторов Continental часть танков выпустили с 9-цилиндровым звездообразным дизельным двигателем воздушного охлаждения Guiberson Т-1020-4 мощностью 265 л.с. при 2250 об/мин. Масса двигателя - 328,9 кг

Guiberson Т-1020-4
Guiberson Т-1020-4

По конструкции и способу установки в танке он был очень похож на Continental, кроме узлов, характерных только для дизеля. Внешне танки с дизельным двигателем можно было узнать по воздухоочистителям фирмы "Вортекс", которые присоединялись гибкими трубопроводами ко впускным патрубкам двигателя более длинными, чем у карбюраторного мотора. Эти машины обычно обозначали M3(diesel) и широко в американской армии не использовали.

Более менее комфортно в корпусе расположились только механик-водитель и его помощник, по совместительству стрелок из курсового пулемета. Их сиденья имели спинки с регулировкой по высоте и даже ремнями безопасности. Башня М3 была без вращающегося полика, наводчик и заряжающий (он же командир танка) остались без сидений. На марше они сидели на ящиках с боекомплектом 37-мм снарядов, на их крышки прикрепили мягкие подушки, а в бою обслуживали орудие стоя.

Вертикальную наводку осуществляли вручную с помощью секторного механизма от -10° до +20°. Грубое горизонтальное наведение делали тоже вручную, причем маховик находился рядом с заряжающим. После поворота башни в нужном направлении точно навести орудие на цель мог наводчик с помощью плечевого упора в диапазоне до 10° на сторону. Прицел — телескопический М5А1.

внутри башни М3 "Стюарт"
внутри башни М3 "Стюарт"

Применение на поле боя.

Боевое крещение легкий танк М3 "Стюарт" получил в Северной Африке под английским флагом. Поражение английских войск на континенте и потеря большей части своих танков, заставили британцев обратиться за помощью к своим заокеанским союзникам. Быстро восполнить потери в танках за счет собственного производства островитяне не смогли. Первые "Стюарты" в Великобританию пришли уже в июле 1941 года. Ими вооружили 8-ой Королевский Ирландский гусарский полк. К ноябрю того же года американскими машинами были вооружены уже все 3 полка 4-й танковой бригады.

М3 Стюарт в Северной Африке
М3 Стюарт в Северной Африке

18 ноября 1941 года в 8 километрах от Габр-Салеха 8-й гусарский и 5-й королевский танковый полки этой бригады встретились с 5-м немецким танковым полком. По результатам боя британцы потеряли 11, немцы 7 машин (есть данные, что исход для англичан значительно плачевнее, 23 на 8). В декабре 1941 года бригаду вывели в тыл. Выяснилось, что за два месяца интенсивных боевых действий в пустыне из 166 "Стюартов" по техническим причинам вышли из строя всего 12 машин. Англичане, которые постоянно мучились со своими очень капризными танками, пришли в восторг от "Стюарта".

Третьей после американской и английской армий по количеству танков "Стюарт" стала Красная Армия, которая по ленд-лизу получила 1232 легких танка модификаций М3 и М3А1: 972 танка в 1942 году и 255 в 1943 году. У нас их называли M3 "легкий" или просто М3л. У советских танкистов машина особым расположением не пользовалась. Несмотря на прекрасную динамику, танк был очень габаритный, это сильно усложняло маскировку. Плюс он работал на дефицитном высокооктановом топливе. Заливать в боевую машину нужно было авиационный бензин с октановым числом не ниже 92, либо в случае крайней необходимости другой бензин, но с октановым числом не ниже 82.

М3А на Восточном фронте
М3А на Восточном фронте

Заключение.

Вторая мировая война показала совершенную непригодность легких танков 30х годов к бою даже со средними машинами противника. В 1942 году 37-мм пушка танка М3 была почти бессильна против брони новых немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Приходилось использовать "Стюарты" для фланговых атак и из засад. Бортовую броню "троек" и "четверок" орудие танка М3 еще могло пробить на небольших дистанциях, а вот появившихся позже "Тигров" или "Пантер" M3 "Стюарт" поражал только в упор.

Маленький калибр пушки не позволял нормально использовать танк для поддержки пехоты, осколочные снаряды к 37-мм пушке были бессильны даже против легких полевых укреплений противника. Из-за этого на тихоокеанском театре военных действий американские военные переделывали "Стюарты" в огнеметные.

огнеметный вариант М3 "Стюарт"
огнеметный вариант М3 "Стюарт"

Бронирование тоже вызывало массу вопросов. Она обеспечивала полноценную защиту экипажа от огня крупнокалиберных пулеметов и 20-мм пушек на дистанции. А шанс выдержать снаряд немецкой 37-мм пушки или тяжелых японских противотанковых ружей был только при стрельбе "в лоб". А если М3 попадал под огонь чего-то более крупнокалиберного, то повреждения машины были гарантированы, при попадании в танк 88-мм снаряда "Тигра", "Стюарт" практически разрывало на куски. Большие габариты легкого танка делали его удобной мишенью на поле боя и затрудняли маскировку на местности.

подбитый М3 "Стюарт"
подбитый М3 "Стюарт"

Лучше подвижный, маневренный, быстрый и надежный "Стюарт" подходил для роли танка-разведчика. Но за высокую скорость пришлось расплачиваться высоким расходом бензина. До появления на М3 дополнительных топливных баков запас хода по шоссе был всего 113 километров. Немного лучше дело обстояло с дизельными двигателями.

Для разведки большая высота "Стюарта" тоже не очень подходила, поэтому англичане часто снимали с них башни и устанавливали пулеметы. Такие машины назывались "Stuart Recce". В безбашенном варианте М3 часто использовали и в качестве командирских машин, бронетранспортеров и артиллерийских тягачей. Последние прослужили в английской армии до середины 1950 годов.

Stuart Recce
Stuart Recce