Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Наверняка все вы знаете что высшей наградой в СССР было звание Герой Советского Союза которое было учреждено 16 апреля 1934 года. Четыре дня спустя Президиум Верховного совета СССР постановил присвоить звание Герой Советского Союза семерым летчикам полярной авиации спасшим 104 члена полярной экспедиции на пароходе «Челюскин» потерпевшего катастрофу и затонувшего в феврале 1934 года.
Так кем же они были эти семеро смелых, эти первые Герои Советского Союза.
Ляпидевский Анатолий Васильевич (1908–1983)
Легендарный советский летчик, генерал-майор авиации. Кавалер Золотой звезды Героя Советского Союза №1.
Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края), в семье священника. Детство Толя провел в городке Ейске на берегу Азовского моря.
В 1926 году Анатолия призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году — Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.
В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский Воздушный Флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути. Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский перевелся на Крайний Север.
В 1934 году А.В.Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Экипаж Ляпидевского первым прибыл в Уэлен на мыс Дежнева, где была организована база по спасению «челюскинцев». 29 раз Ляпидевский и его товарищи вылетали на поиск лагеря челюскинцев, и 29 раз возвращались ни с чем.
Лишь на 5 марта 1934 года, обнаружив лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и 2 ребенка. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.
По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем № 1. Когда в августе 1939 года учредили «Золотую Звезду», то и медаль № 1 досталась ему.
В том же 1934 году Анатолий Ляпидевский поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского.
С 1935 года он снова в кадрах Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В 1938 году к XX годовщине РККА всем семерым летчикам принимавшим участие в спасении челюскинцев хотели присвоить звания майоров (они были капитанами). Нарком обороны Ворошилов лично написал на представлениях к званию: «ПОЛКОВНИКИ!».
В 1939 году полковник Ляпидевский окончил Военно-воздушную Академию РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности. Потом перешел в ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт, где работал начальником 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок). В 1940 году тридцатидвухлетний А.В.Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 (Москва).
Во время Великой Отечественной войны, был директором авиационного завода в Омске построенного на базе двух эвакуированных московских предприятий.
В мае 1942 года А.В.Ляпидевский был переведен из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС.
В декабре 1942 года — сентябре 1943 года служил помощником начальника и начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). Участвовал в обороне Заполярья.
В 1946 году А.В.Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.
В 1949 году А.В.Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, И.Е.Тамма и А.Д.Сахарова, разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.
В 1954-1961 годах А.В.Ляпидевский работал в должности директора опытного завода КБ-25. В 1961 году, во время испытаний водородной бомбы на Новой земле получил сильную дозу облучения и был вынужден уволиться по состоянию здоровья.
В дальнейшем он работал в конструкторском бюро Артема Ивановича Микояна где в качестве ведущего инженера участвовал в разработке истребителей МиГ-25, МиГ-27. Скончался Генерал-майор Ляпидевский 29 апреля 1983 года. Он ушёл из жизни последним из великолепной семерки первых Героев Советского Союза.
Он был похоронен на Новодевичьем кладбище участок№7.
Каманин Николай Петрович (1908–1982)
Советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из семи первых «Героев Советского Союза». Командир Первого Отряда космонавтов, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу. Отец самого юного в истории боевого летчика Аркадия Каманина.
Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии в многодетной семье, где было семеро детей.
В 1927 году после окончания школы был призван в Красную армию.
Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде в 1928 году. В 1929 году окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима в городе Борисоглебске из которой был выпущен в звании младшего лётчика.
С ноября 1929 года служил в ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.
В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин».
Группа самолётов под командованием Каманина в сложных метеоусловиях совершила перелёт из поселка Олюторка на Камчатке в Ванкарем (Чукотка) протяжённостью около 1500 км.
Сам Каманин на двухместном самолёте Р-5 совершил девять рейсов с аэродрома базирования к месту гибели «Челюскина» и вывез оттуда 34 полярника из 104 находившихся в ледовом лагере. «Пассажиров» перевозили в приспособленных под спасательные гандолы парашютных ящиках подвешенных под крыльями.
За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Н. П. Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году особого знака отличия Героев Советского Союза ему была вручена медаль «Золотая Звезда» за № 2.
В октябре 1940 года полковника Каманина назначили командиром 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа в Ташкенте. Ввиду отсутствия командующего, некоторое время одновременно временно исполнял должность командующего ВВС округа.
С июля 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны Н. П. Каманин находился на фронте. С июля 1942 года командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией 3-й воздушной армии на Калининском фронте. С февраля 1943 — командир 8-го смешанного авиационного и 5-го штурмового авиационного корпусов (Степной, Воронежский, 1-й Украинский и 2-й Украинский фронты).
Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. В 1943 году получил звание генерал-майора авиации. Закончил ВОВ в звании генерал-лейтенанта авиации. На Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года командовал сводным батальоном лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта.
После окончания войны занимал ряд командных и административных должностей. С апреля 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС.
Когда в 1960 году был создан первый отряд советских космонавтов, состоявший из военных летчиков, отбор кандидатов и их подготовка были поручены Каманину.
С января 1961 годах осуществлял эту работу официально, находясь в должности начальника отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС. В 1966—1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.
Был председателем комиссии принимавшей выпускные экзамены у первых шести слушателей-космонавтов, подготовленных в течение девяти месяцев 1960 года.
Подписывал полетное задание на первый в мире пилотируемый космический полет,
Лично представлял государственной комиссии Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова как кандидатов на первый полет.
12 апреля 1961 года за час до старта поднимался в кабину космического корабля «Восток-1» и лично проверял работу всех систем.
После полета Гагарина сопровождал его в поездках по миру так же как впоследствии и Титова.
25 октября 1967 года Каманину присвоено звание генерал-полковника авиации.
Конец 1960-х — начало 1970-х годов были не лучшим временем в истории советской космической программы.
Уход Королева Королева, гибель Комарова и Гагарина, провал советской пилотируемой «лунной» программы и, наконец, гибель экипажа «Союза-11».
В июне 1971 года Николай Петрович Каманин ушел в отставку. Формально по возрасту, а по сути, он стал неудобен, потому что говорил все что думал, не взирая на лица.
Скончался 12 марта 1982 года, похоронен на 7 участке Новодевичьего кладбища.
Молоков Василий Сергеевич (1895-1982)
Советский полярный и военный летчик, генерал-майор авиации. Участник спасения челюскинцев. Один из семи первых Героев Советского Союза.
Военную службу начал в 1915 году в Морской авиации Балтийского флота. Был мотористом и авиамехаником. С 1918 года в Красной армии. В 1924 году окончил Высшую военную школу красных морских лётчиков имени Л. Д. Троцкого (Севастополь) и был оставлен в ней, старшим инструктором. В мае 1931 года зачислен в резерв РККА и направлен на работу в Гражданский воздушный флот. С 1931 года работал пилотом авиалинии Новосибирск — Омск — Свердловск.
С 1932 года — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути.
В феврале 1934 года был срочно направлен во Владивосток на усиление отряда военных лётчиков занимавшихся спасением челюскинцев.
Лично вывез со льдины 39 человек использовав подвешенные под плоскостями фанерные парашютные ящики, что позволило за один рейс спасать до 6 человек. С февраля 1938 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР при Совнаркоме СССР.
Во время Великой Отечественной войны командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте.
С 1947 года генерал – майор Молоков в запасе.
Скончался в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937)
Полярный лётчик Главсевморпути, один из первых семи Героев Советского Союза.
Участник Октябрьской революции 1917 года, красногвардеец. Участник гражданской войны: с 1919 года – командир роты и батальона, начальник штаба и командир стрелкового полка на Восточном фронте.
С 1924 года – курсант Севастопольской военной школы морских летчиков. После успешного окончания учебы служил в строевых частях ВВС Красной Армии. С 1928 года в запасе. С весны 1933 года летчик полярной авиации.
В феврале 1934 года участвовал в операции по спасению челюскинцев за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
В том же году поступил в Военно-воздушную академии имени Н. Е. Жуковского. В начале 1935 года прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого он выдвинул на страницах газеты «Правда».
3 августа 1935 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – Г. Ф. Байдуков, штурман – В. И. Левченко) предпринял попытку перелёта Москва – Северный полюс – Сан-Франциско (США) окончившуюся неудачей.
12 августа 1937 года на четырёхмоторном самолёте ДБ-А в составе экипажа из 6 человек (второй пилот – Н. Г. Кастанаев, штурман – В. И. Левченко, бортрадист – Н. Я. Галковский, бортмеханики – Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков) Герой Советского Союза С. А. Леваневский стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США). Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года связь с самолетом была потеряна и дальнейшая судьба экипажа неизвестна до сих пор. По официальной версии самолет упал в море где-то у побережья Аляски.
Слепнев Маврикий Трофимович (1896–1965)
Советский летчик, полковник авиации. Участник спасения челюскинцев. Один из семи первых Героев Советского Союза.
Участник Первой Мировой войны. Окончил Гатчинскую летную школу, штабс-капитан Русской Императорской армии. С 1918 года в рядах РККА. Прошел всю Гражданскую войну в должности военного инженера 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. С 1925 года летчик ГВФ.
Служил в Средней Азии, Дальнем Востоке и в Заполярье.
В 1934 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин». С 1936 заместитель, а в 1937—39 — начальник Главной инспекции ГВФ, одновременно с 1937 командир эскадры дирижаблей. С 1939 начальник Академии ГВФ. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 заместитель командира авиабригады ВВС Черноморского флота (1941—42), затем работал в ВВС ВМФ и в Главном штабе ВМФ.
Скончался 19.12.1965 в Москве. сентября 1946 в отставке. Похоронен на 6 участке Новодевичьего кладбища. В 2008 году рядом с ним упокоилась жена Мержанова Людмила Владимировна (1918–2008)- известная балерина, заслуженная артистка РСФСР.
Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)
Легендарный советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», один из первых семи летчиков, удостоенных звания «Герой Советского Союза», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации.
Родился в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии.
В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне в составе Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» (наземный персонал). С 1920 года — помощник шофёра. С 1921 года — шофёр. С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта». В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу. Служил в подразделениях «Сельхоз авиации» на Северном Кавказе и в Казахстане. Затем был переведен на Дальний восток.
9 января 1930 года на самолёте «СССР-127» проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и протяженностью 1130 км.
В 1934 году добился разрешения на участие в операции по спасению челюскинцев. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1936—1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, доставив туда группу участников экспедиции «Северный полюс-1», вошедших в историю, как Папанинцы. За этот подвиг был награждён вторым орденом Ленина.
Во время войны с Финляндией Был командиром экипажа тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.
2 февраля 1940 года присвоено воинское звание комбрига.
С июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.
В ночь с 10 на 11 августа 1941-го лично участвовал в историческом авианалете на Берлин. Был подбит и совершил вынужденную посадку на территории противника, но сумел перейти линию фронта и добраться до своих.
Осенью того же года за ошибки, допущенные при командовании дивизией, был освобожден от занимаемой должности, но продолжал воевать как рядовой летчик.
В 1941—1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 — в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. С декабря 1944 — в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.
С февраля 1946 года в запасе в звании генерал-майора.
В 1948—1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2», за что был награжден вторым Орденом Ленина.
В дальнейшем активно занимался литературным творчеством. Автор 22 книг, член Союза писателей СССР.
Скончался 11 августа 1980-го года. Похоронен на 1-м участке Троекуровского кладбища.
Доронин Иван Васильевич (1903–1951)
Советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», один из первых семи летчиков, удостоенных звания «Герой Советского Союза», полковник авиации.
Уроженец Саратовской области. В 1920 году был призван в РККА и служил в ВМФ. В 1925 году окончил Севастопольскую лётную школу и служил в морской авиации Черноморского флота. С 1930 года летчик гражданской авиации на авиалинии Иркутск — Якутск — Бодайбо. Участвовал в экспедиции, исследовавшей Карское море (1930), проложил воздушную трассу В 1934 году участвовал в спасении членов экспедиции и экипажа парохода «Челюскин». За проявленное при этом мужество, героизм и высокое летное мастерство удостоен звания «Герой Советского Союза».
В 1939 году окончил Военно-воздушную академию РККА им. Н. Е. Жуковского. В годы Великой Отечественной войны занимал должность начальника лётно-испытательной станции на авиационном заводе № 301 в городе Химки.
С 1947 в отставке. Скончался в феврале 1951 года. Похоронен на 4 участке Новодевичьего кладбища.
Вот такие разные и такие похожие своей любовью к небу и Великой стране, в которой они жили, люди ровно 90 лет назад стали первыми «Героями Советского Союза». Жаль, что сегодня их имена практически забыты.
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.