В апреле в Петербурге проходит (на момент написания статьи) или уже прошла выставка-ярмарка современного искусства PORT ART FAIR (PAF). Более 80 независимых художников и около 20 галерей представили свои работы. Живопись, графика, фотография, а также очень много керамики и даже набивные (тафтинговые ковры).
Площадкой выставки стало пространство ЦЕХ в Севкабель Порту - месте, где проходят главные городские культурные события в Петербурге.
Даже если ты не искусствовед, не журналист, пищущий об искусстве или критик, пойти на такое событие, как минимум, очень увлекательно. Во-первых, потому что современное искусство есть творческое отражение сегодняшнего дня или осмысление прошлого, но все равно, все это завязано на момент, сегодняшний день, месяц, год. Во-вторых, большинство работ способны вызывать либо полет мысли, либо эмоции и не всегда позитивные (об этом ниже).
Лично я оценивала и оцениваю все через простой и надежный фильтр - нравится/ не нравится, понятно/ не понятно. Ну и дополнительно пытаюсь представить, в какое место своего дома я могла бы разместить такую работу. 90% представленного на любой выставке попадает в категорию - мне это не подходит. И это тоже выбор и сознательный процесс. Да, это дилетантство чистой воды, зато честные отношения с искусством.
Кстати, во всем многообразии формы искусств - ковры были представлены на единственном стенде.Выражаю большую симпатию тафтинговым коврам Юлии Гвоздевой. Яркие, дерзкие и при этом без вульгарных смыслов. (кстати, попасть на МК по тафтинговым коврам мое давнее желание)
Что понравилось опубликую галереей и подпишу фото именами авторов:
Почти вся выставка светлая, просторная, но одна зона выпадала из списка и от этого еще больше привлекала - цветочная лавка сделала корнер в стиле темного северного леса. Ветки, мох, а также очень атмосферная подборка предметов - букеты из сухих цветов, вазы, чашки и стаканы, свечи в виде грибов и огромный заяц из папье-маше. Посмотрите:
И, пожалуй, отмечу главный экспонат - жуткую и страшную скульптуру. При этом, у меня она вызывала бурю неприятия, а некоторым посетителям выставки, как говорят, захотелось ее обнять и пожалеть. Пришлось разузнать о ней побольше. Вот что говорит художник и автор:
«Верится мне, что при взгляде на Марфу очевидным становится, что задумывалась она о «наших» женщинах – мамах, бабушках, прабабушках, которые, обезображенные тяжелой жизнью, возводят нас в абсолют смысла собственной жизни. Они готовы впрягаться вместо лошади и тащить на себе все и всех, отдавая нам последние силы, любовь, веру. Если сильно хотите – хоть последние носки, банку огурцов или копейку с пенсии на чекушку» – пишет художница, создательница Марфы, Александра Сливинская
Мне не то, что не захотелось ее обнять, мне захотелось убежать. Поэтому я пошла и без контекста показала фотку знакомому психологу Екатерине Зиминой, которая много работает с женщинами. Вот что она сказала:
"На мой взгляд - эта скульптура является переносом своего страха перед суровой женской долей, как ее воспринимает автор, видимо руководствуясь каким-то своим опытом.
Страх, что быт и заботы обезличивают женщину. У скульптуры нет груди- женственности - есть кормушка (лук). Нет ног - она не чувствует жизнь и живет только долгом и трудом. Нет красоты - ее уничтожил тяжёлый труд.
Она растворилась - как в кислоте - в тяжком быту".
Пожалуй, Марфа вызвала максимально сильную эмоцию у меня. Что вы бы сказали о ней? При этом, не удивлюсь, что работа заряженная на сильные чувства, окажется в какой-то крутой галерее или музее.
Было очень много интересных визуально, но нейтральных по восприятию (личному, напомню, что у меня нет никакого права говорит, как эксперт). Может быть что-то покажется вам вау:
А вот работы с этой фотографии прямо очень сильно понравились, пересматривая фото, мне очень сложно будет объяснить почему. Цвета, свет, композиция и эмоциональный и приятный отклик в душе, как будто на них нарисовано что-то знакомое и понятное.
В телефоне осталось еще где-то 30-50 кадров с интересными работами, но многие из них оказались слишком нейтральными для меня или просто фотография не способна передать фактуру. Поэтому ограничусь этим опубликованным шорт-листом.
Помимо статьи, сделала два видео о выставке, посмотреть их можно тут:
Любите современное искусство - поделитесь авторами и ссылками.