Солнечная и космическая радиация, обнаруженная в космосе, уже давно признана возможной опасностью в космических путешествиях. Воздействие такого излучения может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Например, радиационное облучение может вызвать ряд значительных изменений в крови, и иммунной системе делая человека более восприимчивым к заболеваниям. Кроме того, ионизирующее излучение, подобное тому, которое встречается в космосе, может нанести значительный ущерб хрусталику глаза. Радиационное облучение также может привести к временному или длительному повреждению репродуктивной системы. Степень повреждения зависит от пораженной ткани, продолжительности воздействия, полученной дозы и других факторов. Миссии «Аполлон» впервые поместили людей за пределы геомагнитного щита Земли, подвергнув их воздействию потенциально опасного излучения. Во время полета астронавты подвергались воздействию как техногенных излучений, так и тех, которые естественным образом встречаются в космосе. Из этих двух факторов космическая радиация представляла наибольшую опасность и была в значительной степени неконтролируемой.
Радиация в космосе.
Во время миссий «Аполлон» астронавты подвергались воздействию самых разных источников радиации. К ним относятся пояса Ван Аллена, космические лучи, нейтроны и другие атомные частицы, образующиеся при высокоэнергетических столкновениях первичных частиц с материалами космических аппаратов. Полет космических аппаратов с низкой околоземной орбиты к Луне потребовал прохождения областей геомагнитно захваченных электронов и протонов, известных как пояса Ван Аллена. Находясь за пределами этих поясов, космический корабль и члены экипажа постоянно подвергались воздействию высокоэнергетических космических лучей и различными частицами от Солнца. Кроме того, различались индивидуальные обязанности членов экипажа, а вместе с ними и их радиационное облучение. Внекорабельная деятельность в открытом космосе, и на поверхности Луны, а также внутрикорабельная деятельность внутри командного и лунного модуля накладывали различные дозы облучения.
Пояса Ван Аллена
Любимая тема лунных конспирологов. О которой они постоянно говорят не понимая что то такое.
Проблема защиты астронавтов от радиации, содержащейся в поясах Ван Аллена, была осознана еще до появления пилотируемых космических полетов. Эти две полосы захваченного излучения, обнаруженные во время полета «Эксплорера-1» в 1958 году, состоят в основном из протонов и электронов высоких энергий, значительную часть которых в то время составляли обломки высотных испытаний ядерного оружия. Простое решение для защиты состоит в том, чтобы оставаться под поясами (ниже высоты примерно 556 км) на околоземной орбите и быстро пересекать пояса на пути в космическое пространство. На самом деле проблема несколько сложнее. Радиационные пояса изменяются по высоте над различными частями Земли и отсутствуют над северным и южным магнитными полюсами. Особенно значительная часть поясов Ван Аллена представляет собой область, известная как Южно-Атлантическая аномалия (рис. 1). Над Южной Атлантикой геомагнитное поле притягивает частицы ближе к Земле, чем в других регионах земного шара. Наклонение орбиты космического аппарата определяет количество проходов в сутки через эту область и, следовательно, дозу облучения.
Частицы внутри поясов Ван Аллена, вращаясь по спирали вокруг магнитных силовых линии Земли, проявляют направленность. Эта направленность непрерывно изменяется в угловом отношении к траектории космического аппарата. Таким образом, дозиметрические приборы, используемые при прохождении поясов Ван Аллена, имели относительно всенаправленные датчики излучения, что позволяло точно измерять поток излучения. Ленточный дозиметр поясов Ван Аллена (рис. 2) был разработан специально для дозиметрии «Аполлона» в этих радиационных поясах.
Излучение солнечных вспышек
Во время миссий «Аполлон» не произошло ни одного крупного события, связанного с солнечными вспышками. Несмотря на то, что в области прогнозирования солнечных событий было затрачено много усилий, отдельные вспышки с поверхности Солнца оказалось невозможным предсказать. Система станций мониторинга Солнца, Solar Particle Alert Network (SPAN), предоставляла непрерывные данные об активности солнечных вспышек. SPAN состоит из трех многочастотных радиотелескопов и семи оптических телескопов. Сеть предоставляет данные для определения тяжести событий солнечных вспышек и, как следствие, возможной радиационной опасности для членов экипажа. С точки зрения опасности для членов экипажа в тяжелом, хорошо защищенном командном модуле, даже одна из крупнейших серий зарегистрированных солнечных вспышек (4-9 августа 1972 г.) не вызвала какого-либо нарушения функций членов экипажа, или способности членов экипажа завершить их миссию безопасно. Подсчитано, что в командном модуле во время этого события члены экипажа получили дозу 360 рад на кожу и 35 рад на кроветворные органы (кости и селезенку). Для мониторинга активности солнечных частиц была разработана система обнаружения ядерных частиц (рис. 3). Он измерял изотропные протонные и альфа-частицы, полученные в результате событий солнечных вспышек.
Космические лучи
Потоки космических лучей, состоящие из полностью ионизированных атомных ядер, возникающих за пределами Солнечной системы и ускоренных до очень высоких энергий, обеспечивали среднюю мощность дозы 1,0 миллирад в час в окололунном пространстве и 0,6 миллирада в час на лунной поверхности. Влияние высокоэнергетических космических лучей на человека неизвестно, но большинство авторитетов считают, что они не вызывают серьезной озабоченности при воздействии менее чем на несколько лет. Экспериментальные доказательства воздействия этих излучений зависят от развития высокоразвитых ускорителей частиц или появления долгосрочных пилотируемых миссий вне геомагнитного влияния Земли.
Приборы
Для точного определения общей радиационной нагрузки на членов экипажа, каждый из них имел при себе индивидуальный дозиметр радиации (PRD) (рис. 4) и три пассивных дозиметра (рис. 5). PRD обеспечивал визуальное считывание накопленной дозы радиации каждого члена экипажа по ходу полета. Он размером примерно с пачку сигарет. В скафандре были предусмотрены карманы для хранения. Пассивные дозиметры были помещены в одежду, которую носили на протяжении всей миссии. Разместив эти детекторы в различных местах (лодыжка, бедро и грудь) в одежде, были определены точные дозы облучения для частей тела.
Радиационно-обзорный измеритель (РСМ) (рис. 6) позволял членам экипажа определять уровень радиации в любом желаемом месте своего отсека. Члены экипажа могли использовать RSM, прибор с прямым считыванием мощности дозы, чтобы найти пригодную для жизни область с низкой дозой облучения внутри космического аппарата в случае радиационной аварийной ситуации.
Результаты полетов
Для каждой миссии были рассчитаны средние дозы облучения (таблица 1).
Дозы облучения кроветворных органов были примерно на 40 процентов ниже, чем значения, измеренные на поверхности тела. По сравнению с фактически полученными дозами, максимальный предел оперативной дозы (MOD) для каждой из миссий «Аполлон» был установлен на уровне 400 рад (рентгеновский эквивалент) для кожи и 50 рад для кроветворных органов. Дозы облучения, измеренные во время полета «Аполлон», были значительно ниже, чем среднегодовые дозы в 5 бэр, установленные Комиссией по атомной энергии США для работников, использующих радиоактивные материалов на заводах и в учреждениях по всей территории Соединенных Штатов.
Таким образом, радиация не была оперативной проблемой во время программы «Аполлон». Дозы, полученные членами экипажа миссий «Аполлон» с 7 по 17, были небольшими, потому что во время этих миссий не произошло никаких крупных событий с солнечными вспышками. Одно небольшое событие было обнаружено датчиком радиации снаружи космического корабля «Аполлон-12», но никакого увеличения дозы облучения членов экипажа внутри космического корабля обнаружено не было.
Ну а конспирологи, и прочие примкнувшие к ним, и дальше могут рассказывать свои сказки и мифы про страшную радиацию которая должна была всех убить и погубить на пути к Луне.