Найти тему
Рисующий филолог

Заметки с ARTRUSSIA-2024. Москва, Гостиный двор

О всероссийской выставке-ярмарке живописи, проходящей в Гостином дворе, я узнала за день до ее окончания.

Цели, которые поставила на это мероприятие:

  1. Отметить 5-7 наиболее значимых тенденций в современном искусстве.
  2. Найти авторов, которые вдохновляют.
  • Жанр: почти не было портретов и пейзажей в привычном классическом понимании. Либо это был запрос площадки и организаторы сознательно искали что-то оригинальное и новое, либо запрос шел из общества и рефлексировался художниками.
Серия тибетских портретов Анастасии Ермаковой
Серия тибетских портретов Анастасии Ермаковой

Представленные натюрморты продолжали традицию постимпрессионизма (того же Гогена) и фовистов.

-3

  • Направления: Гиперреализм был, но в деталях, поскольку на нем одном современный художник далеко не уедет - народ и время требуют большего. На сцену выходит мысль. Как, например, в метафоричной работе Александра Аросева-Каширина времён пандемии.
-4

Из направлений, названия которых прозвучали из уст самих художников - "интеллектуальный реализм" братьев Дмитриенко - академическая традиция, опять же, обогащенная дополнительными смыслами.

Братья Дмитриенко. Kunsthistorichesmuseumvienna, масло.
Братья Дмитриенко. Kunsthistorichesmuseumvienna, масло.

и концептуализм (подчеркнуто Еленой Ишмаевой)

-6
  • Коллаж

В той или иной форме встречался у многих художников.

  • Аллюзии и реминисценции

Реминисценция - заимствование из известного произведения, аллюзия - отсылка к нему. Понятия отличаются лишь направлением движения, а художники в большинстве своем не склонны препарировать свои творения, поэтому понять, где автор хотел усилить свою работу, а где - сделать ее частью чего-то большего - сложно.

Валерия Сальникова. Мадонна с единорогом
Валерия Сальникова. Мадонна с единорогом
  • Работа с текстом

Современному художнику приходится расширять дискурс и работать теперь ещё и сторителлером.

  • Сервантес и Кэрролл

Но вот кого было много - это вечных и загадочных Дон Кихота и Шляпника, уши которого торчали отовсюду.

________________________________

И несколько заметок, которые были важными открытиями лично для меня:

К середине выставки мы с Юлей уже порядочно насытились смыслами. Спасибо организаторам - они так расположили художников, что как раз по центру образовалась зона информационного детокса: сочных цветных мазков от Дмитрия Кустановича...

-10

и буйства оттенков красного от Романа Ляпина.

-11

Многочисленные посетители массово фотографировали авторов на фоне их работ, но сами большей частью фотографировались именно у стенда Романа. Юля, психотерапевт по профессии, объяснила это желанием прожить накопленную агрессию, приобщившись к чужому "выбросу". Любопытно, что сам Роман объяснил выбор цвета поиском радости.

И да, к вечному вопросу о роли искусства: искушенный ум ищет богатства смыслов, но в итоге мы с облегчением приходим к тому, что цепляет нас эмоционально.

В ближайшее время в планах:

  • Картина маслом с нарциссами
  • Посещение выставки книжной иллюстрации "Книж-движ" (а там Бугославская, Гаврилов, сестры Кендель, ммммм...)
  • Выставка выпускников Суриковки в Зарядье.

Все будет здесь )