Найти в Дзене

Мир Высшей Радости.

История малого пути в мире жадности и жестокости. Сколько бы не прошло времени, эта ситуация не прекратиться никогда. Жадность и эгоизм толкают людей на отвратительные поступки, умножающие страдания живых существ.

Сын богатой семьи. Любимый и избалованный, вырос властным, жадным и жестоким. Он явился причиной страданий и смерти родителей. И если бы не участие в этой истории Будды, указавшим путь спасения, так бы и осталось все просто обычным эпизодом в море страданий людских существ.

В городе Раджагрихе правил добродетельный царь Бимбисару. Славный, сильный. С женами, министрами, жрецами. Все как положено. Старшая жена подарила ему сына, Аджаташатру. Надежда и опора для царя в старости и царства в будущем. Рос сильным и умным, но нравственные принципы не прижились в его сердце. По мере взросления, стало мало ему власти. Стареющий отец не спешил с передачей короны и это сильно злило принца.

Как бы ситуация стандартная и в современности. «Пап дай денег. Пап дай ключи от дачи. Дай машину покататься. Когда квартиру освободите на выходные, а потом и на совсем.» и т.д.

В ту пору в этой местности проповедовал Будда и многие цари позволяли ему оставаться в своих владениях. Тогда Будда оставался со своими учениками и общиной в какой-нибудь роще. Учил, принимал прихожан, просил подаяние в окрестных селениях. Часто цари – благодетели сами слушали проповеди, принимали учение и становились его последователями, усердно практикуя и соблюдая заповеди. Так и Бимбисару, всем сердцем принял дхарму Будды и следовал учению.

Это накладывало отпечаток на поведение царя и еще сильнее разжигало гнев сына-принца. Нашлись злые советники и толкнули принца на преступление. Он захватил власть и посадил отца в подземелье. Что бы самому не пачкать руки кровью, запретил страже кормить и поить заключенного. Смерть должна была быть скорой. Но!

Прожитые годы со старшей женой и общий сын просто так не выбросишь. И жена, тайком, придумывая всякие хитрости, кормила мужа.

И вот принц спрашивает охрану: «А жив ли отец?»

- «Жив – говорят – а чего ему будет, если ваша мать тайком проносит на себе пищу.»

Взбесился сын не на шутку, выхватил меч и пошел убивать маму. Но удивительно, приближенные принца не побоялись и пригрозили принцу уйти от него. Речь их заслуживает внимания:

"Благородный принц, мы слышали, что с начала этой Кальпы было восемнадцать тысяч дурных правителей, жаждущих трона и убивших своих отцов. Однако мы никогда не слышали о человеке, который убил свою мать, даже если он совсем лишён добродетели. Если вы, благородный правитель, совершите этот невиданный грех, вы опозорите кровь кшатриев, варны воинов. Мы не можем даже слышать об этом. На самом деле вы чандала, человек низшей расы, мы больше не останемся здесь с вами."

Услышав это, Аджаташатру раскаялся, но приказал заточить мать в одной из башен.

Затем решил убить отца и направился в подземелье. Бимбисару, увидев сына с мечем, понял его намерения. Но также понял, какую карму сын себе создаст этим убийством. И что бы избавить его от такого падения, выхватил меч у охранника и убил себя сам.

Когда Вайдхи узнала о смерти мужа, горю ее не было конца. Сын – подонок, муж убит, сама в заточении до самой смерти. Какое сердце не разорвется от такого? И хотя она была просто старшей женой в гареме, вывод она сделала достойный. Вот какие слова она адресовала Будде:

"Татхагата! Почитаемый В Мирах! В прежние времена Вы постоянно посылали ко мне Ананду для расспросов и утешения. Я молю Вас, прикажите почтенному Махамаудгальяяне и вашему любимому ученику, Ананде, придти и встретится со мной."

"Почитаемый В Мирах! За какие грехи, совершённые в прошлом, родила я такого преступного сына? И также, Прославленный, по какой причине и основаниям принц связался с Девадаттой и его спутниками?"
"Я молю только об одном, – продолжала она, – Почитаемый В Мирах, проповедуйте мне о таком месте, в котором не существует печали и горя, и где я смогу обрести новое рождение. Несчастлива Джамбудвипа в эту злую кальпу. Это грязное и порочное место полно обитателями адов, голодными духами и жестокими животными. В этом мире очень много недобрых людей. Я надеюсь, что в будущем я не услышу больше злых голосов и не увижу злых людей.
Сейчас я простираю свои руки на землю перед Вами и прошу Вашей милости. Я молю только о том, чтобы солнцеподобный Будда научил меня видеть тот мир, в котором все действия чисты."

В этот момент Будда воспламенил золотой луч между своих бровей. Этот луч осветил все бесчисленные миры десяти направлений, и по своему возвращению собрался над головой Будды в виде золотой башни, подобной горе Сумеру. Повсюду были видны чистые и удивительные земли Будд. В некоторых из них почва состояла из семи драгоценностей, в других же она состояла целиком из цветов лотоса. В иных землях почва была подобна дворцу Ишвары или хрустальному зеркалу, в котором отражались земли Будд десяти направлений. Там были бесчисленные страны, подобные этим, великолепные, прекрасные, восхитительные для взора. Все они были показаны Вайдехи.
Тем не менее Вайдехи вновь сказала Будде:

"Почитаемый в мире, хотя все земли Будд чисты и сияют ярким светом, я желаю возродиться в Сукхавати, Западной Стране Высшей Радости, где обитает Будда Бесконечной Жизни (Амитаюс). Я прошу вас, Почитаемый В Мирах, научить меня правильному сосредоточению и правильному видению этой страны."

Это был прекрасный выбор в такой ситуации. Сколько в нашем мире одиноких, больных, старых людей. Их жизнь ничем не отличается от ситуации Вайдехи. Впереди только смерть. В полном забвении. Но остаток жизни надо прожить достойно и с максимальной силой.

Будда мог бы ей поведать о пустотности всех вещей. О недвойственной Дхарме. Об иллюзорности собственного эго и нереальности состояний страдания. О преходящести всего. О рождении, становлении, угасании и исчезновении. Мог!

Но ум простого человечка, попавшего в жернова колеса сансары, не может сразу принять учение Махаяны и реализовать его. Единственное, что может сделать такой человек, это создать условия для благого рождения в одной из Будда-земель. А уже там, следуя Дхарме, установить свой ум на достижении окончательного Освобождения и полного Просветления.

Поэтому Будда предложил практику Визуализации. Бесконечно сложную. Но учитывая, что времени у Вайдехи теперь хоть отбавляй, можно отдаться этому созерцанию всем сердцем.

Наставления Татхагаты точны и совершенны. Они учитывают все аспекты существования и чрезвычайно практичны.

Будда сказал: "Разве вы не знаете, Вайдехи, что Будда Амитаюс находится недалеко отсюда? Вы должны направить свои мысли на обретение истинного видения этой страны, состоящей из чистых действий.
Ныне я подробно разъясню это для тебя и для будущих поколений жён, которые захотят культивировать чистые действия и обрести рождение в Западном Мире Сукхавати. Те, кто желает возродиться в этой стране Будды, должны совершать добрые дела трёх видов.

Первое, они должны почитать своих родителей и поддерживать их; уважать учителей и старших; быть сострадательными и воздерживаться от убийства, должны культивировать десять добрых деяний.
Второе, они должны принять Три Убежища, совершенствоваться в соблюдении обетов и не нарушать религиозные предписания.

Третье, они должны поднять бодхичитту (мысль о достижении просветления), глубоко проникнуть в принципы действия и воздаяния, изучать и распространять учения Махаяны и воплощать их в своих делах.
Эти три группы, так, как они перечислены, и называются чистыми действиями, ведущими в страну Будды."
"Вайдехи! – продолжал Будда, – пойми, если ты ещё не поняла: эти три вида действий распространяются на прошлое, настоящее и будущее и являются истинной причиной чистых действий Будд в этих трёх сферах реальности."
Затем Будда вновь обратился к Вайдехи: "Слушай внимательно, слушай внимательно, и хорошо обдумай это! Ныне я, Татхагата, разъясняю чистые действия для будущих поколений страдающих существ, замученных и убитых преступниками. Хорошо сделано, Вайдехи! Уместны вопросы, которые ты задала! Ананда, ты воспринял и сохранил бесчисленные слова, сказанные Буддой. Ныне Татхагата будет учить Вайдехи и всех живых существ будущих поколений видению Западной Страны Высшей Радости. Силой Будды они увидят эту чистую землю так же ясно, как видят своё лицо в зеркале.
Видение этой страны приносит бесконечную и удивительную радость. Когда кто-либо видит состояние счастья этой страны, он обретает терпимость ко всему, что может возникнуть."

Первое Созерцание: Заходящее Солнце.

-2

Будда, обратившись к Вайдехи, сказал: "Вы всё ещё обычный человек: ваши психические способности слабы и немощны. Вы не сможете видеть очень далеко до тех пор, пока не обретёте божественное зрение. Только Будды Татхагаты, обладающие многими способностями, могут помочь вам увидеть эту землю."
Вайдехи ответила: "Почитаемый В Мирах, люди, подобные мне, могут сейчас силой Будды видеть эту землю, но как же те страдающие существа, которые придут после паринирваны Будды, нечистые, лишённые благих качеств, подверженные пяти видам страдания – как смогут они увидеть Страну Высшей Радости Будды Амитаюса?"
Будда ответил: "Вы и все другие страдающие существа должны сконцентрировать свой разум, собрать своё сознание в одной точке, на одном образе, на образе Заката. И что же это за образ? Все живые существа, если они не слепы от рождения, если у них есть глаза, видели закат солнца. Вы должны сесть прямо, лицом на запад, и приготовиться к прямому созерцанию солнца. Созерцайте образ солнца во время заката, заставьте свой разум твёрдо и непоколебимо сконцентрироваться на нём, так что солнце будет видно как подвешенный барабан.
После того, как вы таким образом увидите солнце, пусть его образ остаётся ясным и чётким, будут ли ваши глаза закрыты или будут открыты. Таков образ солнца, и он называется Первым Созерцанием.»

Затем созерцание ВОДЫ, Земли, Драгоценных деревьев. И так до полной визуализации всей Земли Высшей Радости, в мельчайших подробностях. Шестнадцать созерцательных ступеней, превосходящих мудрость живых существ, охватывают невероятные аспекты. Если кто возьмет на себя труд прочесть эту сутру внимательно и до конца, обретет великую заслугу.

«… сидя в цветке лотоса со скрещенными ногами, вы рождаетесь в Стране В Радости в западном направлении. Вы должны увидеть цветок лотоса целиком, и затем увидеть, как этот цветок раскрывается. Когда цветок лотоса раскроется, вокруг сидящего тела зажгутся пятьсот цветных лучей. Ваши глаза раскроются и вы увидите воду, птиц, деревья, Будд и Бодхисаттв, наполняющих всё небо; вы услышите звуки воды и деревьев, пение птиц и голоса множества Будд, проповедующих непревзойдённую Дхарму в соответствии с двенадцатью разделами учения. То, что вы услышите, должно быть запомнено и сохранено безо всякой ошибки. Если вы прошли через такой опыт, он считается полным видением Страны Крайней Радости Будды Амитаюса. Таков образ этой страны, и он называется Двенадцатым Созерцанием. Бесчисленные сотворённые тела Будды Амитаюса и двух Бодхисаттв будут постоянно сопровождать того, кто обрёл такое видение.»

-3