Найти тему
Исторический Ляп

Пресс-секретарь министерства иностранных дел России Мария Захарова: У нас никогда не было ни рабства, ни работорговли

Фото пресс-службы Совета Федерации
Фото пресс-службы Совета Федерации

Я говорила это африканцам, это вообще очень важно: они в Западной Европе были работорговцами, а мы — нет. У них было рабство, а у нас — нет. Мало того, ни у нас не было рабства, ни мы никогда не участвовали в процессе работорговли, у нас не было рабов, и мы никогда не были тоже рабами.

«ТАСС», 29 июля 2023 г.

Захарова либо безграмотна, либо врёт сознательно. Рабство и работорговля на Руси упоминаются в первой её летописи «Повести временных лет». Завоевав восток Болгарии в 967-968 гг. русский князь Святослав решил перенести столицу на её территорию:

«В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Анализируя первоисточники, один из крупнейших русских историков XIX века, председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, профессор Василия Ключевский. В своём «Кратком курсе русской истории» Ключевский подробно писал о русской работорговле:

«Экономическое благосостояние Киевской Руси XI и XII вв. держалось на рабовладении. К половине XII в. рабовладение достигло там громадных размеров. Уже в Х – XI вв. челядь составляла главную статью русского вывоза на черноморские и волжско-каспийские рынки. Русский купец того времени всюду неизменно являлся с главным своим товаром, с челядью. Восточные писатели Х в. в живой картине рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге; выгрузившись, он расставлял на волжских базарах, в городах Болгаре или Итиле, свои скамьи, лавки, на которых рассаживал живой товар – рабынь. С тем же товаром являлся он и в Константинополь. Когда греку, обывателю Царьграда, нужно было купить раба, он ехал на рынок, где «русские купцы приходяще челядь продают» – так читаем в одном посмертном чуде Николая-чудотворца, относящемся к половине XI в.»

Тех же позиций придерживался и виднейший современный исследователей Древней Руси, декан исторического факультета Санкт-Петербургского университета, профессор Игорь Фроянов. В своей работе «Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.)» Фроянов использовал, как отечественные, так и зарубежные источники:

«Нередко пленения, производимые восточными славянами, преследовали цель захвата в плен женщин и детей, как это бывало и прежде. Так ал-Масуди извещает о том, что во время похода русов на Каспий (909 – 910 гг.), «они проливали кровь, захватывали женщин и детей, грабили имущество, снаряжали отряды для набегов, уничтожали и жгли [дома]». Хазарские мусульмане, охваченные жаждой мести, говорили потом о русах, что те «совершили нападение на области нащих братьев мусульман, пролили их кровь и увели в плен жен и детей». Точно так же поступили русы, овладев богатейшим городом Закавказья Бердаа, разорили его «угнали женщин, юношей и девушек, сколько хотели».

Кроме того, крепостное право в России XVIII - начала XIX вв. очень мало отличалось от рабства. Помещики имели право продавать крепостных без земли, пороть их и ссылать в Сибирь. Убивать было запрещено, однако подобное ограничение имело место и в отдельных рабовладельческих государствах, например в Римской империи при Адриане. Писатель Элий Спартиан сообщал в «Жизнеописаниях Августов», что этот император «запретил господам убивать рабов и предписал судьям выносить приговор, если рабы того заслужили».

Неудивительно, что жители России того времени сплошь и рядом называли крепостное право рабством. И в знаменитой комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», где упоминается, что в стране много «дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному!» И в стихотворении Александра Пушкина «Деревня», где поэт скорбит, видя как «рабство тощее влачится по браздам».

Крамольное слово употребляла даже сама Екатерина II! В «Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения», которую она собрала для кодификации законодательства, императрица писала именно о рабстве. Параграф 254 гласил, что «какого бы рода покорство ни было, надлежит, чтоб законы гражданские, с одной стороны, злоупотребление рабства отвращали, а с другой — предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти», а параграф 261 предполагал, что «законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имуществ».

Наверное, с точки зрения номенклатурной дочурки секретаря посольства СССР в Китае всё это ложь. А Ключевский с Фрояновым, Фонвизин с Пушкиным и сама государыня-матушка Екатерина с летописцами «Повести временных лет», наймиты Вашингтона, клевещущие на Россию за пригоршню долларов.