Найти тему
Культурная История

Горький опыт чудаков над зрителями

Электротеатр Станиславский всегда удивляет своими экспериментально-театральными постановками. Это настоящая кузница новаторства. И мне всегда интересно посещать его постановки, не смотря на то, что они бывают мне изначально непонятными, но смысл приходит после обдумывания, как послевкусие хорошего вина.

В настоящее время лаборатория «Варвары» Анатолия Васильева на сцене Электротеатра обратилась к пьесе Горького «Чудаки». Скажем прямо, худшей его пьесе. Но смелость идеи состоит в том, что это не готовый спектакль. Это открытая репетиция под названием "Горький опыт. Чудаки", подготовка к нему, где актёры показывают этюды, своеобразные наброски к спектаклю, которые редактируются по ходу действия. И в этих этюдах есть место и импровизации.

-2

В этюдах изучается модель человека, его поведение в социуме и с окружающими, взаимодействие молодых и умудрённых опытом людей.

-3

Актёры сидят друг напротив друга. Они обмениваются перекрёстными репликами и не забывают импровизировать. Это забавляет и их и зрителей.

-4

Зрителям нужно быть очень внимательными ибо одного и того же персонажа могут играть разные актёры. И те же самые актёры, внезапно, будут играть другого персонажа. При этом мизансцена может продолжаться.

-5

Какие-то сцены Васильев зарубает на корню, в виду их слабости, в каких-то требует продолжения игры. Так, на глазах у зрителей рождается спектакль.

-6

Но насколько актуален текст «Чудаков». В репликах героев слышишь звук нашего времени: «Нам, русским, пора бы посмотреть серьёзно на наше положение в Европе. Никогда ещё Россия не стояла в такой безнадёжной, в такой опасной позиции». И актёры, чувствуют этот текст, иногда добавляя свой современный взгляд на происходящее в России.

-7

Теперь поговорим о неприятном. Спектакль-репетиция начался с 20-минутным опозданием. Перед началом идёт семиминутная лекция Васильева о театральном этюде, роли Станиславского в нём и о Марии Кнебель, учеником которой он был.

Анатолий Васильев
Анатолий Васильев

Но в самом начале Васильев говорит о том, чтобы не ждали классическую театральную постановку с мизансценами, что театра, в обычном понимании не будет и поэтому те, кому это не нравится, могут уйти. На минутку, билеты на этот спектакль-репетицию стоят от 900 до 2200 рублей. То есть режиссёр предлагает зрителям уйти за их собственные деньги. Это неуважение к зрителям, которое сразу испортило настроение перед началом действия.

-9

Далее, режиссёр сел в своё кресло. Наступила тишина. Не знаю сколько она продолжалась, но ещё минут семь. Один из зрителей громко сказал: «Создаётся впечатление, что все ждут, когда кто-то из зрителей что-нибудь скажет». На что последовал ответ Васильева: «Не угадали. Попробуйте ещё». Вкупе с предложением к зрителям, которым может не понравиться эксперимент, уйти (напоминаю, за их же деньги) это уже какое-то изощрённое хамство. Невозможно представить, чтобы Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Александр Таиров и другие великие театральные режиссёры могли бы произнести такое в адрес зрителей, пришедших на спектакль.

-10

И чтобы не останавливаться на грустном. Шикарная игра актёров в этюдах мне понравилась. Блистала Янина Третьякова. Была хороша Екатерина Андреева. С некоторой шикарной холодностью прекрасно играла Мария Беляева, просто великолепный монолог исполнила Александра Милькис. Ребята тоже отлично играли.

-11

Подытоживая всё вышенаписанное хочу сказать, что эта репетиция для очень подготовленного зрителя, который является фанатом театра и которому интересен процесс становления спектакля.

-12

Интересно будет посмотреть уже готовый спектакль, так что в ожидании.

-13

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы.