Шпионские истории любят все. Сегодня редакция газеты "Жизнь" предлагает любителям этого жанра специально приготовленное "лакомство". Вы вернетесь в эпоху холодной войны, когда шло жестокое и беспощадное противостояние разведок двух миров: социалистического и капиталистического. События, описанные здесь, реальные и происходили в столице Советского Союза Москве. Время действия - конец 50-х - начало 60-х прошлого века. Изменены лишь имена и фамилии действующих лиц...
Кадет и его жертва в каракулевом жакете
…Огромное людское море с шумом бурлило: московский ГУМ, главный магазин всего Советского Союза, как всегда, был наполнен и покупателями, и праздно шатающимися, и перекупщиками, с алчным интересом ожидающими выброса очередной партии дефицитного товара…
В толпе находился и элегантно одетый мужчина. Он не относился ни к одной из перечисленных категорий. У него были другие цели - он прибыл сюда "на дело". Это был известный вор-карманник по кличке Кадет. Он был при полном параде: стильная шляпа, модное темно-синее пальто. Ни дать ни взять солидный столичный житель.
"Так, сегодня будет неплохой день! "- с радостью думал Кадет, глядя на это пестрое, разноликое людское море. По своему многолетнему опыту вор знал: чем больше и гуще толпа, тем больше шансов на жирный и богатый "улов". Таков нехитрый воровской закон…
Кадет на какие-то секунды замер, присматриваясь к людским потокам, а затем аккуратно влился в толпу и начал свое движение по ГУМу: вот он приник к небольшой кучке покупателей возле отдела с кожаными перчатками, постоял у сувенирной лавки, затем направился к прилавкам с ювелирными изделиями, где уже скопилась очередь за золотыми часами. Здесь для проформы занял очередь, с умным видом завел разговор с другими покупателями.
И тут взгляд Кадета выхватил из пестрой толпы симпатичную даму в каракулевом жакете, норковой шапочке и с красивой черной сумочкой на левой руке. "Вот то, что я искал!" - подумал вор и начал сближение с дамой. Возле фонтана он, используя толкотню встречного потока, на мгновение прижался к жертве и тут же отстал, свернул в проход, ведущий на другую линию. Дело было сделано - пора уносить ноги. Кадет быстрыми шагами, торопливо пошел к выходу...
Вот она, входная дверь. Еще минута, и…
Вдруг сбоку кто-то цепко стальной хваткой взял его за руку:
- Спокойно, Кадет, не дергайся! Опять встретились. Пойдем-ка к нам...
Вор от неожиданности вздрогнул, затем рванул было руку, но, увидев знакомое лицо опера Яковлева (фамилия изменена), сразу сник:
- А, это вы, товарищ старшина…
- Уже не старшина, а лейтенант. Пошли в "дежурку" - и без фокусов.
В дежурном отделении Кадета обыскали и выложили на стол его "улов" - небольшой замшевый кошелек коричневого цвета.
- Откуда кошелек, Кадет?
- Какой? А, этот, что ли? Это... жена дала…
- И что в нем?
- В нем? Понятное дело - деньги.
- Сколько?
- Так ведь... Я не считал.
- Не считал? Сейчас посчитаем, - усмехнулся Яковлев и открыл кошелек. В нем лежали деньги и запечатанный конверт. Яковлев не без иронии спросил:
- Кому письма пишешь, Кадет?
- Письмо? Какое? Это, что ли?
- Хватит дурака валять! Это у той, что в каракулевом жакете была, "отжал", да?
Кадет опустил голову. Впереди опять замаячил срок. Милиционер застегнул на руках Кадета наручники и повел его в КПЗ…
Странный кошелёк. И куда пропала его хозяйка?
Сотрудники милиции, пытаясь найти потерпевшую, несколько раз объявили по громкоговорящей связи на весь ГУМ:
- Внимание! Женщина в каракулевом жакете! Просим вас зайти в отделении милиции при ГУМе для возврата вашего кошелька.
Однако в тот день хозяйка почему-то не объявилась…
Не появилась она и на следующий день. Сотрудники милиции внимательно осмотрели кошелек и его содержимое. В ней находились 1500 советских рублей, 80 немецких марок ГДР и неотправленное письмо в город Арнем, что в Голландии. Внутри кошелька, в боковом карманчике, обнаружили старую помятую квитанцию об отправке телеграммы в Нордхаузен (ГДР).
Поскольку хозяйка кошелька так и не объявилась, решили найти ее по обратному адресу, указанному на конверте. Забрав кошелек и все ее содержимое, лейтенант Яковлев выехал на улицу Горького. Дверь открыла девушка.
- Добрый день! Вы Татьяна Евченко (данные изменены. - Прим. ред.)? Я из милиции.
- Да, я. А что случилось? - Девушка была слегка встревожена визитом сотрудника правопорядка.
Яковлев попросил разрешения взглянуть на ее паспорт. И прописка, и все данные полностью совпадали с теми, что были указаны на конверте. В разговоре выяснилось, что девушка живет с родителями, в 1958 году окончила школу, хотела поступить в институт, но не прошла по конкурсу.
- Теперь вот работаю на кондитерской фабрике "Большевик". Уже пятый месяц…
- А в ГУМе давно были? - аккуратно поинтересовался Яковлев.
- Что вы, товарищ лейтенант! У меня и времени нет по магазинам гулять. Я же каждый день на работе: с восьми утра и до пяти вечера.
- А когда в последний раз были в ГУМе, не припомните?
- Да я уже полгода там не была…
Задав еще с десяток вопросов, Яковлев окончательно убедился, что девушка не имеет никакого отношения к этому кошельку.
Уходя, Яковлев спросил Татьяну:
- Таня, у вас случайно не сохранились ваши школьные тетрадки? Можно взглянуть на них?
Девушка удивилась, но встала с кресла, подошла к книжному шкафу и вытащила несколько тетрадок.
"Нет, почерк совершенно другой. То письмо из кошелька писала явно не Таня..." - понял Яковлев, внимательно вглядываясь в рукописные строки. Да и писать в Голландию ей было некому…
На следующий день сотрудники милиции сделали запрос в Центральное адресное бюро. Ответ был следующий: "На ваш запрос сообщаем, что в Москве проживает только одна жительница с запрошенными Вами установочными данными: Татьяна Евченко, 19... г. р. Данное лицо прописано по следующему адресу: Москва, ул. Горького, д. №…, кв. №..." Это был тот самый адрес, по которому уже наведывался лейтенант Яковлев...
Сотрудники милиции подождали еще один день, но таинственная женщина в каракулевом жакете словно растворилась. Запросили все отделения милиции Москвы: не поступало ли заявления о краже кошелька с деньгами? Нет, никто не заявлял. Тогда опросили все столичные больницы и морги: не поступала ли к ним симпатичная женщина в черном жакете? И опять безрезультатно! Стало понятно: таинственная незнакомка готова пожертвовать и сумкой, и деньгами, лишь бы остаться неизвестной…
В связи с тем, что в сумке были обнаружены и иностранная валюта, и письмо в Голландию, поисками загадочной незнакомки занялось уже другое ведомство - КГБ.
Письмо с шифровкой
Для вскрытия письма сотрудники КГБ получили санкцию прокурора. Началось тщательное изучение послания. Письмо было написано на немецком языке, крупным размашистым почерком. Автор сообщал некоему Яну о некоем молодежном фестивале в Москве. Кроме упоминания каких-то двух немецких имен ничего конкретного и значимого в письме не было. Какое-то нескладное, бессмысленное послание. Как будто для отвода глаз. Это еще больше усилило подозрение чекистов. Попытались уловить подстрочный смысл - тоже безуспешно.
Сотрудники сразу обратили внимание на большие интервалы между строк. Решили проверить письмо на содержание тайнописи. Специалисты начали "колдовать" над бумагой, и вначале слабо, но затем все четче проступили колонки с цифрами. Так вот почему хозяйка кошелька предпочла сохранить свое инкогнито: письмо содержало шифровку!
Надо искать хозяйку сумки. Только она может прояснить, что за шифровка и кому она предназначается. Но кто она и где ее искать в шестимиллионной Москве?
Оперативники беседуют с Яковлевым:
- Можете описать эту женщину? Особые приметы, черты лица?
- К сожалению, нет. Я больше следил за Кадетом и его действиями. Полагал, что потерпевшая сама явится и заявит о краже…
Приводят на допрос Кадета. Он тоже не может описать загадочную незнакомку:
- Я на ее лицо не смотрел. Оно мне без надобности было. Мне сумочка нужна была и что в ней. Кроме каракулевого жакета ничего не помню…
Что делать? Чекисты тщательно исследуют конверт, каждую строчку письма, каждую купюру. Тщетно - ни одной зацепки!
Остается последний шанс: адрес на квитанции об отправке телеграммы.
В ГДР по секретным каналам идет служебная депеша:
"В Министерство госбезопасности ГДР
( Штази)
Совершенно секретно
В рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий просим Вас, соблюдая полную секретность, установить личность некоего Швайгера Генриха (данные изменены. - Прим. ред.), жителя города Нордхаузен, на имя которого из Москвы была отправлена телеграмма. Данное лицо, предположительно, имеет переписку либо с жителем СССР, либо с лицом, временно проживающим на территории Советского Союза.
Также просим Вас выяснить личность лица (либо группу лиц), с кем вышеупомянутый фигурант имеет переписку".
Немецкие коллеги энергично взялись за поиск. За короткий срок в небольшом городе (чуть больше сорока тысяч жителей) и его окрестностях были выявлены несколько десятков человек с подобной фамилией. Из них только один имел переписку с Советским Союзом. Им оказался некий престарелый бюргер, который крайне редко переписывался со своей внучатой племянницей Хельмой Шульц (данные изменены), проживающей в Москве. Он не знал ни точного адреса ее жительства, ни места ее работы. Корреспонденцию племяннице Хельме Швайгер отправлял на московский Главпочтамт с пометкой "До востребования".
В расследовании появился хоть какой-то сдвиг…
Начались поиски этой самой Хельмы. Однако из Центрального адресного бюро пришел отрицательный ответ: "Хельма Шульц, согласно картотеке, в списках проживающих в Москве не значится". Тогда проверили списки отдела виз и регистраций (ОВИР), где на Шульц должны быть въездные документы, но и здесь она не значилась! Что за чертовщина?! Неужели имя и фамилия вымышленные?
Но немецкие коллеги заверяют:
- Имя и фамилия настоящие. Швайгер давно знает ее как родственницу. Кроме того, все письма, когда-то полученные им от нее, были подписаны лично Хельмой.
Началась кропотливая работа по изучению листков прибытия иностранцев за последние несколько лет. Возможно, Шульц становилась на временный учет. Советский Союз ежегодно посещают тысячи иностранцев, и необходимо перелопатить огромный массив бумаг. Титанический труд! И вот наконец-то найден листок на Хельму.
Оперативники с интересом изучают найденный документ: "Хельма Шульц, 1932 года рождения, жительница города Z… (ГДР). Прибыла в кратковременную служебную командировку в Москву". Листок прибытия датируется 1957 годом.
Оперативники вздыхают с облегчением: "Наконец-то!" Через МИД СССР направляется письмо в посольство ГДР. Вскоре оттуда приходит ответ: "Гражданка ГДР Хельма Шульц, 1932 г. р., работает секретарем-переводчиком при представителе от ГДР в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ)".
Сотрудники КГБ отправляют первичную информацию в МГБ ГДР и просят прислать своего сотрудника для проведения дальнейших мероприятий. В Москву от МГБ ГДР прибывает оперативный сотрудник - капитан Фогель (фамилия изменена).
Кто вы, фрау Шульц?
Секретарь-переводчик Хельма Шульц была, на первый взгляд, обычной служащей. Такой же, как и ее многочисленные коллеги по аппарату СЭВ. Она вовремя приходила на работу, хорошо справлялась со своими служебными обязанностями. Ее непосредственный начальник так охарактеризовал ее:
- Аккуратная, исполнительная, инициативная. Хороший работник.
Сослуживцы считали ее в меру приветливой и обходительной.
Но при более внимательном изучении этой личности перед оперативниками предстала совершенно другая Хельма. Притом что Хельма была весьма привлекательной женщиной, она вела замкнутый и закрытый образ жизни. У нее не было близких подруг и знакомых, во взаимоотношениях с сослуживцами она неоткровенна, неискренна. По характеру вспыльчива, неуравновешенна…
Все эти факты сами по себе не могли служить основанием, чтобы подозревать Шульц в шпионской деятельности. Мало ли житейских событий и обстоятельств в жизни любого человека, иногда горестных и трагических, оказывающих влияние на характер и поведение?
Гораздо более весомыми аргументами были следующие: имея скромную зарплату обычной служащей, Хельма покупала очень дорогие предметы гардероба, у нее всегда в избытке водились денежные средства. Шульц часто за свой счет выезжала в ГДР - якобы навестить своих больных родственников.
Что касается подозрений в сборе информации, то тут тоже имелись вполне веские основания: Шульц по долгу службы имела доступ на все заседания СЭВ, в том числе и закрытые. Секретные документы печатались ею в отдельной комнате, без всякого учета копировальной бумаги и бланков.
Тем временем немецкие коллеги из МГБ выяснили - никаких "больных" родственников у Шульц, кроме престарелого Швайгера, на родине у нее нет. Ее родители давно умерли, и она была одинока. Зачем и к кому Шульц так часто летает в ГДР?
Немецкие оперативники "нарыли" на подозрительную дамочку много интересной информации, а вскоре в Москву пришла очередная секретная депеша.
"В КГБ СССР
Совершенно секретно
На Ваш запрос сообщаем дополнительные сведения касательно сотрудницы аппарата СЭВ Хельмы Шульц, 1932 г. р. Данное лицо находилось в интимной связи со своим сослуживцем-переводчиком, который в конце 1953-го бежал в Западный Берлин.
По оперативным данным, Шульц имела с ним несколько встреч.
Х. Шульц в последние годы проявляла большую активность в общественной жизни, упорно совершенствовала свои знания в области русского языка. Также Х. Шульц настойчиво добивалась устройства на работу в аппарат СЭВ и выезда в Советский Союз.
Также было установлено, что в период 1955-1957 гг. Шульц приобрела большое количество дорогостоящих вещей для своего гардероба, стоимость которых значительно превышает ее заработную плату.
Кроме того, в отделе, где ранее работала Шульц, имел место случай утраты совершенно секретного документа, который впоследствии так и не был найден".
Постепенно отдельные пазлы начали складываться в общую картину. Теперь надо было выяснить: является ли Шульц именно той женщиной, у которой Кадет "подрезал" в ГУМе кошелек? Используя все меры предосторожности, ее показали Яковлеву и Кадету. Оба заявили, что она имеет большое сходство с потерпевшей, но утверждать категорично они не могут. Навели справки. Выяснилось, что у Шульц есть в гардеробе каракулевый жакет и черная дамская сумочка, а по роду своей службы она может бесконтрольно отлучаться с работы.
И наконец, принадлежит ли Шульц то загадочное письмо с тайнописью в Голландию? Она ли его автор? Ее ли рукой оно написано?
Но как это выяснить? Не будешь же ее расспрашивать: "Фрау Шульц, не вашими ли руками это письмо написано?" Узнать принадлежность автора можно только на основании графологической экспертизы, но где достать образец почерка подозреваемой? Шульц редко берется за перо - ей это без надобности, ведь она отлично владеет навыками набора текста на печатной машинке.
Снова выручили немецкие коллеги. Они разыскали в архивах в учреждениях несколько документов, заполненных рукой Хельмы, и передали их в Москву. Эксперты-графологи после долгих и тщательных исследований дали заключение: и представленные документы, и письмо написаны одним и тем же человеком.
Это было очень важное обстоятельство. Значит, Шульц лично писала зашифрованное письмо в Голландию и собственноручно указала ложный обратный адрес. По поводу тайнописного текста логично было предположить, что его тоже писала Хельма. А если это не так, она безусловно знала о его существовании.
Советские и немецкие оперативники анализируют накопленные материалы. Да, их уже много, но пока это лишь подозрения. Чтобы подозрения переросли в уверенность, нужны факты. И не разрозненные, а доказательные, убедительные, логически связанные между собой. И тут происходит неожиданный визит одного московского научного сотрудника…
Продолжение следует. Конец истории будет опубликован завтра на нашем канале.
Автор: Заур Зауров